на главную страницу

17 Марта 2004 года

Планета людей

Среда

Весомый аргумент «латинос»

Юрий СУМБАТЯН, профессор, доктор философских наук.



Президент Венесуэлы Уго Чавес заявил, что если американцы решатся на прямое военное вмешательство во внутренние дела его страны, то им придется столкнуться с очень серьезным сопротивлением. В ходе своего телевизионного выступления Чавес сказал, что «у Венесуэлы достаточно союзников на континенте, чтобы начать 100-летнюю войну». Уго Чавес обвиняет американцев в том, что Белый дом стоял за провалившейся попыткой государственного переворота в 2002 году, а также в поддержке оппозиционных групп, требующих провести в Венесуэле референдум. В свою очередь США обвиняют Чавеса в дружбе с кубинским лидером Фиделем Кастро, нарушении прав человека, критике планов Соединенных Штатов по созданию свободной экономической зоны в регионе и войны в Ираке.

     Когда мексиканский диктатор Порфирио Диас сказал: «Бедная Мексика! Так далеко от Бога и так близко от Соединенных Штатов», он не подозревал, что столетие спустя эти слова можно будет сказать о всей Латинской Америке. Несмотря на огромные природные ресурсы, более 40 процентов ее населения - приблизительно 200 миллионов человек - живут в бедности. Кроме того, Латинская Америка согласно недавнему исследованию ООН отличается самым высоким в мире уровнем социального неравенства и политической нестабильности. Оно и неудивительно, ведь за последние несколько десятилетий из 600 актов вмешательства армии в политическую жизнь 200 завершились захватом власти и установлением военно-диктаторских режимов. Но и в «новой» эпохе армейское руководство продолжает играть чуть ли не главную роль в управлении отдельно взятыми государствами.
     Изначально национальные вооруженные силы стран Латинской Америки формировались в ходе борьбы за независимость против испанского владычества. Но по мере своего становления они попадали под влияние США, которые стремились присвоить себе право на военное вмешательство во внутренние дела «избранных» стран. Вспомним, при прямом их участии совершались вооруженные агрессии против Гондураса, Гаити, Гватемалы, Кубы, Панамы, Мексики, Доминиканской Республики, Никарагуа и ряда других стран. Не могли США не поучаствовать и в военных переворотах.
     По этим причинам, как показывает история, военно-диктаторские режимы стали определенной закономерностью политического развития Латиноамериканского региона. Как правило, политика таких режимов была основана на безоговорочном подчинении народных масс воле диктаторов. Механизм их управления был отработан досконально: в большинстве случаев захватившие власть диктаторы присваивали себе звание президента и создавали политическую систему, опиравшуюся на одну партию. Так что в этом отношении национальным армиям были присущи две основные тенденции: во-первых, влияние на гражданское общество в условиях авторитарного однопартийного гражданского режима для обеспечения политической стабильности и развития страны либо, во-вторых, отказ армии поддерживать гражданское общество, захват власти через военный переворот.
     Как результат - до недавнего времени особенностью Латинской Америки было существование реакционных военных режимов типа военно-фашистских диктатур Сомосы в Никарагуа, Дювалье в Республике Гаити, Стреснера в Парагвае, реакционных военных хунт и правительств в Аргентине, Бразилии, Чили, Гватемале, Уругвае и других странах.

     

     Справка: по данным таких зарубежных изданий, как «The Military Balance», «The World Factbook», «The Balance of Military Power», «World Defense Almanac» и других, сегодня общая численность вооруженных сил Латинской Америки составляет около 1,2 миллиона человек. Для сравнения: этот показатель в начале 70-х гг. достигал 750 тысяч. Наиболее крупными вооруженными силами располагают Бразилия, Мексика, Колумбия, Перу, Чили, Венесуэла, Аргентина (от свыше 280 до 70 тысяч человек), затем (от свыше 60 до более 30 тысяч человек) идут Куба, Эквадор, Гватемала, Доминиканская Республика, Уругвай, Парагвай. Остальные страны имеют армии от нескольких сот человек до двух десятков тысяч, а Коста-Рика, Гаити, Панама вообще обходятся без вооруженных сил, имея вместо регулярной армии национальную полицию или военизированные формирования.
     


     Однако времена меняются. Яркой приметой политической панорамы Латинской Америки за последние десятилетия стало появление так называемых либеральных авторитарных режимов, точнее, авторитарных режимов с демократической тенденцией, представляющих собой своеобразный симбиоз демократии и авторитаризма. Эта тенденция восходит к 80-м годам прошлого века, ко временам подъема новой волны демократической активности в результате краха ряда реакционных и консервативных режимов, в частности в Аргентине, Бразилии, Уругвае, Парагвае, Чили. Тогда же почти в десяти государствах Южной Америки пали военно-диктаторские режимы, завершились гражданские войны в Никарагуа, Сальвадоре.В большинстве стран новые лидеры пришли к власти не в результате заговора и захвата власти, а в соответствии с конституционными нормами, по волеизъявлению граждан. Но политическая система в этих странах и сейчас характеризуется «суперпрезидентской» властью при относительно слабой законодательной и судебной власти плюс недостаточно развитой политической системой.
     В этом плане особенно показательна фигура венесуэльского президента. Впервые имя Уго Чавеса стало известно широкой общественности после двух неудачных попыток осуществления военного переворота против президента Карлоса Андреса Переса. Но неудача не остановила кадрового военного, и в 1998 году он создает собственную партию, с помощью которой побеждает на президентских выборах в этом же году. Сразу же после своего легального избрания Чавес приступает к реализации своей мечты – осуществлению «Боливарской революции» в честь освободителя Южной Америки от испанского господства Симона Боливара. После кардинальных изменений в 1999 году страна стала именоваться Боливарианской Республикой Венесуэла, и около 70 процентов населения поддержали реформы, предложенные Чавесом. Имея значительную поддержку внутри страны, занимающей пятое место в мире по объему экспорта нефти и входящей в четверку основных поставщиков «черного золота» в США, ее лидер проводил независимую внешнюю политику, вызывавшую раздражение у Вашингтона. Так, в 2000 году он стал первым руководителем государства, прибывшим в Ирак с официальным визитом после войны в Персидском заливе в 1991 году.
     Однако осуществление внутренних революционных реформ начало пробуксовывать, что незамедлительно сказалось на состоянии экономики и благосостоянии простых венесуэльцев. В результате 12 - 14 апреля прошлого года группа ведущих политиков осуществила неудачную попытку насильственного изменения власти, обвинив действующего президента в неумении управлять экономикой. Но популярность Чавеса среди военных и бедных слоев населения помогла ему возвратить власть: виновные были арестованы, а обвинения в организации путча были выдвинуты Вашингтону.
     Или взять Луиса Игнасио Лула да Сильва, который победил на президентских выборах в Бразилии. Приход к власти в крупнейшей стране Латинской Америки лидера Рабочей партии — крупнейшей левой политической организации на континенте — стал еще одним поводом для беспокойства в Белом доме относительно политики на своем «подворье». Некоторые наиболее скептически настроенные представители Вашингтона поговаривают о том, что теперь и в других латиноамериканских странах активизируется левое движение и что вскоре весь материк станет «красным», если Вашингтон и дальше будет продолжать игнорировать процессы, там происходящие. В лице нового президента Бразилии Буш обрел противника лелеемой им идеи создания свободной экономической зоны в Западном полушарии (FТАА), в которую к 2005 году должны войти 34 государства Северной, Центральной и Южной Америк. В своей предвыборной программе Лула выдвинул антиглобалистский лозунг о блокировании Бразилией идеи создания FTAA, поскольку осуществление плана Буша означало бы аннексию Бразилии Соединенными Штатами. В обмен на свое согласие с планами Буша Сильва требует больше преференций для бразильского экспорта в США. Если добавить к этому недовольство ближайшего соседа США – Мексики — американским протекционизмом собственных сельскохозяйственных производителей, то перспективы FTAA весьма туманны.
     В этих условиях США предприняли на состоявшемся в январе в мексиканском городе Монтеррей саммите стран Западного полушария огромные усилия, чтобы изменить тенденцию в Латинской Америке в свою пользу. Однако их предложения не нашли единодушной поддержки у представителей 34 стран. Многие страны в Латиноамериканском регионе также не разделяют подход Вашингтона к вопросам безопасности.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства