на главную страницу

27 Марта 2004 года

Армия сегодня

Суббота

На войне как на войне

Николай ПЕТЕЛИН.



Со Светланой мы познакомились в дороге, добираясь на бронепоезде из Моздока в Грозный. За шесть часов поездки на легендарном «Кузьме Минине» разговорились, вспомнили первую чеченскую, тягостные, последовавшие после заключения Хасавюртовского соглашения, недолгий отдых в период между войнами…

     Светлана Чеботарева родилась 9 декабря 1974 года в деревне Березовка, недалеко от Богородска ныне Нижегородской области. В школьные годы, как и многие ее ровесницы, занималась спортом, училась на «хорошо» и «отлично», была незаменимой помощницей родителям. После школы поступила в медицинское училище, которое успешно окончила в 1994 году. Дальше началась взрослая жизнь…
     В бригаду оперативного назначения Внутренних войск Светлана пришла по объявлению: «Требуется медицинский персонал на должности санитарных инструкторов». После удачного собеседования девушку зачислили в 6-ю роту оперативного назначения, а спустя несколько месяцев, летом 1994-го, она отправилась в свою первую служебно-боевую командировку на дагестано-чеченскую границу недалеко от Кизляра.
     Первый раз Светлана попала под обстрел на заставе в поселке Новогрозненский.
     - Отчетливее всего слышала крики раненых и контуженых, – вспоминает девушка. – И думалось об одном: надо помогать пострадавшим.
     Казалось, страшнее пережитого уже ничего не будет. Но это было только началом горького опыта.
     В январе 1996 года с очередной заменой в Грозный прилетела и Светлана. Обстановка в зоне ответственности бригады была довольно стабильной, но затем грянул страшный март…
     В период с 6 по 9 марта 1996 года боевики предприняли попытку захвата Грозного. Начались ожесточенные бои. Такие потери бригада несла впервые: количество убитых и раненых исчислялось десятками.
     В глазах у Светланы появляются слезы.
     – По радио в медпункт сообщили, что к городку подъезжает колонна с военнослужащими, есть раненые, необходима неотложная медицинская помощь. Я направилась к воротам части. Когда к ним подъехали два бронетранспортера, начался обстрел Боевики били из гранатометов. Головная машина загорелась. Когда подбежала к ней, увидела за рулем уже погибшего водителя. А наверху пламя пожирало останки других. Пока подогнали пожарную машину, залили огонь, помогать было практически некому. Живым вырвали из огня лишь одного солдата, но он несмотря на старания врачей вскоре скончался.
     6 августа боевики нанесли повторный удар по Грозному. Заставы, комендатуры, блокпосты подверглись ожесточенному обстрелу из всех видов оружия. Многие подразделения были отрезаны от основных сил. Богородская бригада удерживала ряд позиций на площади Минутка. Ожесточенные бои продолжались две недели. Светлана в это время находилась в пункте временной дислокации, расположенном в 15-м военном городке. По бригаде боевики вели огонь из всех видов оружия, но особенно ощутимо били из автоматических гранатометов. Медикам приходилось под огнем выносить раненых в медицинский пункт. Некоторых пострадавших удавалось отправлять в Ханкалу.
     После подписания перемирия война прекратилась. Однако Светлане Чеботаревой и в те дни приходилось рисковать жизнью. В Грозном были организованы специальные операции по поиску и опознанию погибших и пропавших без вести военнослужащих. Маленькая колонна, состоящая из одного БТРа, санитарного УАЗа и грузового ЗИЛа выезжала из части в захваченный боевиками город. С помощью местных жителей, которые часто сами хоронили погибших, осуществлялась эксгумация тел и отправка их в медицинскую лабораторию для окончательного опознания.
     В один из жарких дней, когда группа работала на улице Гудермесской, на дороге показался джип, набитый боевиками. Подъехали к Светлане, поинтересовались, какие неприятности ищет она на свою голову в городе? Санинструктор все объяснила. Боевики стрелять не стали, потребовали убираться из города, как можно скорее и подальше.
     Бригада оставила Чеченскую Республику одной из последних. В январе 1997 года подразделения части вернулись в Нижегородскую область. Наступила долгожданная передышка. Но «мирное» время пролетело быстро. В августе 1999 года отряды террористов, как известно, нагло вторглись в сопредельные районы Дагестана.
     В конце лета первый эшелон с солдатами и техникой бригады убыл на Северный Кавказ. Старший сержант Чеботарева уехала в первую командировку весной 2000 года. Светлана проходила службу в медицинской роте.
     – Помню, - рассказывает она, - 1 июня 2000 года на минном поле в горах подорвались саперы капитан Александр Толстой, ефрейторы Силюнин и Легаев. Услышав о трагедии, я вместе с врачами выехала к подножию горы, где произошел подрыв. Торопились, как могли, но не успели...
     На сегодня у старшего сержанта Чеботаревой за плечами 9 командировок в Чеченскую Республику. Сейчас она в Аргуне, где военнослужащие бригады выполняют служебно-боевые задачи. Над ее кроватью висят смешной черный паучок и симпатичные серые мышки. Паучок – это подарок маме от двух маленьких дочек, старшей Ксюши и младшей Алены. А вот мышки...
     9 декабря 2003 года у Светланы был день рождения. Праздновать она его не собиралась, хотела отмолчаться. Командировочные еще не выплачивали, наличных денег почти не было. Одним словом, гулять не на что. Но коллектив о празднике не забыл.
     Вечером в медроте развернулись неожиданные для нее события. Внезапно в помещение вошли офицеры. Возглавлял эту процессию зампотех бригады, который в одной руке нес цветы, а в другой - праздничный торт. В качестве подарка офицеры преподнесли детскую игрушку – серых мышат. В походно-боевых условиях более подходящего подарка не нашли, но Светлана была растрогана до глубины души. Думали ведь мужчины о своем санинструкторе, старались порадовать.
     За личное мужество и отвагу, проявленные при исполнении служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, старший сержант Чеботарева С.В. представлена к медали «За воинскую доблесть».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства