на главную страницу

18 Марта 2004 года

«Вахта памяти–2004»

Четверг

«Космонавты» работают на земле

Александр БОНДАРЕНКО, «Красная звезда».



В соответствии с перечнем мероприятий на 2004 год, проводимых Российским организационным комитетом «Победа» в связи с памятными датами военной истории Отечества и работой с ветеранами, департамент по молодежной политике Министерства образования и науки РФ и Российский центр гражданского и патриотического воспитания совместно с комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму администрации Ленинградской области и Фондом поисковых отрядов Ленинградской области проводят в Санкт-Петербурге 19 – 20 марта с.г. торжественное открытие Всероссийской «Вахты Памяти-2004». О проведении этого мероприятия «Красная звезда» расскажет на следующей неделе, а наш сегодняшний материал посвящен одному из ведущих поисковых объединений города на Неве.

     Обычно поисковые отряды и клубы носят названия сугубо земные – «Долина», «Рубеж», «Память»… Даже наименование «Высота» подразумевает не безоблачные дали, а тот самый пригорок, который обороняли или брали наши бойцы, а потом, как в песне, «лежать остались в темноте – у незнакомого поселка, на безымянной высоте». В этом смысле из общей традиции выбивается поисковый клуб «Космос», в который входят отряды «Космос-1» и «Космос-2», ведь создан он на базе Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского и является единственным в Санкт-Петербурге поисковым объединением, существующим при военном вузе.
     Когда-то в городе на Неве таких клубов было не менее пяти, но в результате, во-первых, сокращения военных училищ, во-вторых, по причине разного рода трудностей, в особенности материального плана, и, в-третьих, из-за наличия элементарного риска они свое существование прекратили. Сохранился лишь «Космос», и в нем на сегодняшний день состоит более 80 курсантов, прапорщиков и офицеров. Ему всячески старается помогать начальник академии генерал-лейтенант Александр Ковалев, поддерживает его и руководство Космических войск. А вот зачем, грубо говоря, нужна им всем эта лишняя головная боль?
     …С поисковиками из «Можайки» мне приходилось встречаться не раз – и в Новгородской области, близ Мясного Бора, где в 1942-м погибала в окружении 2-я ударная армия, и в Ленинградской, в районе Синявинских высот и легендарного «Невского пятачка». Узнать «космонавтов» нетрудно: если обычные лагеря поисковиков похожи друг на друга, и каждый – на базу партизанского отряда, то территория «Космоса» всегда представляла собой полевое расположение воинского подразделения. Палатки, кажется, по шнуру выровнены, аккуратные дорожки, таблички-указатели, служба наряда налажена по уставу…
     Кто-то, может, и усмехнется – к чему, мол, все это «в лесу», где люди заняты очень важной, тяжелой не только в физическом, но и в моральном плане работой? Здесь главное - копать, а в лагере постараться отдохнуть, насколько это возможно под дождем, при холоде или под комариный звон… В «Можайке», однако, считают по-другому. Да, поиск павших в Великую Отечественную войну - дело святое, задача государственная, хотя и выполняется добровольцами. Вот и курсанты занимаются поисковой работой в учебное время, что, разумеется, может нанести ущерб качеству профессиональной подготовки. Но чтобы такого не случилось, эта работа в Военно-космической академии органично введена в процесс обучения будущих офицеров.
     Полковник запаса Сергей Панин, организатор и командир самого первого поискового отряда «Можайки», ведет меня по экспозиции выставки, развернутой в музее ВКА, где она занимает примерно четвертую часть огромного актового зала. Хотя если бы «из леса» привозили все найденное «железо», то и целого зала оказалось бы недостаточно… Оговорюсь сразу, что никакому умельцу не под силу привести в боевое состояние находящиеся тут винтовки и автоматы, что пролежали в земле шесть десятилетий. Зато штурмовик Ил-2 восстановить вполне возможно, и Сергей Иванович об этом мечтает. Пока же в зале установлены фрагменты кабины самолета, его вооружение, прекрасно сохранившийся парашют.
     

     Наша справка
     За время поисковой работы в 1990 г., 1995 – 2003 гг. поисковым клубом «Космос» Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского обнаружены останки 2.802 бойцов и командиров Красной Армии. Установлено 153 имени. Разысканы родственники 32 павших воинов.

     

     - Обломки этого самолета охотники нашли позапрошлым летом в районе Малуксы, - рассказывает Сергей Иванович. - Поднимали его отряды «Мга», в которых руководитель местного казачества Владимир Печура объединил молодежь, школьников, в том числе и «трудных» подростков; «Высота» - бывшие офицеры и прапорщики ВВС, которыми руководит Виктор Дудин; наши курсанты и офицеры. Когда лебедкой достали пулемет, то на его пистолетной рукоятке увидели кисть руки в перчатке, и стало ясно, что машина с экипажем…
     Сбитый зенитным огнем штурмовик буквально вошел в землю с двумя своими летчиками – младшим лейтенантом Фартдином Сахабутдиновым и сержантом Егором Кретовым. Их имена поисковики установили сразу, обнаружив в карманах гимнастерок документы. Позже выяснили, что самолет 703-го штурмового авиаполка не вернулся с боевого задания 1 апреля 1943 года. Удалось найти родственников обоих летчиков, и они приезжали на захоронение героев. Броневые остатки Ил-2 частично находятся в музее ВКА, а специалисты из «Высоты» уже восстановили двигатель самолета.
     Между тем поисковики знают, где в лесах и болотах Ленинградской области лежат остатки других найденных самолетов, из которых вполне можно собрать штурмовик... И тогда крылатая машина вполне может «приземлиться» в «Можайке», которая в годы Великой Отечественной войны готовила инженеров для Военно-воздушных сил…
     Каждая «Вахта памяти» - а курсантские отряды выезжают в поисковые экспедиции дважды в год, весной и осенью, - обязательно приносит какие-то особенные, порой совершенно удивительные находки.
     Один из наиболее памятных - выезд 1998 года. Год тот начался крайне неудачно: в ныне расформированном зенитно-ракетном училище произошел подрыв, были ранены два поисковика… Понятно, сколько потом было строжайших директив и разного рода запретов! Однако тогдашний начальник академии дважды Герой Советского Союза летчик-космонавт СССР генерал-полковник Леонид Кизим на свой страх и риск разрешил экспедицию. А в результате были обнаружены останки 707 павших, из них 29 «именных», а у семи из них удалось даже отыскать родственников.
     Так, южнее «Невского пятачка», на высоте 22.0, которую в 1943-м удерживали немцы, поисковики подняли почти целую нашу роту… Почти у всех павших были медали «За оборону Ленинграда», у многих – гвардейские знаки, а несколько человек нашли с номерными наградами.
     Курсант Игорь Шляхов – сейчас он уже капитан, служит неподалеку от Петербурга и от поисковой работы не отошел - обнаружил останки лейтенанта, облаченного в металлическую кирасу. Лежал он навзничь, в одной руке – финка, в другой - противотанковая граната и еще одна граната была на поясе. На гимнастерке оказалась медаль «За отвагу»…
     С номерами наград обратились в Подольск, в Центральный архив Министерства обороны, который не раз помогал «Космосу».
     …Как погиб командир роты гвардии лейтенант Григорий Терентьевич Заборовский, стало известно из представления на орден Отечественной войны I степени. С гранатами в руках пошел он навстречу немецкому «тигру», на пути этом уничтожив свыше 20 фашистов, и был сражен снарядом. А рота в едином порыве бросилась на врага, взяла рубеж…
     Пожалуй, это был единственный случай в Сибири, когда более чем через полвека на родину вернулся воин, павший в Великую Отечественную войну. Администрация Новосибирской области помогла поисковикам доставить останки Заборовского в его родной поселок, где он был похоронен рядом с могилой матери. В последний путь навсегда двадцатилетнего гвардии лейтенанта провожали две его сестры, кадеты Сибирского кадетского корпуса, школьники, местные жители…
     Подольский архив помог установить еще два имени, и в Новгородскую область доставили останки рядового Василия Ершова, которого также опознали по медали «За отвагу». А вот родных рядового Александра Романовича Филатова, 1921 г.р., награжденного орденом Боевого Красного Знамени еще в октябре 1942 года, найти не удалось. Из военкомата города Харькова пришел ответ: «По указанному адресу Филатовы не проживают…» Между прочим, когда «Космос» поднял первого «именного» ленинградца, то за неделю отыскали и прошли семь адресов и нашли жену и дочь павшего воина.
     Кстати, поисковики «Космоса» давно уже ждут ответа из Казахстана – еще в 2001 году на Синявинских высотах, у бывшего 5-го Рабочего поселка, был найден боец-казах Байбуслан Бесингазиев со «смертным медальоном». Но…
     Все же небрежение к возвращенным именам встречается гораздо реже, чем желание помочь. Недавно вот приезжали на Синявинские высоты с Украины сын, внук и правнук поднятого там бойца, привезли землю на его могилу, расчищали над ней метровый снег. Была, опять же недавно, делегация из Башкирии – даже не родственники, но земляки павших, и тоже свою землю привезли… Война, которая закончилась 60 лет тому назад, соединила, сроднила всех ныне живущих, коснувшись всех нас без исключения. А слезы и благодарность родственников – это главная награда для поисковиков, стимул того, что следует продолжать работу…
     …Если говорить о делах недавних, то в минувшем январе в поселке Невская Дубровка поисковики «Космоса» участвовали в открытии мемориальной доски на улице, названной в честь гвардии майора Мясникова, заместителя командира истребительного авиационного полка. Он погиб в небе над поселком и был найден в лесу, где-то в двух километрах от него. Рассказывать о том, как поднимали «харрикейн», устанавливали имя пилота, можно довольно долго… Когда же после прощания с летчиком его прах везли по улице Невской Дубровки, над процессией прошли на бреющем полете спортивные самолеты, сбросили букеты цветов, собранных на том самом аэродроме, с которого когда-то взлетал гвардии майор Мясников. Эти цветы легли и на могилу героя, которого похоронили в Новгородской области, в райцентре Мошенское, рядом с могилой намного пережившей его жены.
     …Не так давно в редакцию «Красной звезды» поступило обращение одной общественной организации – призыв найти и захоронить к 60-летию Победы всех незахороненных воинов Великой Отечественной. Пришлось объяснить, что это пожелание реализовать невозможно: до сих пор не найдены многие сотни тысяч бойцов и командиров… Причем лежат они не только в глухих лесах, топких болотах или в заполярной тундре.
     В городе Кировске, это в получасе езды от Петербурга, бойцы лежат буквально под любым из окраинных огородов. На каждых 6 – 8 сотках – порядка взвода. Чтобы их поднять, поисковикам приходится вести переговоры с хозяевами, подчас очень даже долгие... Да и на Пулковских высотах останки находят, и в местах оживленного строительства по окраинам города. Причем некоторые застройщики не стремятся привлекать внимание к своим находкам, стараясь любым возможным образом сэкономить время и деньги… Кстати, как я узнал, не совсем понятные события происходят сейчас на знаменитой высоте 43,3, в районе мемориала «Синявинские высоты». На эту высоту в 1943-м опирались все попытки расширить прорванный блокадный коридор, а ныне здесь планируется строительство очередной очереди синявинской птицефабрики. И как-то, говорят, очень быстро идет «расчистка местности»…
     

     Наша справка
     В 2003 году на территории Ленинградской области работали 42 поисковых отряда из 16 регионов РФ - порядка 3.000 человек. Обнаружены останки 3.582 воинов, установлены имена 102 бойцов и командиров Красной Армии, на исследовании находятся 39 медальонов. Захоронены с воинскими почестями останки 3.473 человек, 109 будут захоронены в нынешнем году.
     Всего за период с 1994 по 2004 год поисковиками на территории Ленобласти были обнаружены и захоронены останки 33.003 бойцов и командиров, установлено 3.569 имен.

     

     ...Впрочем, вернемся к заботам клуба «Космос» и объясним, каким образом поисковая работа помогает профессиональной подготовке будущих офицеров Космических войск.
     Прежде всего в отряд отбирают только лучших по учебе и наиболее дисциплинированных. Так называемых проблемных «в лес» никогда не возьмут – и потому, что от занятий их отрывать нельзя, и потому, что во время поисковых работ присутствует определенный фактор риска. Во-вторых, для курсантов каждая поисковая экспедиция является настоящим полевым выходом… Но лучше предоставим слово подполковнику Николаю Малыгину:
     - Мы решаем здесь чисто военную задачу: умение организовать быт личного состава в полевых, экстремальных условиях, в которых надо самим себя полностью обеспечивать во всех вопросах... - объясняет командир отряда «Космос». – ну а самое для нас главное – воспитание курсантов. Им после такой работы не надо объяснять, что такое патриотизм, воинский долг, армейская служба... В результате наши ребята выходят из стен академии более подготовленными, да и вообще они сморят на жизнь не через розовые очки…
     - В какое-то время поисковому движению уделялось большое внимание, выделялись деньги. Сейчас этого нет, но поисковики работали и будут работать. Наше движение не погибнет и без финансирования, потому что держится на энтузиастах, - продолжает разговор подполковник Николай Коробов. – В 1996 году у нас создана общественная организация «Региональный поисковый центр» – структура, которая в том числе и зарабатывает деньги, чтобы финансировать наши экспедиции…
     Коробов, технический директор центра, объяснил, что все входящие в него офицеры – специалисты по подрывным работам, ежегодно проходят аттестацию в инженерных войсках ЛВО, а соответствующая питерская комиссия ГО и ЧС аттестовала их и как спасателей России.
     Впрочем, деятельность «Регионального поискового центра» вполне может быть темой для обстоятельного отдельного разговора. Пока же ограничимся информацией, что работающие в нем офицеры не только уничтожают взрывоопасные предметы и проводят взрывные работы – группой разминирования руководит начальник инженерной службы ВКА полковник Виктор Левчук, но и производят инженерно-геодезические работы, разрабатывают предложения по проектированию, монтажу и эксплуатации технических систем, выполняют разного рода иные работы… В итоге центр зарабатывает средства не только на организацию поисковых экспедиций, установку памятников на могилах павших и прочие поисковые нужды, но даже на ремонт и оборудование старинного здания «Можайки».
     …Уже через месяц «Космос» начнет работать на «Невском пятачке». Кроме опытных поисковиков – офицеров и старшекурсников, «в лес» впервые выйдут второкурсники-новички. Подъедут и некоторые выпускники, традиционно приурочивающие свои отпуска к дням проведения «Вахты Памяти». Ведь поиск – это не просто какие-то мероприятия, а состояние души, и люди, поиском «заболевшие», остаются верны ему на долгие годы.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства