на главную страницу

23 Марта 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

КАК ВЕРНУТЬ ОБСЕ ЕЕ «КОРЗИНЫ»

Владимир КУЗАРЬ.



На прошедших президентских выборах в России присутствовала миссия наблюдателей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). 50 международных экспертов, составляющих миссию, прибыли в нашу страну за неделю до выборов и работали в Центральной избирательной комиссии и в различных регионах. В день выборов к ним присоединились еще почти 300 наблюдателей из Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека. А на выборах в Госдуму РФ наблюдателей было еще больше.

     
Начало было обещающим


     Наблюдение за выборами и содействие их проведению в соответствии с общепринятыми международными стандартами в странах – членах ОБСЕ являются одной из задач этой организации. Поэтому ничего постыдного для России в присутствии наблюдателей от ОБСЕ на выборах нет.
     Более того, выполняя правила, установленные в ОБСЕ на сей счет, наша страна сама приглашает наблюдателей. Чего не скажешь о государствах – участниках ОБСЕ, расположенных «западнее Вены». Некоторые из них объясняют, что присутствие иностранных наблюдателей не предусмотрено национальными конституционными нормами. Другие прямо говорят, что такое присутствие было бы оскорбительным для их страны. Хотя нередко волеизъявление избирателей у них проходит далеко не безукоризненно. Вспомним, к примеру, последние президентские выборы в США, которые вылились в огромный скандал из-за подтасовки результатов во Флориде. Тем не менее наблюдатели ОБСЕ в эту «цитадель демократии» не направляются. Скорее всего, их не будет и на выборах, которые состоятся в Америке в конце нынешнего года.
     И это лишь одно из свидетельств избирательного подхода ОБСЕ к своим обязательствам.

     

     Наша справка. ОБСЕ является международным политическим объединением 55 государств Северной Америки, Европы и Центральной Азии на основе общих целей и принципов безопасности и сотрудничества. Создана в 1975 году в формате Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), в 1995 году переименована в ОБСЕ. Высшим органом являются саммиты, которые проводятся по договоренности государств один раз в два-три года. В период между саммитами собираются заседания Совета министров иностранных дел. Уже состоялось 6 саммитов и 11 министерских встреч. Постоянно действующим руководящим органом ОБСЕ является Постоянный совет, собирающийся в Вене на уровне постпредов государств-участников.
     


     К сожалению, в последнее десятилетие в работе этой организации произошли явные географические и функциональные дисбалансы. Первые связаны с ограничением ее деятельности исключительно постсоветским и постюгославским пространством, другие – сведением всей проблематики ОБСЕ к «гуманитарно-конфликтной» области. И это в то время как организация создавалась для решения широкого круга вопросов, связанных с упрочением безопасности, включая контроль над вооружениями, предотвращение конфликтов, урегулирование кризисов и постконфликтное восстановление, а также с соблюдением прав человека, экономическим сотрудничеством и заботой об экологии. А сферу ее деятельности составляет пространство от Ванкувера до Владивостока.
     Следует отметить, что начало ОБСЕ было внешне эффективным и по сути многообещающим. Первый ее документ – Хельсинкский Заключительный акт, который был подписан в 1975 году на первом саммите организации, закрепил политические и территориальные итоги Второй мировой войны и утвердил основные принципы взаимоотношений между государствами. В 1990 году была принята ознаменовавшая окончание «холодной войны» Парижская хартия для новой Европы и был заключен Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). На пятом саммите в Лиссабоне в 1996 году высшие представители государств – участников организации подписали Декларацию «О модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы XXI века», в которой подчеркивалась необходимость строительства единой, мирной и демократической Европы без разделительных линий, а также ключевая роль ОБСЕ в укреплении безопасности и сотрудничества во всех измерениях. На этом же саммите был принят документ об адаптации ДОВСЕ к новым реалиям.
     На важные решения, направленные на превращение ОБСЕ в действенный инструмент укрепления безопасности и сотрудничества между ее членами, выходили в организации и позже. Однако ни они, ни предыдущие решения не привели к желаемой цели. Более того, организация оказалась в серьезном системном кризисе.

     
В глубоком кризисе


     Анализируя его причины, многие эксперты приходят к выводу, что они были заложены еще при создании ОБСЕ. Ведь это происходило в период разгара «холодной войны», и противоборствующие стороны, согласившись участвовать в Совещании по безопасности и сотрудничеству в Европе, одновременно с декларируемой целью преследовали и свои интересы. Для Советского Союза и его союзников, которые, кроме ООН, не имели другой возможности влиять на принятие коллективных политических решений на высоком международном уровне, совещание являлось не только прорывом в этом плане, но и новым окном на Запад, открывающим доступ к его технологиям и ресурсам. Для их главных оппонентов – США и НАТО участие в совещании представлялось хорошим средством навязывания Востоку западных ценностей, раскачивания Варшавского Договора, снижения уровня его вооруженности. Об этом, кстати, свидетельствует торг, который тогда развернулся вокруг наполнения трех «корзин», определяющих задачи организации – безопасность, права человека и экономика. Его результатом стало то, что организация в конечном счете получилась «сырой», без четко оформленных процедурных рамок, позволяющих автоматически и эффективно реагировать на изменения ситуаций или возникновения новых вызовов.
     И, похоже, такое положение устраивает Соединенные Штаты и их союзников. Не исключено даже, они и вовсе бы отказались от ОБСЕ, так как цели, поставленные ими перед этой организацией, достигнуты – ушла в прошлое «холодная война», распался Советский Союз, нет больше Варшавского Договора, а восточноевропейские страны стали в очередь на вступление в НАТО и Евросоюз. Но не отказались, и возможно, потому, что, как заявила помощник государственного секретаря США Э. Джоунс, «если бы не было ОБСЕ, то многие ее программы, которые мы осуществляли бы на двусторонней основе, стоили бы нашему налогоплательщику гораздо больше». А американцы, как известно, денежки считать умеют. Поэтому в Вашингтоне согласны и дальше сотрудничать в рамках ОБСЕ. Правда, при этом, как подчеркнула та же Джоунс, не намерены «идти на компромиссы по выполнению ключевых обязательств или вопросов, касающихся фундаментальных принципов».

     

     Наша справка. Все государства – участники ОБСЕ имеют одинаковый статус, а решения принимаются на основе консенсуса. Принятые решения имеют преимущественно политический, а не юридический характер. Вместе с тем подписанные на самом высоком политическом уровне обязательства имеют такое же высокое значение, как и международные договоры в рамках международного права. Учрежден Суд по примирению и арбитража. Государства-участники могут выносить на его рассмотрение споры с целью их урегулирования в рамках Арбитражного трибунала или Примирительной комиссии.
     


     Исходя из этого, США и НАТО, очевидно, и пошли на устранение ОБСЕ от ведущей роли в решении ключевых, актуальных проблем европейской политики. Причем вначале ее оттеснили от «корзины» с вопросами безопасности. Наиболее наглядно это проявилось в 1999 году, когда авиация НАТО подвергла бомбардировке Югославию, не сочтя необходимым проинформировать об этой акции организацию, которая была объявлена «ключевой» в поддержании безопасности в Европе. С тех пор США приоритет в этой области отводят Североатлантическому альянсу, временами демонстрируя готовность обойтись и без него. Чувствуя это, европейцы в срочном порядке создают военную составляющую Евросоюза. А ОБСЕ стоит в стороне.
     Хотя именно она могла бы сказать свое веское слово в ситуации, которая складывается с расширением НАТО на Восток.
     Как известно, страны Балтии, вступая в альянс, нарушают статью 8 Хартии европейской безопасности, согласно которой они обязались «не укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств». Тем не менее это происходит, так как они еще отказываются присоединиться к адаптированному ДОВСЕ и готовы разместить на своей территории натовские базы. В результате возникает опасность появления глубокой разъединительной линии на пространстве ОБСЕ наподобие той, от которой мир с таким трудом избавился в начале 1990-х.
     Отобрали у ОБСЕ и экономическую «корзину». Сейчас ею на континенте полностью «распоряжается» Евросоюз. Хотя ОБСЕ могла взять на себя координирующую роль в развитии экономического сотрудничества между Евросоюзом и странами, не входящими в него, способствовать расширению деятельности на своем пространстве, особенно на востоке Европейского банка реконструкции и развития, других международных финансовых институтов.

     
На «гуманитарно-конфликтном» огороде


     Что же касается «третьей корзины» – с правами человека, то она тоже, по сути, отобрана у ОБСЕ и передана Совету Европы. Но чтобы организация все же не простаивала, то ей выделили из всего круга проблем небольшой «гуманитарно-конфликтный уголок», да и то нарезали его преимущественно в «огороде» восточнее Вены. О ситуации с выборами речь уже шла выше. Здесь лишь отметим, что она нравится чиновникам ОБСЕ. Например, председатель Парламентской ассамблеи ОБСЕ Брюк Джордж на днях заявил, что в этом плане организация превратилась в передовой международный орган, осуществляющий наблюдение за выборами.
     Нечто подобное наблюдается и в других уголках «надела». Так, большинство миссий организации действуют на территории бывших республик Советского Союза. С одной стороны, определенные объяснения тому есть – эти государства переживают период становления, когда возникают различные проблемы, в том числе конфликтные ситуации. Решить их им легче в условиях международного содействия, с помощью квалифицированных специалистов.
     С другой стороны – вот уже несколько десятилетий никак не решается проблема Северной Ирландии, унесшая немало жизней. Все более тревожной складывается ситуация в Испании, где к баскским сепаратистам прибавились международные террористы. Есть свои проблемы в этой области во Франции, других странах. Но ОБСЕ старается не замечать эти конфликты, зато настоятельно рекомендует России привлечь организацию для решения чеченской проблемы. Хотя очевидно, что Москва многое делает для восстановления нормальной жизни в Чечне. В то же время в некоторых странах ОБСЕ принимают лидеров чеченских бандитов, оказывая им тем самым моральную поддержку, действуют вербовочные пункты, поставляющие в Чечню новых убийц, открыто существуют общественные организации, финансирующие террористические акты чеченских сепаратистов. Положи всему этому конец, и проблемы Чечни давно бы уже не было. Во всяком случае для ее решения другой помощи России не требуется.

     

     Наша справка. На пространстве ОБСЕ действуют 17 миссий, или, как их называют, полевых присутствий организации, размещенных на территории 16 государств-участников. Несмотря на разноплановость мандата, состава и условий работы, все они призваны оказывать содействие правительствам принимающих государств по их просьбе или согласию в сфере разрешения конфликтов, строительства демократических институтов и других вопросов компетенции ОБСЕ.
     


     Или взять нынешнюю вспышку насилия в Косово. Ведь хорошо было известно, что в крае, а также в Боснии и Македонии нашли свое убежище международные террористы, развернуты настоящие лагеря для их обучения и подготовки. Запятнавшая себя кровью сербов Армия освобождения Косово не была разоружена и распущена, а лишь переименована в Корпус защиты. Тем самым ей был придан легитимный характер, и она могла уже спокойно заниматься своей преступной деятельностью, в том числе и рекрутированием в свои ряды «ястребов» бен Ладена. И все это происходило перед глазами и миссии ОБСЕ в Косово, однако, по сути, реальных мер по борьбе с этим злом она не предпринимала. В результате в крае разыгралась кровавая трагедия, обострившая до предела ситуацию в регионе.
     Что касается столь любимой на Западе, и в ОБСЕ в частности, темы о правах человека, то и здесь налицо двойные стандарты. Так, в последнее время в коридорах организации стали выражать обеспокоенность по поводу того, что в России, дескать, закрываются независимые электронные средства массовой информации, создаются трудности работе неправительственных организаций, занимающихся вопросами прав человека, и вообще всем тем, что скрывается под принципами так называемой «управляемой демократии». Не стану из-за отсутствия места останавливаться на этих ничем не обоснованных утверждениях. Важнее другое – в организацию входят государства, имеются в виду страны Балтии, где по отношению к значительной части населения проводится политика настоящего геноцида, людям приклеивается клеймо «неграждан», по улицам разгуливают недобитые эсэсовцы. Однако особой озабоченности по этому поводу высшие чиновники ОБСЕ не выражают. Да, они, например нынешний председатель Совета организации болгарский министр иностранных дел Соломон Пасси, признают наличие этой проблемы, но не более того.
     И, наконец, говоря о перерождении ОБСЕ, следует особо подчеркнуть, что в деятельности организации наметилась явная тенденция к сознательному торпедированию российских внешнеполитических шагов. Например, чиновники ОБСЕ, запугивая Молдавию исключением из европейского интеграционного процесса, по сути, сорвали подписание меморандума, который был подготовлен при посредничестве России, по приднестровскому урегулированию. Была сделана и попытка оказать давление на Москву с целью заставить ее ускорить сроки вывода российских военных баз с грузинской территории, хотя этот вопрос должен решаться в процессе двусторонних переговоров. Естественно, эти поползновения получили со стороны нашей страны решительный отпор.
     Вместе с тем Москва по-прежнему считает, что ОБСЕ может и должна оставаться одной из несущих конструкций новой структуры европейской безопасности, играть ведущую роль в расширении партнерского сотрудничества государств. Но для этого наши партнеры должны определиться, готовы ли вернуться к обязательствам и задачам организации, определенным при ее создании? Если нет, то надо согласиться с тем, что продолжение нынешней линии непременно приведет к утрате универсального характера ОБСЕ и ее «угасанию», что в равной степени невыгодно никому из государств-участников. Если да, то необходимо вернуть ОБСЕ ее «корзины», ликвидировать дисбалансы и расширить географию деятельности организации. Необходимо завершить оформление статуса ОБСЕ как полноценной международной организации, укрепить отдельные ее звенья и создать твердые процедурные рамки. Это сделает организацию более энергичной, настойчивой и целеустремленной, обеспечивающей интересы всех ее участников.

     На снимке: члены миссии ОБСЕ в Грузии и российские миротворцы в Южной Осетии.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства