на главную страницу

24 Марта 2004 года

История Отечества

Среда

Крещен на Прохоровском поле

Юрий ГРИБОВ, «Красная звезда».



     На самом знаменитом поле Курской дуги совершены десятки ярчайших подвигов. Подвиг гвардии сержанта Борисова не меркнет на общем фоне и сегодня воспринимается как исключительный по стойкости и мужеству. Борисов был тогда комсоргом отдельного истребительно-противотанкового артдивизиона. Рано утром на вторую батарею поползла армада вражеских танков. Да не простых, а в основном «тигров», с которыми Гитлер связывал особые надежды. Когда Борисов добрался к батарее, он сразу понял, что немцы в этом месте решили любой ценой прорваться. И, возможно, прорвались бы, потому что целым осталось всего одно орудие. Борисов стал на место погибшего наводчика. Какое-то время всем управлял командир батареи. Но и того сразило осколком. Старший сержант остался совсем один. А танки ползли и ползли, обходя позицию батареи. Борисов сам себе подносил снаряды, сам заряжал и бил почти в упор. Он уничтожил семь вражеских машин, пока его не контузило близким разрывом...
     Гвардии старший сержант Михаил Федорович Борисов стал Героем Советского Союза. Подлечившись, он вместе с войной пошел дальше на Запад. Три раза его ранило и дважды контузило, но он всегда ухитрялся возвратиться в свою часть, даже из госпиталя один раз ушел без разрешения, не долечившись. Его любили в дивизионе, и он всех знал и по-солдатски любил. Парень был лихой, справедливый, веселый, стихи бойцам читал, пересказывал прочитанные книги. Прошел с боями от Камыш-Буруна, что под Керчью, до Зееловских высот Берлина. Весь фронтовой путь до сих пор помнит, а Прохоровскому полю спустя годы посвятил проникновенные строки:
     Под Прохоровкой снова
     тишина...
     Лежу ничком, сжимая кулаки,
     И кажется, что прямо
     за спиною
     Россия-мать глядит из-под руки
     На то, что было нашей
     огневою...

     Война кончилась, но армия не отпустила Михаила Федоровича. Службу он совмещал с поэзией, которая поселилась в его пылкой душе еще в школьные годы. Родословная его идет от семиреченских казаков, а на Алтае, в отцовском краю, он слагал свои первые стихи...
     Я познакомился с Михаилом Федоровичем, когда у него было уже с десяток книг: «Дорога к звездам», «Эхо на рассвете», «Край мой отчий», «Цвет огня», «Река времени». Он идет от классики: никаких вывертов, никакой моды, язык сочен и ясен, образы объемны и правдивы. И читает он с трибун свои стихи по-актерски искусно...
     При встречах мы часто вспоминаем, как в свое время были гостями Войска Польского. Я тогда возглавлял группу литераторов-фронтовиков, которые освобождали польскую землю. В бывшем немецком городке Шнайдемюле в музее оружия Борисов шагнул за ограду и обнял ствол орудия, что-то приговаривая.
     - Пан, - засмеялись в толпе, – нашел подружку?
     А когда майор Войска Польского, сопровождавший нашу группу, рассказал о подвиге Михаила Борисова на Курской дуге, тут же возникли журналисты, стали фотографировать пана Героя, брать у него интервью. И слава поэта после Шнайдемюля побежала впереди нас. Куда ни приедем, уже встречает толпа, все спрашивают пана Борисова. И тот охотно отвечал, читал свои стихи о Польше.
     Нет, не страшною сказкой,
     Не былым лихолетьем
     Встала Бяла Подляска
     Моим грозным бессмертьем.
     Растревожила сердце
     Шибче памятных книжиц...
     Где-то к западу Сельдце,
     Рядом – тихий Мендзыжец...

     Поляки, слыша названия родных мест, аплодировали Борисову, а мы грелись в лучах его славы. Звучали стихи Борисова и на польском языке: Михаила Федоровича не раз переводили здесь, как и в других странах.
     Многое на земле изменилось с тех пор. И все эти годы Борисов оставался на Прохоровском поле - продолжал служить Отечеству. Он работает без устали. По-прежнему пишет об армии, неотделимой от его личной судьбы. Сами названия стихов Борисова говорят об этом: «Ракетчики», «У десантников», «Фронтовая песня», «Трубит труба...»
     Он ездит по гарнизонам, выступает в больших залах. К своему восьмидесятилетию подошел с солидным багажом, добавив к семи уничтоженным танкам врага двадцать шесть сборников стихов и поэм. А на днях земляки-алтайцы преподнесли ему подарок к юбилею двадцать седьмой. «За рекой, за речкой» - так он называется.
     Такой вот он, пан Борисов. Герой и литератор. Человек, беспредельно преданный родной земле, своему народу, наделенный талантом и мужеством.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства