на главную страницу

31 Марта 2004 года

Среда

ЖИЛИЩНОЙ ПРОБЛЕМЕ —
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ

Материалы совещания, состоявшегося
в Минобороны России 23 марта 2004 г.



На совещании выступили: Верховный Главнокомандующий Президент Российской Федерации Владимир ПУТИН, министр обороны Российской Федерации Сергей ИВАНОВ, министр экономического развития и торговли Российской Федерации Герман ГРЕФ и министр финансов Российской Федерации Алексей КУДРИН.

     В. ПУТИН. Добрый день, уважаемые товарищи!
     Мы неоднократно с вами обращались к вопросу поиска новых подходов в системе социального обеспечения военнослужащих, в системе, которая должна быть адекватна требованиям профессиональной армии и сегодняшнего дня. И сейчас нам с вами предстоит обсудить одну из самых важных тем в этой сфере, а именно формирования современной модели предоставления жилья для военнослужащих.
     Проблема жилья для военных - одна из затяжных, долго не решаемых и, прямо скажем, весьма болезненных. Государство накопило здесь за многие годы огромный объем неисполненных обязательств. Сложилась парадоксальная ситуация: офицер может рассчитывать на собственное жилье лишь после окончания службы. По сути, попадает в конфликт интересов: хочешь квартиру — увольняйся из армии, хочешь служить - не получишь ничего, пока не уволился. При этом решение жилищного вопроса затягивается для многих людей как минимум на десятилетия. Это в свою очередь препятствует обзаведению семьей, делает армейскую службу, и без того сложную и тяжелую, прямо скажем, малопривлекательной. Надо сказать, сами обязательства государства перед военными носят размытый, непрозрачный характер, в связи с чем их практическая реализация не свободна от административного произвола и, чего греха таить, часто и от коррупционных вымогательств высших чинов.

     

     
ТАБЛИЦА №1

     


     И ситуация абсолютно ненормальная. Те, кто больше всего государству отдает - а люди, которые идут в армию и на флот сознательно, исходят из того, что в известных обстоятельствах готовы и жизнь отдать за страну - так вот те, кто больше всего отдает государству, меньше всего от него и получает.
     Хотел бы подчеркнуть принципиальный момент. Достойное социальное положение военнослужащих - это не менее важный фактор в деле эффективного обеспечения обороны и безопасности, не менее важный, чем программа боевой подготовки или перевооружения армии и флота. Человек, связавший свою судьбу с воинской службой, вправе рассчитывать на четкие и в полном объеме выполняемые обязательства перед ним государством по закону.
     Считаю, что в современных условиях для решения этой проблемы мы просто обязаны задействовать все имеющиеся у нас механизмы, которые разработаны и в сегодняшних условиях с учетом состояния экономики могут быть реализованы.

     

     
ТАБЛИЦА №2

     


     Механизмы рыночные, эффективные, в том числе накопительные и ипотечные. Именно на это и должен быть нацелен закон о накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих.
     В соответствии с этим актом предполагается, что на персональный счет каждого офицера, пришедшего на воинскую службу с 1 января 2005 г., государство будет перечислять конкретный объем денежных средств для приобретения жилья. Используя их, уже через три года службы офицер сможет получить квартиру по ипотечной схеме. По сути дела, офицер будет приобретать квартиру как бы в кредит, гасить который за него будет в течение его службы государство. Причем будет получать, разумеется, в собственность.

     В этой связи мы уже говорили с председателем Правительства Российской Федерации, и хочу сформулировать официальное поручение: подготовить указанный законопроект в самые короткие сроки с тем, чтобы уже в мае текущего года он был направлен в Государственную Думу, поработать с депутатами и попросить их рассмотреть и принять этот закон уже на весенней сессии.

     При этом нельзя забывать и об обеспечении жильем тех, кто уже проходит службу по контракту.
     Наряду с этим предстоит последовательно развивать и возможности фонда служебного жилья. Первые шаги в данном направлении сделаны, нужно эту программу осуществлять и дальше.
     Еще раз повторю: создание новой системы образования, здравоохранения, жилищного обеспечения военнослужащих - это неотъемлемый элемент модернизации всей военной организации государства. И надо помнить, что качество и условия жизни человека в погонах напрямую влияют на выполнение им своих должностных обязанностей, в целом на престиж воинской службы и на мощь нашей армии.
     Когда мы сегодня будем обсуждать все эти вопросы, я попросил бы вас обратить внимание и, еще раз хочу к этому вернуться, на тех, кто должен быть обеспечен жильем и кто пришел на службу в армию до 1 января 2005 г. Эти обязательства не должны быть забыты, они должны государством исполняться.
     Благодарю вас за внимание. На этом мое вступительное слово закончено. Предоставляю слово министру обороны Российской Федерации Сергею Борисовичу Иванову. Пожалуйста.


     С. ИВАНОВ. Товарищ Верховный Главнокомандующий!
     Уважаемые товарищи!
     На современном этапе военного строительства одной из основных задач, стоящих перед Министерством обороны в сфере социальной защиты военнослужащих и членов их семей, является обеспечение их жильем.
     В настоящее время общее количество бесквартирных семей военнослужащих составляет 136 тыс., в том числе не обеспеченных постоянным жильем - 91 тыс., служебным жильем - 45 тыс. (то есть те, кто заключил контракт после 1998 года).
     Кроме того, 28 тыс. семей военнослужащих требуется улучшение жилищных условий. Таким образом, общее количество нуждающихся в жилье превышает 164 тыс. семей.
     В настоящее время практически каждая третья семья офицера или прапорщика не имеет квартиры. По установленным нормам обеспечены жильем только 63 процента семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, еще 6 процентов семей обеспечены жильем ниже установленных норм.
     На сегодняшний день бесквартирные военнослужащие размещены:
     - в общежитиях - около 86 тыс. семей;
     - в помещениях для временного проживания (кабинеты, спортивные залы, казармы и т.д.) - 1 тыс. 300 семей;
     - снимают жилье - 49 тыс. семей, при этом компенсация за поднаем жилья из бюджета в зависимости от региона составляет от 10 до 25 процентов фактических затрат.
     Так, например, оплата за поднаем двухкомнатной квартиры в Москве и ближайшем Подмосковье составляет не менее 9 тыс. рублей, что значительно выше среднего денежного довольствия военнослужащего. В Курске плата за поднаем аналогичного жилья составляет 3,5 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде - 4 тыс. рублей, в то время как компенсация - всего 400 рублей.
     Состояние жилого фонда, занимаемого военнослужащими, по результатам проведенного обследования, только на 70 процентов отвечает современным санитарным и техническим требованиям. Около 12 процентов жилищ военнослужащих - а это по-другому никак не назовешь - не имеют водопровода, 15 процентов - канализации, 20 процентов - центрального отопления и 37 процентов - горячей воды. Этот перечень можно продолжить.
     За последние годы наметилась тенденция снижения объемов ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на обеспечение жильем военнослужащих.


     

     
ТАБЛИЦА №3

     


     «Достойное социальное положение военнослужащих - это не менее важный фактор в деле эффективного обеспечения обороны и безопасности, чем программа боевой подготовки или перевооружения армии и флота».
     В. ПУТИН.

     



     Так, в 2001 году Минобороны получило за счет бюджетных средств около 29 тыс. квартир, а в этом году предусмотрено получить только 18 тыс.
     Мы понимаем, что на сегодняшний день таковы реальные экономические возможности государства, и потому изыскиваем дополнительные источники получения жилья. Развернута работа по вовлечению в хозяйственный оборот частично не используемого недвижимого имущества путем реализации инвестиционных контрактов. За счет этого источника в текущем году мы планируем сохранить объемы получения жилья на уровне 2003 года, то есть не менее 23 тыс. квартир.
     Необходимо также учитывать, что в последние годы основная часть жилья, с учетом реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», направлялась на решение жилищной проблемы увольняемых военнослужащих. Это делалось зачастую в ущерб тем, кто продолжает службу. В результате отсутствие перспективы получения жилья стало одной из причин досрочного увольнения военнослужащих с военной службы, особенно молодых офицеров.

     

     
ТАБЛИЦА №4

     


     В то же время необходимо отметить, что благодаря принятым мерам удалось стабилизировать число военнослужащих, нуждающихся в жилье, на уровне немногим более 160 тыс.
     В ближайшие годы Минобороны будет решать жилищную проблему военнослужащих по следующим основным направлениям:
     1. Обеспечение жильем бесквартирных военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 1998 г. Имеющиеся перед ними обязательства будут погашаться в рамках действующего законодательства путем предоставления жилья для постоянного проживания.
     2. Формирование фонда служебных жилых помещений под штатную численность воинских частей и соединений. Служебное жилье здесь будет предоставляться только на период прохождения военной службы.
     3. Создание эффективного рыночного механизма, позволяющего реализовать права военнослужащих на получение жилья в собственность по завершении службы.
     При этом планируем использовать современные и эффективные подходы, в числе которых:
     - оказание государственной поддержки военнослужащим для приобретения ими жилья с помощью ипотечных кредитов;
     - создание условий для привлечения инвесторов в целях формирования жилого фонда вне военных городков и размещения военнослужащих на условиях аренды или найма;
     - повышение эффективности управления имеющимся жилым фондом.

     В настоящее время жилищное обеспечение увольняемых военнослужащих осуществляется в основном путем реализации программы «Государственные жилищные сертификаты», которая в 1998 - 2003 годах позволила обеспечить жильем более 50 тыс. семей военнослужащих.
     Программа показала свою жизнеспособность в современных экономических условиях, и действие ее продлено до 2010 года. С учетом доработки она рассматривается как один из эффективных механизмов решения жилищной проблемы во время переходного периода от предоставления жилья военнослужащим в натуральном виде к предоставлению средств на его приобретение.
     Вместе с тем в ближайшие годы основные усилия будут сконцентрированы на формировании фонда служебных жилых помещений.
     До 2015 года нам необходимо создать служебный жилой фонд в объеме 334 тыс. квартир, что с учетом уже имеющихся составит 480 тыс. под планируемую штатную численность офицеров и прапорщиков.
     В первую очередь формирование служебного жилого фонда предусматривается в пунктах дислокации воинских частей и соединений постоянной боевой готовности. В дальнейшем этот фонд будет создаваться и в других воинских частях, подлежащих переводу на контрактный способ комплектования.
     Основными источниками формирования фонда служебного жилья являются:
     - строительство и приобретение служебного жилья по собственному плану Минобороны, в первую очередь - в закрытых военных городках;
     - оптимизация существующего служебного жилого фонда. Вовлечение в хозяйственный оборот частично неиспользуемой недвижимости с целью получения жилья путем реализации инвестиционных проектов;
     - формирование фонда арендного жилья для размещения военнослужащих в крупных городах и административных центрах.
     Учитывая остроту и социальную значимость этого вопроса, представляется целесообразным разработать целевую программу формирования фонда служебного жилья для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту. С подобным предложением мы неоднократно обращались в правительство, но поддержки пока не получили.
     Мы считаем, что человек, отдавший делу служения Отечеству не менее 20 лет, должен быть уверен в том, что по окончании службы государство гарантирует ему и его семье собственное достойное жилье. В рамках существующей законодательной базы решить эту проблему мы не сможем.

     

     
ТАБЛИЦА №5

     


     Вот почему Минобороны в течение последних лет прорабатывает новые, более эффективные подходы к обеспечению жильем военнослужащих путем формирования системы постепенного накопления средств для приобретения жилья в собственность при сохранении существующего уровня их социальной защищенности.
     Это связано прежде всего с тем, что существующая система вступила в определенное противоречие с экономическими возможностями государства и не позволит обеспечить решение жилищной проблемы в армии и на флоте в ближайшие полвека.
     В настоящее время Минобороны совместно с Минэкономразвития и Минфином разрабатывает необходимые документы, регламентирующие переход к накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих.
     Действие накопительной системы предлагается распространить на:
     - военнослужащих, окончивших высшие военно-учебные заведения и получивших в связи с этим первые офицерские звания;
     - офицеров, призванных на военную службу из запаса и заключивших первые контракты на прохождение военной службы;
     - прапорщиков (мичманов), сержантов, старшин и рядовых (матросов) по достижении трех лет военной службы по контракту.
     Военнослужащим - участникам накопительно-ипотечной системы будет гарантироваться накопление средств для приобретения постоянного жилья в собственность на персональных счетах. Ежегодно на этот счет будет начисляться сумма, эквивалентная примерно стоимости 3 кв. метров жилья. Сумма накопления за 20 лет службы позволит каждому участнику системы после увольнения приобрести в собственность жилье по социальным нормам.
     Если военнослужащий увольняется до достижения 10 лет выслуги, то он теряет право на получение накопленных средств.
     В период с 10 до 20 лет службы при увольнении по уважительной причине (организационно-штатные мероприятия, состояние здоровья и другие) военнослужащий получает накопленные средства и может их использовать на решение своего жилищного вопроса самостоятельно.
     Если его выслуга будет составлять более 20 лет, он сможет приобрести в собственность жилье уже повышенной комфортности. Но в любом случае у него будет возможность при приобретении жилья дополнительно использовать личные накопления.
     После трех лет участия в накопительной системе военнослужащий получает право на получение ипотечного кредита для приобретения жилья с использованием уже накопленных средств. В дальнейшем основную часть долга по ипотечному кредиту будет погашать государство.
     При этом военнослужащий будет заинтересован в том, чтобы служить как можно дольше, так как сумма перечисляемых государством средств прямо пропорциональна продолжительности срока службы. При досрочном расторжении контракта по инициативе военнослужащего он будет обязан погасить сумму ипотечного кредита за счет личных средств. Одновременно с этим он должен будет вернуть государству перечисленные из бюджета на его персональный счет средства.

     

     
ТАБЛИЦА №6

     


     Если разрабатываемая система начнет функционировать с 2005 года, то первые военнослужащие смогут приобретать квартиры с помощью ипотечных кредитов уже в 2008 году.
     Это особенно актуально сегодня для крупных административных центров, в которых отсутствует фонд служебных жилых помещений. В последующем приобретенное за счет ипотечного кредита жилье останется у военнослужащего в собственности, и в случае его перевода к новому месту службы за ним остается право на получение служебного жилья.
     Более подробно о разрабатываемой накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих расскажут министр экономического развития и торговли Герман Оскарович ГРЕФ и министр финансов Алексей Леонидович КУДРИН.
     Товарищ Верховный Главнокомандующий!
     В своем выступлении я изложил основные направления деятельности Министерства обороны по решению одной из наиболее острых на сегодняшний день социальных проблем армии. Мы считаем, что военнослужащим и членам их семей должны быть созданы достойные условия жизни как во время прохождения военной службы, так и после ее окончания.
     Уверен, что только комплексный подход к решению жилищного вопроса будет способствовать созданию Вооруженных Сил, отвечающих требованиям XXI века.
     Спасибо за внимание.

     В. ПУТИН.У меня есть два замечания по тому, что было сейчас сказано министром обороны, и одна дополнительная информация.
     Первое, информация. Кого коснется эта система? Всех тех, кто имеет статус военнослужащего: это Министерство обороны, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Внутренние войска МВД, Федеральная служба охраны, Федеральная служба Железнодорожных войск, Спецстрой и так далее. Все, кто имеет статус военнослужащего.

     

     
ТАБЛИЦА №7

     


     К сожалению, для более широкого круга наших граждан мы пока такую систему распространить не можем, имея в виду возможности государства, о которых уже сказал министр обороны. В будущем это возможно. Но во всяком случае сейчас я исхожу из того, что эта система станет привлекательной, в настоящее время мы расширить этот круг будем не в состоянии, надо хотя бы для военнослужащих сделать этот шаг вперед.
     Второе. Небольшая корректировка выступления министра обороны. Сергей Борисович сказал, что через 20 лет службы военнослужащий получит квартиру в собственность. Это не так. Военнослужащий сразу же получает квартиру в собственность, как только получит квартиру через 3 года службы. Она сразу поступает в собственность человека, в собственность военнослужащего. Вопрос только в том, что если человек решил уволиться из рядов Вооруженных Сил, то тогда остаток невыплаченной государством суммы он должен будет погасить самостоятельно.

     

     Состояние жилого фонда, занимаемого военнослужащими, по результатам проведенного обследования, только на 70 процентов отвечает современным санитарным и техническим требованиям. Около 12 процентов жилищ военнослужащих - а это по-другому никак не назовешь - не имеют водопровода, 15 процентов - канализации, 20 процентов - центрального отопления и 37 процентов - горячей воды.
     С. ИВАНОВ.

     


     

     
ТАБЛИЦА №8

     


     И, наконец, последнее замечание. Это касается суммы первоначального взноса. Первоначальный взнос, разумеется, тоже практически в полном либо почти в полном объеме будет делать за военнослужащего государство из накопительной системы через 3 года службы. Мы исходим из того, что накопительная система накопит необходимый объем средств для первоначального взноса. Я думаю, что более подробно на этом как раз и остановятся Герман Оскарович Греф и затем Алексей Леонидович Кудрин.
     Г. ГРЕФ. Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые коллеги!
     В связи с изложенным в докладе министра обороны Сергея Борисовича Иванова положением дел в сфере обеспечения жильем военнослужащих и в целях оптимального решения этой проблемы с учетом рыночных условий развития экономики страны предлагается переход к новой системе обеспечения жильем военнослужащих, которую мы в последние полгода очень активно разрабатывали с участием всех отраслевых ведомств и Администрации Президента Российской Федерации.

     Задачи новой системы обеспечения военнослужащих жильем.

     Первое: это переход от обеспечения военнослужащих за счет государства отдельными квартирами к накоплению денежных средств для приобретения жилья в собственность по избранному месту жительства.
     Здесь две новеллы. Первое: мы не накапливаем права, а реально ежегодно государство перечисляет деньги на накопительные счета военнослужащих. И второе: мы повышаем мобильность перемещения военнослужащих по всей территории страны в силу того, что он теперь не привязан к месту службы и имеет право по своему выбору и по имеющимся финансовым ресурсам приобрести квартиру в любой точке, которую он считает для себя наиболее нужной.
     Второе: это возможность приобретения жилья в собственность, как сказал Президент Российской Федерации, через три года нахождения в накопительной ипотечной системе за счет ипотеки.
     Третье: это стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицерского корпуса, на основе стимулирования заинтересованности военнослужащих в продолжении военной службы.
     С учетом указанных задач предлагается с 1 января 2005 г. перейти к накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих.

     Каковы основные принципы предлагаемой накопительно-ипотечной системы обеспечения жильем?
     Первое: ежегодное перечисление государственных средств на персональные счета военнослужащих для приобретения жилья.
     Второе: накопление денежных средств осуществляется персонально путем ежегодного начисления бюджетных ассигнований на именной накопительный счет военнослужащего.
     И мы здесь договорились о том, что Министерство финансов готово гибко подойти к этой схеме. В этой схеме очень важен момент перечисления этих средств, и Министерство финансов, мы еще это уточним, либо в начале года будет перечислять эти средства, тогда это удешевит участие самих военнослужащих в ежемесячном перечислении платежей в силу того, что государство сделает авансовый платеж. Либо Министерство финансов может делать это ежемесячно или ежеквартально, в зависимости от того, какая схема ипотечного кредитования будет избрана.
     Третье: объем ежегодных начислений будет ориентирован с учетом индексации по инфляции на накопление денежных средств, достаточных для приобретения квартиры общей площадью 54 кв. метра. И мы исходили из того, что средняя квартира, которой мы должны обеспечить военнослужащего, это 54 кв. метра. В 2005 году это порядка 30 тыс. рублей на одного военнослужащего в год. Сегодня средняя стоимость такой квартиры по России составляет около 650 тысяч рублей.
     Четвертое: участниками накопительно-ипотечной системы по собственному желанию могут быть использованы средства именного накопительного счета по истечении трех лет участия в ней для приобретения жилья в собственность с использованием ипотечного кредита. Кредит предоставляется банком под залог приобретаемого жилья.

     

     
ТАБЛИЦА №9

     


     При этом процесс накопления средств продолжается и после приобретения военнослужащим жилья в собственность с использованием ипотечного кредита и расчетов по кредиту, что позволит ему в последующем улучшить жилищные условия.

     Рассмотрим схему накопления средств.
     После принятия Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе обеспечения жильем военнослужащих» (сегодня была поставлена задача Президентом Российской Федерации о том, чтобы этот закон правительство в мае внесло в Государственную Думу. Мы постараемся этот сложный закон доработать до мая, чтобы он в весенней сессии был принят) ежегодно в федеральном бюджете будут предусмотрены ассигнования, предназначенные для начисления на именные накопительные счета участников системы.
     Распорядителями этих средств будут федеральные органы исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба. Это те службы, которые были сейчас перечислены Президентом Российской Федерации.
     По заявке этих органов бюджетные средства Федеральным казначейством передаются на отдельный счет специально создаваемого органа управления системой, в котором и создаются эти накопительные счета граждан. Этот орган управления системой может быть организован в виде внебюджетного фонда либо по типу пенсионного фонда, либо в виде государственной корпорации. Мы эту тему окончательно решим в зависимости от того, какова наиболее удобная форма для этой схемы с точки зрения простоты ее внедрения в жизнь.
     Далее эти денежные средства передаются в доверительное управление управляющей компании для получения инвестиционного дохода с целью наращивания накоплений. То есть управляющая компания будет по типу пенсионных накоплений инвестировать эти денежные средства в рынок ценных бумаг, в ипотечные ценные бумаги, для того чтобы получать инвестиционный доход в тот период времени, когда военнослужащие еще не воспользовались этими средствами. То есть это реальные денежные средства, которые будут инвестироваться в экономику.
     По поручению военнослужащего, когда он примет решение на приобретение жилья, эти средства будут направляться на оплату покупаемого им жилья либо в оплату первоначального взноса по ипотечному кредиту.
     Накопительно-ипотечная система предоставляет военнослужащему возможность выбора между накоплением за все время службы и приобретением жилья во время службы с помощью ипотечного кредита. Здесь решается очень важная задача, когда военнослужащий не должен ждать двадцать лет, для того чтобы получить долгожданное жилье, а уже через три года он может, получив его в собственность, получить собственный уголок для своей семьи и чувствовать себя спокойно и в социальном смысле безопасно.

     Что является здесь наиболее важным, зачем нужна ипотека?

     Главным преимуществом использования ипотеки являются возможность покупки квартиры в собственность в любое время по истечении трех лет, не дожидаясь окончания срока службы, а также выбор месторасположения и размера жилья, исходя из желаний и возможностей военнослужащего.
     Кроме того, ипотека позволяет снять риски обесценения накапливаемых средств за весь период службы.
     Мы заинтересованы, чтобы как можно быстрее военнослужащие входили в ипотечную систему и использовали денежные средства потому, что если он через три года приобрел квартиру, то мы получаем уже фиксированную стоимость, с которой нам предстоит расплатиться. Поэтому впервые бюджет и федеральные органы, фактически получается, финансово заинтересованы, чтобы военнослужащий как можно быстрее получил квартиру в собственность, потому что с этого момента наши обязательства зафиксированы.
     Для выбора между ипотечным кредитованием и накопительной схемой определяющим является прогноз темпов роста на жилье относительно инфляции и темпов роста доходов граждан.
     Стимулирование спроса на жилье приведет к тому, что темпы роста цен на жилье будут превышать темпы инфляции. Поэтому будет выгодно покупать жилье на более раннем этапе.
     На сегодняшний день ставка по ипотечным кредитам составляет от 15 процентов годовых в рублях. В рамках предполагаемой накопительно-ипотечной системы выбор в пользу ипотечного кредита будет экономически оправдан, когда ставка по ипотечному кредиту будет меньше либо равна темпу роста цен на жилье, так как в этом случае накапливаемые средства будут обесцениваться по отношению к стоимости квартиры.
     Использование ипотеки позволяет зафиксировать цену и площадь жилья и избежать риска отставания роста накоплений от роста цен на жилье.
     По мере развития конкуренции между банками и снижения рисков кредитования, а также с учетом ценовых тенденций на рынке жилья размер первоначального взноса может снижаться.

     Теперь несколько слов о схеме ипотечного кредитования .

     На схеме представлены реальные цифры, и мы уже провели переговоры с российской банковской системой. Сегодняшняя стандартная схема первоначального взноса, чтобы банк предоставил ипотечный кредит, составляет 30 процентов от конечной стоимости жилья. Но так как здесь государство гарантирует ежегодные перечисления средств на накопительный счет гражданину, то все банки, с которыми мы вели переговоры, выразили согласие, что в качестве первоначального взноса они готовы рассматривать не 30 процентов, а 15 процентов, поэтому мы на схеме показали 70 процентов и 30 процентов как базовый вариант, который сегодня действует, и 85 процентов и 15 процентов как тот вариант, который, вероятней всего, будет работать, если эта система будет принята.
     Военнослужащий как гражданин может в любой момент взять в банке ипотечный кредит для покупки квартиры при наличии личных сбережений в размере 30 процентов или 15 процентов, как я уже сказал, от стоимости квартиры на первоначальный взнос. Участнику накопительно-ипотечной системы государство оказывает помощь в накоплении необходимой суммы для первоначального взноса.
     Как правило, первоначальный взнос на покупку жилья будет финансироваться за счет накоплений в первые годы (не менее трех лет) на персональном счете военнослужащего. Дальнейшие ежегодные взносы государства военнослужащий использует на платежи по ипотечному кредиту.
     В случае вовлечения личных сбережений по желанию военнослужащего можно либо приблизить срок покупки, либо увеличить площадь приобретаемого по ипотеке жилья. При невысоком, но растущем уровне денежного довольствия военнослужащих график платежей по ипотечному кредиту может быть построен таким образом, что нагрузка на личный бюджет военнослужащего будет минимальной именно в первые годы его воинской службы, постепенно возрастая в будущем с учетом индексации денежного довольствия и карьерного роста и, естественно, заработной платы, доходов военнослужащего.
     Это также один из элементов, который мы проговорили с российской банковской системой. Она может быть очень гибкой. В первые годы платежи могут быть минимальными, и в последующие годы они могут нарастать по мере нарастания заработной платы военнослужащего.
     Приведем три конкретных примера использования ипотечного кредита в рамках предлагаемой системы.
     Пример первый. На покупку квартиры и выплату по кредиту используются только взносы государства в размере 30 тыс. рублей в ценах 2005 года без вовлечения военнослужащим личных сбережений. В этом случае военнослужащему потребуется не менее 5 лет для накопления с учетом инвестиционного дохода на его счете суммы, достаточной для 30 процентов первоначального взноса и получения кредита на покупку квартиры площадью в среднем 42 кв. метра, исходя из нашего прогноза роста цен на жилье и инфляцию. Еще раз повторяю, это схема, когда первый взнос составляет 30 процентов. Но я уже сказал, что российская банковская система готова первоначальный взнос снизить в два раза - до 15 процентов, соответственно эта сумма и срок могут быть уменьшены в два раза.
     Как видите, это единственный вариант, когда если не добавлять личных сбережений граждан, то мы выходим на 42 кв. метра.
     Пример второй. Из личных сбережений военнослужащий направляет на накопления дополнительно к взносам государства по 600 рублей в месяц в ценах 2005 года. За те же 5 лет он накопит сумму, достаточную для оплаты первоначального взноса и покупки в кредит квартиры площадью 54 кв. метра. Из этой суммы 204 тыс. рублей ему накопит государство, а оставшиеся 55 тыс. рублей - будут его личные сбережения. В дальнейшем направления на платежи по кредиту 600 рублей в месяц из личных доходов дополнительно к взносам государства будет достаточно для полного погашения кредита за 15 лет.

     

     «Предварительная потребность в бюджетных средствах на 2005 год по всем федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, составит 2 млрд. 430 млн. рублей.»
     Г. ГРЕФ.

     


     Пример третий. Для того, чтобы иметь возможность купить квартиру площадью 54 кв. метра уже на 4-м году, военнослужащий должен дополнительно к взносам государства направлять из личных сбережений на накопления и платежи по ипотечному кредиту по 1,5 тыс. рублей в ценах 2005 года ежемесячно.
     Еще раз повторяю: мы сделали это исходя из первоначального взноса 30 процентов, если взнос будет 15 процентов, то пропорционально все сроки и суммы будут уменьшены.
     Соответственно, если военнослужащий будет покупать квартиру в собственность через 3 года, платеж будет немного увеличиваться, если он будет покупать квартиру через 5, через 6 лет, его личный платеж будет пропорционально уменьшаться. Чем на более позднем этапе он будет вступать в ипотечную накопительную систему, тем больше процентов будет уплачивать за него государство.
     Кого предполагается включить в новую систему с 2005 года?

     Предполагается участниками ипотечно-накопительной системы считать только военнослужащих, проходящих воинскую службу по контракту в федеральных органах исполнительной власти.
     Первая категория: военнослужащие, окончившие высшие военно-учебные заведения в 2005 году и получившие в связи с этим первые офицерские звания. Таких у нас будет в 2005 году около 20 тыс. человек. И потребность в бюджетных средствах составит примерно 0,6 млрд. рублей.
     Вторая категория: офицеры, призванные на военную службу из запаса и заключившие первые контракты на прохождение военной службы после 1 января 2005 г. Таких у нас ожидается в 2005 году около 4 тыс. человек и потребность в бюджетных средствах составит примерно 0,12 млрд. рублей.
     И третья, наиболее массовая категория военнослужащих: прапорщики (мичманы), сержанты и старшины, а также рядовые (матросы) по достижении 3 лет военной службы по первому контракту по состоянию на 1 января 2005 г. Таких у нас будет около 36 тыс. человек, и потребность в бюджетных средствах составит примерно 1,08 млрд. рублей.
     Общая потребность в ассигнованиях по Министерству обороны составит 1,8 млрд. рублей.
     Предварительная потребность в бюджетных средствах на 2005 год по всем федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба, составит 2 млрд. 430 млн. рублей. Это те ассигнования, которые бюджету придется дополнительно изыскать в 2005 году.
     Конечно, эта система ежегодно будет принимать все большее и большее количество военнослужащих, и, по нашим оценкам, по состоянию на 2021 год в ней будут участвовать от 600 до 650 тыс. военнослужащих, и совокупные расходы, и эта цифра стабилизируются дальше уже на этом уровне. И совокупные расходы федерального бюджета начиная с периода 2021 - 2022 годов будут составлять примерно 18 млрд. рублей в ценах 2005 года.
     Думаю, что подробнее о финансовых последствиях вам расскажет министр финансов.
     Спасибо за внимание.
     В. ПУТИН. Прошу точно сформулировать: личные сбережения военнослужащих потребуются только в том случае, если человек хочет получить квартиру большей площади и лучшего качества, но если военнослужащий согласен остаться в предлагаемых нормах, то тогда на первоначальный и на последующие взносы личные сбережения привлекать необязательно.
     Г. Греф. Если военнослужащий хочет либо получить квартиру большего размера, чем предполагается этой системой, либо он хочет получить квартиру раньше, в этом случае ему предлагается участвовать личными средствами.
     В. ПУТИН. Если он этого не хочет, он может получить квартиру по нормам, не прибегая к личным сбережениям. Это первое.
     Г. Греф. Абсолютно!
     В. ПУТИН. И второе. Вот в вашей схеме и наших расчетах значится цифра дополнительных средств из государственного бюджета на цели обеспечения военнослужащих жильем начиная с 2005 года: 2 млрд. 430 млн. рублей дополнительно. Я исхожу из того, что другие социальные программы по военнослужащим сокращены не будут. В том числе и реализация планов по приобретению жилья.
     Г. Греф. Владимир Владимирович, мы очень тщательно и долго обсуждали эту проблему с Министерством финансов. К сожалению, на этот период времени дополнительно нагрузка на бюджет ложится из трех составляющих.
     Мы должны создать фонд служебного жилья в тех регионах, где нет рынка жилья. Это закрытые военные городки, удаленные военные базы, и там нам придется инвестировать напрямую строительство жилья и создание временного служебного фонда, когда военнослужащие будут проживать в нем со своими семьями в период прохождения службы.
     Мы должны будем продолжать выполнять обязательства по двум категориям военнослужащих, о которых сказал министр обороны: это военнослужащие в действующем режиме законодательства, которые вышли до 1 января 1998 г., не имевшие право выбрать по своему выбору жилье и получить квартиру, и после 1 января 1998 г. - в месте окончания службы. И это, конечно же, дополнительная нагрузка на бюджет, но, к сожалению, так сложилось, что в этот период времени нам придется эти обязательства исполнять в полном объеме.
     В. ПУТИН. Это очень важное замечание.
     Г. Греф. Еще один момент. Когда военнослужащий получает эту квартиру в собственность, и если он не проживает в этой квартире, то он может ее сдать в аренду. И получить рыночный доход от использования этой квартиры.
     А. КУДРИН. Уважаемые коллеги, уважаемый президент, уважаемые участники коллегии!
     Мои коллеги уже облегчили максимально мою задачу. Я хотел бы добавить несколько штрихов.
     В настоящее время из федерального бюджета на все формы обеспечения жильем военнослужащих выделяется в год 17 млрд. рублей. За счет всех механизмов обеспечения жильем в год обеспечивается около 24 тыс. семей.
     Вместе с тем военнослужащих всех силовых ведомств на военную службу приходит около 20 тыс. в год.
     Таким образом, если учитывать, что дефицит жилья составляет 136 тыс. квартир для военнослужащих, то есть если положительное сальдо выдаваемых квартир и приходящих на военную службу всего 4 тыс. квартир, то, конечно, такую очередь мы можем ликвидировать только за 44 года, это такая простая арифметика.
     В этой связи с 2005 года все вновь приходящие будут работать в рамках новой системы. Мы не уменьшим, не прекратим финансирования объемов жилья, таким образом, очередь нуждающихся ныне может сокращаться примерно на 24 тыс. семей в год. То есть это существенно ускоряет сроки обеспечения жильем военнослужащих, причем, повторяю, это дает, конечно, именно эта новая система.
     К тем вопросам, которые здесь освещались, я хочу сказать, конечно, самое главное (несмотря на иногда сложность расчетов и схем, которые мы здесь представляем), что военнослужащий через 3 года сможет иметь свою собственную квартиру. И в зависимости от желания направить часть своих текущих доходов в виде денежного довольствия на эти цели он может расширить такие возможности и с точки зрения величины квартиры, и скорости выплаты окончательно этого долга, и получения квартиры в собственность, которая уже не обременена кредитом.
     Важной составляющей является то, что военнослужащий может выиграть право перевести этот накопительный счет квартиры и через 3, и через 5, и через 10 лет - это его выбор.
     Деньги могут накапливаться, и, чтобы они не обесценивались, как раз одна из схем, которую представлял министр экономического развития и торговли, показывала, что деньги будут через специально уполномоченный орган направляться в доверительное управление, то есть накапливаться в виде не просто сохранения, но через получение инвестиционного дохода, а тем самым накопления и преувеличения этих средств.
     Могу сказать, что, по мировой практике, к которой мы все ближе и ближе подходим, инвестиционный доход по накопленным средствам обгоняет сегодня все другие формы индексации, инфляции и даже прироста заработной платы. То есть по всем формам индексации инвестиционный доход самый эффективный.
     Кстати, за последние годы Россия имела один из самых высоких темпов прироста инвестиционного дохода в накоплении в мире. Это связано и, конечно, с тем, что наш рынок еще недооценен. Он по мере развития рыночных механизмов и вовлечения нашего производства в этот мировой рыночный оборот и капитализации будет существенно расти. Это дает перспективу для того, чтобы в ближайшие 20 лет (я могу сказать достаточно смело, хотя год на год не приходится) этот инвестиционный доход прирастал темпами, существенно превышающими темпы инфляции. Это является определенной гарантией для того, чтобы средства, которые не переведены в квартиру, а сохранены в виде накопительного счета, существенно прирастали.
     Я сейчас не буду описывать некоторые дополнительные условия такого управления средствами. Сегодня мы в Правительстве Российской Федерации накопили опыт управления такими средствами. Вы знаете, что и средства пенсионного накопления граждан в накопительной части пенсии, и страховые сбережения - все они сегодня подчиняются этим правилам управления с целью их сохранения и преумножения.
     Могу еще добавить, что со следующего года, как было сказано, по всем военнослужащим всех силовых министерств, средства на первый взнос на персональные счета граждан, пришедших на контрактную службу и заключивших контракт, составят 2 млрд. 430 млн. рублей. Естественно, по мере вовлечения год за годом контингента военнослужащих и увеличения платежей по данным кредитам эти средства уже к 2010 году государство будет выделять - до 10 млрд. рублей в год - уже на платежи. Впоследствии, к 2018 году, - до 20 млрд. рублей в год (то, что будет платить государство за поддержание всей этой системы). Это своего рода наше обязательство. Мы будем ежегодно каждый год закладывать это в бюджет и выполнять свои обязательства. Данная система просчитана. Возможности бюджета сегодня существуют. Наш прогноз по возможностям бюджета, его доходам-расходам на долгосрочную перспективу говорит о том, что мы с этой задачей справимся. Спасибо.

     В. ПУТИН. Я хочу повторить, что уже говорил в ходе нашего сегодняшнего совещания.
     И это должно быть понятно. Мы сможем провести эту систему в жизнь только для тех, кто имеет статус военнослужащих, во всяком случае на данном этапе. И не сможем этого сделать для тех, кто приравнен к статусу военнослужащих. Так, чтобы все это было понятно руководителям тех ведомств, которые здесь собрались. Потому что в некоторых ведомствах есть такие. И это достаточно многочисленная категория. Я повторяю: на первом этапе это коснется только военнослужащих. Это первое.
     Второе. Хотел бы подчеркнуть это особо: в полном объеме будут исполняться бюджетные планы и бюджетные обязательства по обеспечению жильем военнослужащих по действующему законодательству. И я очень рассчитываю на то, что сочетание первого и второго с выделением дополнительных государственных средств для решения проблемы жилья для военнослужащих позволит нам эту задачу решить, позволит расчистить эту проблему.
     Думаю, что это вполне может сделать военную службу более привлекательной и создать условия для исполнения государством своих социальных обязательств перед военнослужащими, сделать их не людьми, ущемленными в правах, а полноценными гражданами страны, которые смогут использовать все возможности современных рыночных инструментов для решения своих социальных проблем. Государство должно помочь это сделать, оно сегодня в состоянии это сделать, и оно должно это сделать.
     И, наконец, самое последнее. Я хотел бы обратить внимание руководителей Министерства обороны, Министерства финансов и Министерства экономического развития и торговли на то, о чем сказал министр обороны в своем выступлении.
     А именно о плачевном состоянии жилищного фонда Министерства обороны. На это тоже должны быть выделены соответствующие ресурсы, и об этом тоже необходимо думать. Недопустимо, когда военнослужащие живут в недостойных условиях. Министр обороны об этом сказал, повторять даже не хочется.
     Вот это тоже одно из направлений, которое должно находиться в поле нашего с вами зрения. Хотя понятно, что если не будут предприняты новые энергичные шаги, не будут реализованы новые планы и не будут предложены новые схемы решения вопроса, такие, например, как мы сегодня обсуждали, то проблема вообще не будет решена в течение 50-70 лет.
     Свежие идеи нужны. Вот одна из них сегодня нами обсуждалась. Мне очень хочется, чтобы действия всех министерств и ведомств на этом направлении были согласованными и результативными.
     Большое спасибо вам за внимание и за участие в сегодняшней работе.
     Всего доброго.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства