на главную страницу

24 Марта 2004 года

Тема номера

Среда

Свет в окошке дома своего.

Александр БОГАТЫРЕВ, Александр ДОЛИНИН, «Красная звезда».



23 марта в Министерстве обороны РФ состоялось совещание по вопросу обеспечения жильем военнослужащих. В нем принял участие Верховный Главнокомандующий Президент Российской Федерации Владимир Путин.
На совещании выступили министр обороны РФ Сергей Иванов, министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, министр финансов РФ Алексей Кудрин.

     Президент России отметил, что на современном этапе военного строительства одной из основных задач в сфере социальной защиты военнослужащих и их семей стало обеспечение жильем. В настоящее время общее количество бесквартирных семей военнослужащих составляет 136 тысяч, в том числе не обеспеченных постоянным жильем - 91 тысяча, служебным жильем - 45 тысяч (то есть те, кто заключил контракт после 1998 года). Кроме того, 28 тысячам семей военнослужащих требуется улучшение жилищных условий. Таким образом, общее количество нуждающихся в жилье превышает 164 тысячи семей.
     В настоящее время практически каждая третья семья офицера или прапорщика не имеет квартиры. По установленным нормам обеспечено жильем только 63 процента семей военнослужащих, проходящих службу по контракту, еще 6 процентов семей обеспечено жильем ниже установленных норм.
     Такие цифры привел в выступлении на совещании министр обороны РФ Сергей Иванов.
     
Наша справка

     На сегодня бесквартирные военнослужащие размещены:
     - в общежитиях - около 86 тысяч семей;
     - в помещениях для временного проживания (кабинеты, спортивные залы, казармы и т.д.) - 1 тысяча 300 семей;
     снимают жилье - 49 тысяч семей, при этом компенсация за поднаем жилья из бюджета в зависимости от региона составляет от 10 до 25 процентов фактических затрат. Оплата за поднаем двухкомнатной квартиры в Москве и ближайшем Подмосковье составляет не менее
     9 тысяч рублей, что значительно выше среднего денежного довольствия военнослужащего. В Курске плата за поднаем аналогичного жилья составляет 3,5 тысячи рублей, в то время как компенсация - всего 400 рублей. За последние годы наметилась тенденция снижения объемов ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на обеспечение жильем военнослужащих. Так, в 2001 году Минобороны получило за счет бюджетных средств около 29 тысяч квартир, а в этом году предусмотрено получить только 18 тысяч.

     

     «Мы понимаем, - сказал Сергей Иванов, - что на сегодняшний день таковы реальные экономические возможности государства, и потому изыскиваем дополнительные источники получения жилья. Развернута работа по вовлечению в хозяйственный оборот частично используемого недвижимого имущества путем реализации инвестиционных контрактов. За счет этого источника в текущем году мы планируем сохранить объемы получения жилья на уровне 2003 года, то есть не менее 23 тысяч квартир».
     Необходимо также учитывать, что в последние годы основная часть жилья, с учетом реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», направлялась на решение жилищной проблемы увольняемых военнослужащих. Это делалось зачастую в ущерб тем, кто продолжает службу. В результате отсутствие перспективы получения жилья стало одной из причин досрочного увольнения военнослужащих с военной службы, особенно молодых офицеров. В то же время необходимо отметить, что благодаря принятым мерам удалось стабилизировать число военнослужащих, нуждающихся в жилье, на уровне немногим более 160 тысяч.
     В ближайшие годы Минобороны будет решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:
     1. Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 года. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания.
     2. Формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы.
     3. Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.
     При этом планируется использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:
     - оказание государственной поддержки военнослужащих для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
     - создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилого фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
     - повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.
     В настоящее время жилищное обеспечение увольняемых военнослужащих осуществляется в основном путем реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», которая в 1998-2003 годах позволила обеспечить жильем более 50 тысяч семей военнослужащих.
     Программа показала свою жизнеспособность в современных экономических условиях, и действие ее продлено до 2010 года. С учетом доработки она рассматривается как один из эффективных механизмов решения жилищной проблемы во время переходного периода от предоставления жилья военнослужащим в натуральном виде к предоставлению средств на его приобретение.
     Вместе с тем в ближайшие годы основные усилия будут сконцентрированы на формировании фонда служебных жилых помещений.
     До 2015 года необходимо создать служебный жилой фонд в объеме 334 тысяч квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тысяч под планируемую штатную численность офицеров и прапорщиков.
     В первую очередь формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности. В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.
     Основные источники формирования фонда служебного жилья таковы:
     - строительство и приобретение служебного жилья по собственному плану Минобороны, в первую очередь – в закрытых военных городках;
     - оптимизация существующего служебного жилого фонда. Вовлечение в хозяйственный оборот частично не используемой недвижимости с целью получения жилья путем реализации инвестиционных проектов;
     - формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.
     Учитывая остроту и социальную значимость этого вопроса, в Министерстве обороны представляется целесообразным разработать целевую программу формирования фонда служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. С подобным предложением Минобороны неоднократно обращалось в правительство, но поддержки пока не получило.
     Человек, отдавший служению Отечеству не менее 20 лет, должен быть уверен в том, что по окончании службы государство гарантирует ему и его семье собственное достойное жилье. В рамках существующей законодательной базы решить эту проблему нельзя.
     Вот почему Минобороны в течение последних лет прорабатывает новые, более эффективные подходы к обеспечению жильем военнослужащих путем формирования системы постепенного накопления средств для приобретения жилья в собственность при сохранении существующего уровня их социальной защищенности.
     Это связано прежде всего с тем, что существующая система вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства и не позволит обеспечить решение жилищной проблемы в армии и на флоте в ближайшие полвека.
     В настоящее время Минобороны совместно с Минэкономразвития и Минфином разрабатывает необходимые документы, регламентирующие переход к накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих.
     Действие накопительной системы предлагается распространить на:
     - военнослужащих, окончивших высшие военно-учебные заведения и получивших в связи с этим первые офицерские звания;
     - офицеров, призванных на военную службу из запаса и заключивших первые контракты на прохождение военной службы;
     - прапорщиков (мичманов), сержантов, старшин и рядовых (матросов) по достижении трех лет военной службы по контракту.
     Военнослужащим - участникам накопительно-ипотечной системы вне зависимости от того, были ли они обеспечены жильем до начала службы, будет гарантироваться накопление средств для приобретения постоянного жилья в собственность на персональных счетах. Ежегодно на этот счет будет начисляться сумма, эквивалентная примерно стоимости 3 кв. метров жилья. Сумма, накопленная за 20 лет службы, позволит каждому участнику системы после увольнения приобрести в собственность жилье.
     Если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств.
     В период с 10 до 20 лет службы при увольнении по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и другие) военнослужащий получает накопленные средства и может их использовать на решение своего жилищного вопроса самостоятельно.
     Если его выслуга будет составлять более 20 лет, он сможет приобрести в собственность жилье уже повышенной комфортности, то есть появляется стимул для длительной службы.
     После трех лет участия в накопительной системе военнослужащий приобретает право на получение ипотечного кредита для приобретения жилья с использованием уже накопленных средств. В дальнейшем основную часть долга по ипотечному кредиту будет погашать государство. Молодые офицеры, офицеры среднего звена смогут фактически получать жилье на начальном этапе своей карьеры.
     При этом военнослужащий будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении
     контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств. Одновременно с этим он должен будет вернуть государству перечисленные из бюджета на его персональный счет средства.
     Если разрабатываемая система начнет функционировать с 2005 года, то первые военнослужащие смогут приобретать квартиры с помощью ипотечных кредитов уже в 2008 году.
     Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.
     Таковы основные направления деятельности Министерства обороны в этой сфере, о которых глава военного ведомства доложил Верховному Главнокомандующему.
     Министр экономического развития и торговли Герман Греф в своем выступлении отметил: министерство исходит из того, что средний размер квартиры для военнослужащего составляет 54 кв. метра. По нынешней цене она стоит в среднем по России 650 тыс. рублей. В случае если военнослужащий будет вкладывать дополнительно личные средства, это позволит ему улучшить жилищные условия.
     «Если военнослужащий будет вкладывать дополнительно 600 рублей в месяц, то за пять лет вместе с ипотечным кредитом, оплачиваемым государством, он может получить квартиру в 60 кв. метров. При этом министерство исходит из того, что первый взнос в банке на ипотечный кредит должен составлять 30% стоимости жилья. В настоящее время ведутся переговоры о том, что банки будут принимать первый взнос в 15% общей стоимости жилья», - сказал министр.
     Министр финансов Алексей Кудрин подчеркнул, что сегодня в год расходуется 16 млрд. рублей для обеспечения жильем военнослужащих. «При этом мы исходим из того, что в Вооруженные Силы приходят в год около 20 тысяч человек. Дефицит жилья, или очередь на жилье, состоит из 136 тыс. человек. Если новая система вступит в строй с 1 января 2005 года, то очередь сразу сократится на 24 тыс. человек», - сказал он.
     Только комплексный подход к решению жилищного вопроса будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века. Но при этом необходимо не снижать темпов по финансированию строительства жилья для тех, кто служит сейчас, включая служебное жилье, а также по выполнению других программ, например, государственной программы вооружения.
     Президент РФ Владимир Путин выразил надежду, что две системы обеспечения жильем военнослужащих - ныне действующая и та, которая должна заработать с 1 января 2005 года, - «позволят расчистить эту проблему».
     «Это также может сделать военную службу более привлекательной», - сказал Владимир Путин, выступая с заключительным словом на совещании в Министерстве обороны.
     Он обратил внимание руководителей Минобороны, Минфина и Минэкономразвития на «плачевное состояние», в котором находится жилой фонд Министерства обороны. «Это надо иметь в виду при финансировании. Недопустимо, когда военнослужащие живут в недостойных условиях», - сказал президент.
     Он подчеркнул далее, что новая система обеспечения жильем пока вводится лишь для тех, кто имеет статус собственно военнослужащего. «К сожалению, мы не можем распространить ее и на тех граждан, которые приравнены к статусу военнослужащего», - пояснил президент.
     Владимир Путин сказал, что если военнослужащий желает получить «квартиру раньше, больше по площади и лучшего качества», то он может вложить личные сбережения. Если этого желания нет, то получение жилья будет обеспечиваться согласно новому законодательству.
     Он отметил, что если военнослужащий увольняется из армии раньше, но получил квартиру, то остаток средств он вкладывает самостоятельно.
     Президент подчеркнул также, что с 2005 года на решение жилищной проблемы дополнительно в бюджете предполагается выделить 2 млрд. 430 млн. рублей. При этом другие обязательства государства перед военнослужащими сохранятся в полном объеме.
     Совещание обнажило всю остроту жилищной проблемы в Вооруженных Силах, но оно вселяет оптимизм. Государство обещает сделать все возможное, чтобы военнослужащие имели не просто крышу над головой, а жилье, соответствующее возможностям XXI века.
     На снимке: Генерал-полковник Анатолий ГРЕБЕНЮК на стройке жилого дома


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства