на главную страницу

26 Марта 2004 года

РОТНОЕ ЗВЕНО

Пятница

Вертолетный вальс...

Михаил ЧЕВЫЧЕЛОВ.



     Он невысок, крепок телом и стремителен в движениях. Едва поспеваю за ним на вертолетную стоянку. Майор Александр Щерба – командир вертолетного звена Ми-8. Авиаторы из соседней эскадрильи иногда называют его «воздушным извозчиком». Майор не обижается. Он и в самом деле часто выступает в роли «небесного таксиста», когда кого-то из пассажиров доставляет на своем вездесущем винтокрыле в какой-нибудь отдаленный гарнизон. Или в роли «скорой помощи», если кто-то из военнослужащих нуждается в срочной госпитализации...
     Этой же работой, порой опасной и трудной (в каких только условиях ни приходится иногда выполнять полет, чтобы, скажем, доставить больного на операцию) теперь предстоит заниматься и летчикам звена - капитанам Сергею Красноперову и Игорю Скороспехову. Пилоты опытные, и хоть молоды еще. уже успели побывать в «горячих точках», пройти через огненное небо войны.
     - А командир звена майор Александр Щерба где успел побывать? – обращаюсь я к своему собеседнику.
     Командир звена смотрит на меня снисходительно и прячет в уголках рта жесткую усмешку. Уже по этому характерному движению лица можно понять: он тоже был там, где в небе густо пахнет порохом...
     Позже я узнал от авиаторов, что значит летать на вертолете в боевых условиях. Нередко винтокрылая машина возвращается на аэродром с пробоинами и дырами, оставленными боевиками во время обстрела. Впрочем, и нынешний полет для майора Александра Щербы и его боевых помощников летчика-штурмана старшего лейтенанта Михаила Алексеева и бортового техника старшего лейтенанта Михаила Улыбина не будет легкой прогулкой в небе родном. Им придется облетывать вертолет после ремонта. А это, считайте, небольшой испытательный полет. Почему испытательный? А вы сами посудите: в наше время любой авиационный ремонт для инженеров и техников - проверка на профессионализм, смекалку и находчивость. Требуются запчасти для вертолета, их давно уже нет на складах, поставки не ожидаются. А вертолет через несколько дней должен быть в строю! Вот и обращают свои взоры специалисты на «железный ряд». Это стоянка авиатехники, у которой вышел ресурс какого-либо вертолетного агрегата. С одной машины исправную «железяку» снимают, на другую ставят. Легко говорить – трудно делать, но справляются. Два-три дня работы - и вертолет к полетам готов.
     Облет по специальной программе доверяют самым подготовленным экипажам. В ходе наземных проверок «новые» детали и запчасти работают исправно, а вот как они поведут себя в воздухе? Это и должны будут выяснить в предстоящем полете майор Щерба и его боевые помощники…
     Короткий осмотр техники перед вылетом, экипаж занимает рабочие места в кабине Ми-8, и вскоре по широкому раздолью аэродрома растекается музыка работающих двигателей. Лопасти винтов с сабельным свистом рассекают холодный воздух. А еще через минуту-другую вертолет уже завис над бетонкой аэродрома.
     Контрольное висение — скучное название для документов. Вертолетный вальс — для влюбленных в небо. Плавно оторвавшись от земли, «ласточка» зависает в нескольких метрах над ней. Подчиняясь воле командира, винтокрылая машина выполняет необычные танцевальные па, крутит фуэте. Смещение вперед, назад и в стороны. Развороты влево и вправо. Словно пушинка, машина вертикально взмывает на несколько метров вверх и невесомо снижается.
     Набирая высоту, «ласточка» устремляется в небо. Ее ждет пилотажная зона, облет продолжается. Командир, пилотируя небесную красавицу, внимательно следит за ее поведением. Летчик-штурман старший лейтенант Михаил Алексеев работает с секундомером. На каждую проверку – определенное время. Бортовой техник записывает показания приборов. Маневр скоростью, виражи, спирали. Снижение на режиме самовращения несущего винта.
     …Окончен полет, длившийся 45 минут. Этого времени вполне хватило, чтобы проверить надежность работы в воздухе всех систем и агрегатов винтокрылой машины. Экипаж и группа руководства полетами во главе с командиром части полковником Владимиром Вологжаниным довольны результатом выполненного задания. Спасибо специалистам ТЭЧ полка. Это их чуткие и мастеровые руки вернули престарелой машине былую силу и мощь. Будет на чем готовиться к учебным и боевым задачам. Летчики знают, как ценится работа «вертушек» в «горячих точках», Чечня для них знакома по боевым будням. Закон войны строг: дырки в обшивке не героизм, а признак непрофессионализма. Значит, надо учиться побеждать врага, уходя от его свинцовых трасс. А для этого необходимо уметь отлично летать.

     На снимке:справа налево - командир вертолетного звена майор Александр ЩЕРБА, летчик-штурман старший лейтенант Михаил АЛЕКСЕЕВ и бортовой техник старший лейтенант Михаил УЛЫБИН после полета.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства