на главную страницу

20 Марта 2004 года

Армия сегодня

Суббота

«Александр Невский»: властелин глубин

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     

     Вчера в северодвинском производственном объединении «Северное машиностроительное предприятие», которое входит в состав Российского государственного центра атомного судостроения, прошла церемония закладки нового ракетного подводного крейсера стратегического назначения «Александр Невский». Это второй корпус в серии крейсеров, строящихся по проекту 955 «Борей».

     Последний стратегический ракетоносец - головной в серии «Борей» - здесь заложили более семи лет назад, 2 ноября 1996 года. А предыдущий - более 17 лет назад. Поэтому день закладки нового РПКСН, получившего имя «Александр Невский», с полным основанием можно назвать историческим не только для «Севмаша» и Военно-морского флота, но и для всей России, которая вновь приступает к серийному строительству подводных стратегических крейсеров. Тем самым подтверждена приоритетность морских стратегических сил в балансе ядерного сдерживания и обеспечении безопасности страны.

     Закладкой этого корабля подтверждается прежний курс в развитии российской стратегической ядерной мощи, которая была и будет оставаться на долгие десятилетия одним из краеугольных камней нашей безопасности.
     Известный русский реформатор Петр Столыпин утверждал, что всякое великое государство не должно лишать себя права участвовать в международных событиях. Флот - именно тот рычаг, который позволяет реализовать это право. Флот нужен России не для того, чтобы она считалась великой морской державой, а для того, чтобы защищать ее интересы в любых точках Мирового океана.

     Стальной пенал с закладной доской, на которой указаны название нового ракетоносца и дата его закладки, приварили к переборке закладной блок-секции, которая в будущем превратится в отсек атомохода. Теперь стальной пенал стал единым целым с прочным корпусом новой субмарины. Это, собственно, и есть момент закладки корабля.

     В стапельном цехе все боковые галереи и переходы между ними были до отказа заполнены празднично одетыми по столь торжественному случаю рабочими и служащими предприятия.

     «Александр Невский» станет тысяча второй подводной лодкой, построенной в России после октября 1917 года. Она спроектирована в санкт-петербургском Центральном конструкторском бюро морской техники (ЦКБМТ) «Рубин». Главным конструктором проекта является выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Здорнов. Он участвовал в строительстве, испытаниях и доводке самых больших в мире тяжелых ракетных подводных крейсеров предыдущего поколения «Тайфун».

     Новый атомоход - стратегический ракетоносец четвертого поколения. Проектанты наделили свое детище таким важным для подводных лодок качеством, как малошумность. Процесс выхода в торпедную и ракетную атаки будет упрощен благодаря применению современных достижений в области электроники.

     Раньше строительство головных стратегических ракетоносцев, а их в ПО «Севмаш» было восемь, растягивалось не менее чем на четыре года, а серийные корабли строились в течение двух лет при условии стабильного финансирования. Головной крейсер 955-го проекта застрял на стапеле «Севмаша» более чем на семь лет, и когда он будет сдан флоту, сейчас трудно предположить. Для него пока не создан ракетный комплекс. А без ракет нет и ракетоносца.

     В этом смысле нелегкой, очевидно, будет судьба и у «Александра Невского». Однако необходимость его строительства обусловлена рядом объективных причин. Прежде всего требуется сохранить высокий научно-производственный потенциал и технологию строительства стратегических ракетоносцев, которой во всем мире обладают только две страны - США и Россия. В технологический процесс включены несколько тысяч предприятий, разбросанных от Сибири до Украины и Белоруссии. Часть комплектующих поступает с предприятий Азербайджана, Армении, Грузии. Остановить или хотя бы прервать на неопределенный срок строительство кораблей - значит, порвать десятилетиями отлаженные экономические связи, которые не оборвались даже с распадом СССР. Разрыв связей с предприятиями-поставщиками внутри России вызовет их перепрофилирование на новую продукцию. Иными словами, распадется единый технологический процесс строительства стратегических подводных крейсеров.

     Последний раз головной ракетный крейсер предыдущего проекта на «Севмаше» закладывали более 27 лет назад. Это был «Тайфун» - стратегическая лодка третьего поколения. Последняя, шестая из этой серии, была построена 13 лет назад. К сожалению, их служба оказалась недолгой. Поэтому на смену «Тайфунам» должен прийти «северный ветер» - «Борей». Без этой замены будет нарушен стратегический баланс ядерных сил.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства