на главную страницу

23 Марта 2004 года

Вторник

Чтобы легче дышалось



Об экологической безопасности и проблемах совершенствования прокурорского надзора за исполнением законодательства в этой сфере деятельности Вооруженных Сил РФ рассказывает заместитель военного прокурора Московского военного округа полковник юстиции Виктор ИВАНОВ.

     Взаимодействие человека и природы - одна из актуальнейших современных проблем. Рост населения и производства обусловили в настоящее время тесную и в то же время печальную взаимосвязь между социально-экономическим развитием общества и состоянием окружающей среды: чем лучше развита промышленность, тем хуже природе. Ведь промышленный рост во всем мире долгое время шел без учета исчерпаемости многих видов ресурсов и понимания того обстоятельства, что способности природы по восстановлению не беспредельны. И только сейчас пришло понимание, что охрана окружающей среды - это обязательное условие дальнейшего существования человечества.
     Проблема экологической безопасности является актуальной и для такой специфической структуры государства, как Вооруженные Силы. Обслуживание вооружения и различной техники, повседневная эксплуатация технических систем всех видов транспортных средств, обучение и обеспечение быта личного состава воинских частей сопровождаются образованием отходов и выбросов различных веществ. Они должны быть своевременно локализованы и обезврежены, иначе их попадание в окружающую природную среду неминуемо приведет к ухудшению качества атмосферы, водоемов и почвы. В современных условиях военный специалист любого профиля, принимая решение или реализуя требования по созданию вооружения и техники, их испытанию, боевой эксплуатации и по организации боевого дежурства, боевой подготовки, жизнедеятельности воинских коллективов, обязан решать комплекс задач, среди которых важное место занимает и охрана окружающей среды. При этом в ряде случаев природоохранные задачи оказываются приоритетными по отношению ко всем остальным.

     
300 процентов неуважения


     В настоящее время в поднадзорных военной прокуратуре воинских частях Московского военного округа сложилась достаточно сложная экологическая ситуация. В последнее время резко возросло количество экологических правонарушений. Если в 2002 году проведенными прокурорскими проверками было выявлено 103 нарушения в сфере охраны окружающей природной среды, то уже в 2003 году - 462. Рост более чем на 300 процентов. По требованию военных прокуроров к дисциплинарной и материальной ответственности в 2003 году привлечены 98 (в 2002 году - 51) должностных лиц. Очевидно, что часть нарушений экологического законодательства остается невыявленной.
     Как в стране в целом, так и в Вооруженных Силах РФ экологическое законодательство охватывает широкий спектр общественных отношений, возникающих в процессе использования и охраны окружающей среды и ее объектов, обеспечения экологической безопасности.
     Анализ исполнения экологического законодательства в Вооруженных Силах РФ свидетельствует, что в ряде воинских частей и учреждений оно не всегда исполняется должным образом. Результаты проверок, проведенных военной прокуратурой МВО, свидетельствуют, что должностные лица поднадзорных воинских частей и учреждений не всегда обеспечивают надлежащее исполнение экологического законодательства.

     
Вместо полигона - свалка


     Одними из наиболее распространенных являются нарушения экологического законодательства при использовании земельных участков и прилегающих природных объектов. В минувшем году 51-й военной прокуратурой (Московский гарнизон) установлено, что командир одной из подмосковных воинских частей под предлогом проведения реконструкции войскового полигона (площадью около 200 га) 16 апреля 2003 года заключил договор с ЗАО «Росагростройинвест», по которому в период с апреля по июнь 2003 года различными коммерческими организациями города Москвы автомобильным транспортом на полигон завозились грунт и строительные отходы. В нарушение требований статей 18 и 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» учет количества поступившего грунта и строительных отходов не велся, лимиты на размещение отходов не получались и не утверждались, что в результате привело к возникновению несанкционированной свалки и причинению ущерба окружающей среде.
     Командир воинской части привлечен к административной ответственности, при этом военным прокурором гарнизона приняты действенные меры к устранению выявленных нарушений.

     
Ока: сток канализации


     Еще более распространенные нарушения касаются несоблюдения требований экологической безопасности при эксплуатации очистных сооружений. Так, проверкой, проведенной военной прокуратурой Калужского гарнизона, установлено, что в одном из военных городков очистные сооружения находятся в нерабочем состоянии и сточные воды частично сбрасываются на прилегающую к части территорию, а частично - в канализационные сети ГУП «Калугаводоканал» (при этом договор на право сброса с данным предприятием не заключен). В результате неочищенные и необеззараженные сточные воды оказывают неблагоприятное воздействие на реку Оку. За нарушения требований природоохранного законодательства Управлением природных ресурсов Калужской области на начальника квартирно-эксплуатационной службы войсковой части служащего А.Кертбиева наложен штраф в размере 2.000 рублей. Одновременно военным прокурором Калужского гарнизона на выявленные нарушения закона осуществлено реагирование и приняты меры к их устранению.
     Проверкой, проведенной военной прокуратурой Подольского гарнизона, установлено, что в одной из частей ВВС очистные сооружения не функционируют, а неочищенные канализационные стоки сбрасываются в реку Городенку. На выявленные нарушения закона военным прокурором Подольского гарнизона осуществлено прокурорское реагирование, устранение выявленных нарушений взято на особый контроль.

     
Опасно: ртуть!


     Еще более беспокоят нарушения нормативов предельно допустимых выбросов и сбросов вредных веществ, лимитов размещения отходов. Проведенными проверками выявлен ряд нарушений требований Водного кодекса РФ, федеральных законов «О недрах», «О государственном земельном кадастре», гл.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и Устава внутренней службы ВС РФ.
     Так, военной прокуратурой Наро-Фоминского гарнизона установлено, что в отдельных воинских частях гарнизона экологические паспорта, нормативы предельно допустимых выбросов и сбросов, лимитов размещения отходов либо отсутствуют, либо сроки действия указанной документации истекли в 2000 году, при этом должностные лица самоустранились от решения данного вопроса. По результатам проверки военным прокурором гарнизона командиру соединения внесено представление.
     Военной прокуратурой Ярославского гарнизона в результате проверки в одной из воинских частей установлено, что в нарушение требований Закона «Об охране окружающей среды» здесь не проведена инвентаризация источников сбросов вредных веществ в водные объекты, источников выбросов вредных веществ в атмосферу и образующихся отходов. Также не продлены лимиты на размещение отработанных отходов, разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу и на сбросы вредных веществ в водные объекты. Допускаются разливы нефтепродуктов у экспериментальной мастерской, не оборудованы емкости для сбора отработанных нефтепродуктов, не представлен на государственную экологическую экспертизу рабочий проект очистных сооружений.
     51-й военной прокуратурой при проведении надзорных мероприятий в Главном военном клиническом госпитале ВВ МВД РФ выявлены нарушения требований Федерального закона «О санитарном благополучии населения». Госпитальные отходы не разделяются по степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности на соответствующие классы, а хранятся до их вывоза с территории госпиталя в мусорных контейнерах, неприспособленных для этих целей. Не организован централизованный сбор ртути из списанных и разбившихся термометров, люминесцентных ламп.
     Встречаются и нарушения требований экологической безопасности при хранении источников радиационного излучения. Военной прокуратурой Ивановского гарнизона установлено, что в нарушение требований федеральных законов «О радиационной безопасности населения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в помещении склада ракетного вооружения одной из воинских частей в деревянном ящике находились 6 неучтенных источников радиационного излучения, уровень радиации которых в десятки раз превышал уровень естественного фона. Только после вмешательства военной прокуратуры выявленные нарушения были устранены.

     
Природа может мстить...


     Ежегодно военные прокуроры МВО проводят значительный объем надзорных мероприятий, направленных на исполнение природоохранного законодательства, обеспечение экологической и общественной безопасности, предотвращение негативного воздействия военно-оборонной деятельности на окружающую среду. Повсеместно с участием командования, территориальных правоохранительных и экологических органов проводятся координационные совещания, на которых принимаются решения, направленные на активизацию прокурорского надзора и работы органов исполнительной власти по ликвидации источников заражения и загрязнения территорий дислокации войск.
     В военной прокуратуре Московского военного округа осуществляется постоянный мониторинг уровня исполнения законодательства, направленного на обеспечение экологической безопасности общества, а также своевременное реагирование на возникновение угрозы жизни и здоровью военнослужащих и местного населения в районах дислокации войск.
     Оперативное, острое, бескомпромиссное реагирование прокуроров на поступающие сигналы о нарушениях экологического законодательства, своевременное выявление, пресечение и устранение экологических правонарушений и их причин, обеспечение неотвратимости ответственности виновных лиц в сочетании с различными предупредительно-профилактическими мерами стали неотъемлемыми компонентами работы по укреплению законности в поднадзорных войсках.
     Но, говоря о проблемах соблюдения экологического законодательства в Вооруженных Силах РФ, следует обратить особое внимание на проблему недостаточного финансирования природоохранных мероприятий в войсках. Именно из-за этого практически не ведутся работы по строительству, реконструкции и ремонту очистных сооружений, оснащению войск оборудованием и приборами природоохранного назначения, замедлена реализация мероприятий по обеспечению технической и физической защиты мест хранения потенциально опасных средств вооружений и боеприпасов.
     Одновременно нуждается в совершенствовании взаимодействие органов военной прокуратуры с территориальными экологическими, контрольными и правоохранительными органами.
     Все вышеизложенное свидетельствует о том, что проблемы совершенствования деятельности органов военного управления по исполнению экологического законодательства в Вооруженных Силах РФ полностью не решены. А значит, работы в плане совершенствования экологической безопасности в будущем предстоит достаточно. Чтобы природа не отплатила нам за безалаберное к ней отношение изменениями климата, засухами и опустыниванием и другими напастями, необходимо научиться предотвращать экологические правонарушения, а не постфактум их констатировать и наказывать виновных. Сосредоточение усилий всех органов власти и военного управления на достижении единой цели позволило бы решить многие, в том числе названные выше проблемы природопользования и экологической безопасности.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства