на главную страницу

1 Апреля 2004 года

Геополитика

Четверг

НАТО У НАШИХ ГРАНИЦ

Отдел международной жизни.



2 апреля количество государств — членов НАТО увеличится с 19 до 26. В альянс официально вступают семь стран — Эстония, Латвия, Литва, Словакия, Словения, Болгария и Румыния. Границы Североатлантического блока вплотную подошли к западным границам «континентальной» России (Калининградская область РФ и до этого граничила с натовской Польшей), что ставит стабильность и безопасность, прежде всего нашей страны, в совершенно иные условия.

     
Со старым багажом

     Еще в годы «холодной войны» было четыре волны расширения НАТО. Затем в 1999 году прошла пятая волна, и наконец 29 марта мы стали свидетелями шестой волны приема новых членов в альянс. Последняя по сравнению с предыдущими имеет ряд особенностей. Прежде всего событие произошло в новом веке не только по летоисчислению, но и по ситуации в мире. Сегодня человечество стоит перед новыми вызовами, главными из которых являются международный терроризм, распространение оружия массового уничтожения, наркомафия и организованная преступность, экологические угрозы. Бороться с ними можно, только объединив все усилия. И значительный вклад в эту борьбу мог бы внести Североатлантический альянс.
     Однако дело в том, что НАТО никак не может определиться, найти свое место в этой борьбе, отказаться от старых правил игры. Как считают в российском МИД, «инструментарий НАТО относится к эпохе «холодной войны», и расширение НАТО – попытка дать отпор угрозам XXI века средствами середины века XX». Мир изменился гораздо сильнее, чем это видят в Брюсселе. Свидетельством тому стало и новое расширение. Оно только создаст дополнительные проблемы как для самого альянса, так и для стран, в него не входящих.
     Последний конфликт в НАТО, раскол, который спровоцировала война в Ираке, вопреки поверхностному восприятию еще окончательно не разрешен. Давление на НАТО оказывается с двух сторон. США все больше отводят чисто политическую роль Североатлантическому альянсу, который в спорных ситуациях может поддержать американскую линию. В этом смысле Вашингтон воспринимает новых партнеров по НАТО, которые одобрили войну в Ираке, как желаемых союзников. Поэтому европейцы, прежде всего Германия и не входящая в военную организацию альянса Франция, хотят создать противовес США в области политики безопасности. Достичь этой цели можно с помощью формирования собственных европейских оборонных структур.
     Что касается России, к границам которой вплотную придвинулся альянс, то позиция Москвы в данном вопросе «спокойно-негативная». Вступать или не вступать в военный союз – личное дело каждой страны, но при этом каждая страна должна понимать, что тем самым она берет на себя определенную ответственность и обязательство. В то же время у нашей страны есть и серьезная обеспокоенность, которую НАТО, как надеются в Москве, должна снять в самое ближайшее время, взяв на себя соответствующие политические и военные обязательства. В противном случае России придется принимать адекватные меры по укреплению своей безопасности.

     
«Узники империи» обретают свободу


     Семь стран-«новичков» вошли в НАТО совсем не так, как обычно под флаги этого мощнейшего военно-политического блока вставали все другие его члены. Как правило, до нынешнего расширения альянса это происходило на встречах на высшем уровне и обставлялось пышными торжествами, сопровождавшимися пафосными речами о расширении «пространства безопасности и демократии». Вторая же волна расширения НАТО после «холодной войны» – первая произошла в 1999 году со вступлением в альянс Венгрии, Польши и Чехии как раз с соблюдением всех должных обрядов – проходит как-то совсем уж обыденно, чуть ли не на рабочем уровне. То ли сама НАТО как-то обмельчала, не считая прием в свои ряды уже непосредственно бывших советских республик заслуживающим пышных торжеств событием, то ли страны, ныне вступающие в альянс, не доросли до таких же почестей, как все остальные члены блока…
     Но факт остается фактом: празднеств в НАТО не будет, и «новички», похоже, с этим согласны. Хотя торжества они себе сами устроят - в Латвии, Литве и Эстонии день вступления в НАТО планируется сделать государственным праздником. В Болгарии была отчеканена специальная памятная монета в 50 болгарских стотинок. Министры иностранных дел стран – членов НАТО планировали даже выпустить партию бесплатного пива и вина с эмблемой организации на этикетках. Однако представители властей в Брюсселе восприняли эту инициативу скептически, посчитав ее неуместной.
     29 марта 2004 года премьер-министры стран-«новобранцев» собрались в Вашингтоне, вручили на хранение госдепартаменту США ратифицированные документы о присоединении к НАТО (США являются хранителями Договора о создании Североатлантического альянса), а потом на лужайке Белого дома их принял президент США Джордж Буш-младший. После этого Джордж Буш-младший отобедал с руководителями правительств новых союзников США по НАТО. И все, расширение состоялось. Следующая торжественная церемония в честь новобранцев пройдет сегодня в Брюсселе, где флаги семи новых членов будут подняты у штаб-квартиры НАТО.
     Надо сказать, что при этом пафос речей о НАТО остается прежним. «Когда НАТО была основана, народы этих семи стран были узниками империи. Им пришлось терпеть горькую тиранию... Сегодня они состоят вместе с нами как полноправные партнеры в этом великом альянсе», – заявил президент Джордж Буш. Президент США поговорил о важности расширения альянса, несущего человечеству, по его словам, мир, стабильность и демократию, пообещал странам-«новичкам» безопасность, заметив при этом, что новые члены НАТО также должны будут вносить свой вклад в ее обеспечение. Кроме того, Джордж Буш напомнил, что набор в НАТО еще не закончен. «Дверь в НАТО будет оставаться открытой до тех пор, пока вся Европа не объединится в свободе и мире», – заявил американский президент.
     Заметим, что на церемонии в Вашингтоне присутствовали лидеры еще трех стран, отмеченных коммунистическим прошлым, - Албании, Хорватии и Македонии, которые жаждут стать членами НАТО в ближайшем будущем. А газета «Уолл-стрит джорнэл» прямым текстом написала: «Членами НАТО стремятся стать Украина, Грузия и Азербайджан. Эти страны, а вместе с ними и Армения с Молдовой, очень слабы и уязвимы. В большинстве из них ведутся локальные вооруженные конфликты. В этих странах сильно развита коррупция и организованная преступность. Кроме того, Кремль рассчитывает вновь объединить их под своей властью, используя как раз эти их слабые стороны. Вот почему... альянсу придется первым делом заняться обеспечением их безопасности».

     
Сделка пахнет керосином


     Что же получает от нынешнего расширения Североатлантический альянс? В сугубо военном плане приобретения блока – около 200 тысяч военнослужащих регулярных вооруженных сил семи новых членов (порядка 60 бригад разной степени готовности) в основном с бывшим советским вооружением и военной техникой, многое из которых нуждается в модернизации. Самыми крупными вооруженными силами среди «новичков» располагает Румыния – порядка 100 тысяч военнослужащих, самыми маленькими во всех отношениях – Латвия (4,8 тысячи солдат и офицеров). Некоторые из новых стран - членов НАТО практически не имеют ВВС и средств (сил) ПВО, как, к примеру, все страны Балтии. Так что военный прибыток для НАТО не столь уж большой.
     Но, как полагают наблюдатели, военная сторона «новобранцев» меньше всего интересует тех, кто определяет стратегию НАТО. Особенно если учесть принятое два года назад в Вашингтоне решение о глобальной зоне ответственности НАТО, о допустимости использовать силу и мощь альянса практически в любом регионе планеты, против любой страны, если кто-то посчитает, что оттуда исходит угроза корпоративным интересам блока. В этой связи в ходе нынешней волны расширения альянс получает новые и немалые территории, контроль над которыми принципиально меняет всю сложившуюся в Европе после Второй мировой войны военно-политическую систему. В стратегическом плане новое расширение НАТО ведет к росту возможностей оперативных группировок сухопутных войск, ВВС и ВМС альянса на широком фронте от Балтики до Черного моря, пересмотру нарезки границ сухопутных и морских театров военных действий.

     

     
СХЕМА

     


     Поэтому прием в НАТО даже таких малоприметных стран, как Словакия и Словения, имеет свой смысл. Они позволяют соединить в единое целое линию продвижения НАТО на Восток, в результате чего пространство, ранее занимаемое Варшавским договором, превращается в зону передовых рубежей блока. Кроме того, вступление этих двух стран в Североатлантический альянс - один из немногих пролоббированных Евросоюзом в США проектов в своих интересах. Напомним, что с их включением в «единое пространство безопасности» Европы, в которое входит и НАТО, фактически «закрываются» южные границы Европы. В этой связи значительно вырастают возможности борьбы европейцев, к примеру, с организованной преступностью, нелегальной миграцией, наркотрафиком и контрабандой (это официально называется в числе первоочередных угроз Объединенной Европе) в регионе.
     Остальные «новички» представляют для США, которые, как известно, в НАТО и «рулят», еще большую стратегическую ценность. Например, значение Румынии и Болгарии заключается прежде всего в их геополитическом положении, непосредственной близости к так называемой дуге кризисов, исламским странам, откуда, по утверждению Вашингтона, исходит угроза международного терроризма. Если ближе присмотреться к Румынии, то станет ясно, что Констанца - это ключ к Дунаю, крупнейшей водной и транспортной артерии Европы. Контролировать Дунай - значит в определенной степени контролировать Европу. К тому же Румыния – это ключ к Балканам. Поэтому уже и создают американцы свою военно-морскую базу в Констанце, которая может стать первой ВМБ США на Черном море со всеми вытекающими из этого последствиями.
     Ситуация с Болгарией аналогична румынской. Разместив здесь свои базы, Пентагон получает возможность контролировать ситуацию в Черном море и особенно проливы Босфор и Дарданеллы. Как известно, Турция в иракском кризисе Вашингтон «подвела», попытавшись вести свою игру, а поэтому Болгария, от которой до стратегических проливов рукой подать, в этом плане становится для США неким «запасным» элементом.
     Явно присутствует в процессах продвижения США и НАТО в этот регион «нефтяной фактор». Установление контроля над объединенными ресурсами нефти и газа Центральной Азии, Черноморско-Каспийского региона – это то, о чем США могли пока только мечтать. А теперь они получают уникальную возможность этих целей добиться. Тем более что сама Румыния имеет неплохие запасы нефти. Нефтяные прииски Плоешти, которые выкачивал еще третий рейх, пополнились еще одним «эшелоном» нефти, который, как сообщается, недавно был обнаружен, правда, на очень большой глубине. Специалисты уже говорят о том, что Румыния через десяток лет может стать чуть ли не «вторым Кувейтом» - настолько велики, как оценивается, обнаруженные запасы нефти, которая к тому же еще и высокого качества. Проблема сейчас, как сообщается, лишь в том, чтобы перестроить добычу нефти на большую глубину – дело весьма дорогостоящее. Но можно быть уверенным, что эти траты окупятся сторицей - румынские и американские компании уже начинают разработку первых совместных проектов.
     В Болгарии нефти практически нет. Но, к примеру, в портовом Бургасе, где также планируется разместить одну из американских баз, должен начинаться новый трансбалканский нефтепровод (от Болгарии через Косово на Албанию) для перекачки все той же каспийской нефти. Строить его собираются американские компании. Значит, контролировать и защищать его опять-таки американцам. Они уже работают в Бургасе, обеспечивая на местном аэродроме дозаправку военно-транспортных самолетов, курсирующих из Европы в Ирак. Кстати, отсюда же, из Бургаса, планирует построить свой транзитный нефтепровод до Эгейского моря в обход Босфора и Дарданелл и Россия.

     
С камнем за пазухой


     Приемом Румынии и Болгарии в НАТО Соединенные Штаты в основном заканчивают процесс проникновения на Балканы, начатый с раскачивания Югославии. Кстати, исполнилось пять лет со дня начала агрессии НАТО против этой страны, массированных бомбардировок Косово. О них напомнил и тот кровавый террор, который недавно на межнациональной основе развязали албанские сепаратисты против сербского населения. Сегодня многие наблюдатели сходятся во мнении, что этот конфликт возник во многом благодаря именно политике руководства альянса.
     Вспомним весну 1999 года. Бомбардировки Сербии силами НАТО во имя «спасения» албанцев в Косово закончились фактическим выдворением сербов из края и их местечковой локализацией. Затем в край вошли части альянса и на их основе были созданы международные миротворческие силы КФОР. Однако поводом для их создания стало не благородное «остановить гражданскую войну», а прагматичное «закрепиться на Балканах». Ни тогда, ни в последние месяцы НАТО не собиралась реализовывать поставленные перед ней миротворческие задачи.
     «Мы стояли с оружием в руках и плакали от бессилия и понимания того, что сюда никто из нас больше не вернется», - вспоминают сегодня в Сербии. Действительно, сербов в край вернулось немного. Им мешали посты КФОР, откровенно чинившие препятствия переселению даже в северные территории. Им препятствовала администрация ООН, налагавшая на отважившихся проехать в Косово (в коммерческих целях) такие экономические санкции, что становилось нерентабельным вести там свое дело. Редкие показательные акции по возвращению сербов встречались в штыки албанцами. Запад все это видел и молча соглашался, сдабривая албанских политиков новыми прожектами в пользу «албанского государства Косово».
     Начиная с 1999 года внутриполитическая обстановка в крае развивалась на фоне попыток политического крыла бывшей Армии освобождения Косово (АОК) сохранить за собой доминирующие позиции. Если не содействие, то уж точно попустительство этому со стороны НАТО обусловило сохранение большого количества этнически мотивированных преступлений. В результате за пять лет несколько тысяч сербов пропали без вести, сотни убиты, тысячи ранены. Только с 17 по 20 марта с.г. погибли 28 человек и около 700 ранены.
     Анализ последних событий говорит о централизованном руководстве антисербскими силами. Получается, что под «зорким» оком НАТО в лице КФОР был сформирован подпольный орган, осуществляющий управление этими силами. Имея хорошо наработанные связи на местах, разведка альянса и ЦРУ не могли не знать о нем или хотя бы что-то о планируемых акциях. Год за годом этот своеобразный камень за пазухой становился все более осязаемым. Все, от рядового солдата на посту контроля до командующего КФОР, видели, какой силе они делают уступки. Но ничего не менялось. Даже выход отношений Белграда и играющего первую скрипку в НАТО Вашингтона на достаточно высокий уровень сотрудничества не внес значительных корректив в политику альянса. Скорее, она пошла по проторенной дорожке, вымощенной двойными стандартами и голословием. Даже сейчас, когда для всех стали очевидны натовские просчеты, Вашингтон и Брюссель не проявляют особой заинтересованности в быстрейшем урегулировании кризиса. Более того, там звучат откровенные предложения о необходимости ускорить переговоры о статусе Косово, иначе, мол, албанцы пойдут вразнос. Подобный подход означал бы поощрение погромов и этнических чисток. Эта позиция не имеет никакого оправдания ни с правовой точки зрения, ни с моральной. В этой связи не трудно предположить, что эти действия преследуют определенную цель: как можно дольше удерживать ситуацию в крае под своим контролем в рамках стратегии «управляемого конфликта». Тогда США со своими базами «Бондстил» и «Монтис» надолго останутся в Косово в целях сдерживания «новой угрозы».

     
Незамеченные «недочеты»


     Брюссель испытывает определенную трудность в публичном объяснении необходимости приема в НАТО стран Балтии. В основном оно сводится к утверждениям, что каждая страна вправе сама выбирать, каким образом она хочет обеспечивать свою безопасность. С этим никто не спорит, но вместе с тем очевидно, что Латвия, Литва и Эстония расположены в самом стабильном и безопасном регионе континента, они далеки от центров международного терроризма… Разве что в самих странах существуют проблемы, на которые НАТО, кстати, опять-таки в нарушение своих принципов закрывает глаза.
     Например, в Брюсселе стараются не замечать отсутствия нормальной и адекватной европейским демократиям (как у натовских стран) политики в отношении национальных меньшинств, в частности, русскоязычного населения и решения проблемы его массового безгражданства. Не видит НАТО «состава напряженности» и в чествовании в странах Балтии бывших эсэсовцев, выдаваемых за «борцов за свободу и независимость». И дело даже не в том, что это происходит, к сожалению, на фоне прозябания ветеранов другой воевавшей стороны. На примере палачей из СС, признанной международным сообществом, а значит, и всеми странами - членами НАТО, преступной организацией, в Латвии и Эстонии воспитывается новое поколение, которое через десяток лет будет определять политику государства. Заметим также, что ни у одного из государств Балтии нет действующего договора о границе с соседней Россией (урегулированность пограничных вопросов с соседями – важный аспект готовности к членству в НАТО).
     «Недочетов», которые совсем не отвечают стандартам НАТО, у стран Балтии, как и у других новобранцев альянса, много. Например, они «не вписываются» в натовские рамки по уровню военных расходов, экономического и технического развития. Им вряд ли под силу выполнить обязательство увеличивать военные расходы минимум до 2 процентов от ВВП, осуществить переоснащение вооруженных сил. К примеру, где брать странам Балтии, важная часть экономики которых по-прежнему во многом зависит от транзитного обеспечения внешнеэкономической деятельности России и Европы, на эти цели средства, пока не могут сказать даже местные лидеры. Впрочем, с другой стороны, ответ всегда в таком случае известен заранее – «резать социалку». В конце концов общество ведь должно платить за «всеобщую безопасность», вот и пусть вносит посильный вклад в виде удорожания жизни от отмены целого ряда льгот, роста налогов и прочих непопулярных «прелестей». Хотя вполне возможно, что НАТО вынуждена будет взять на себя часть расходов на приведение вооруженных сил стран Балтии, как и других новичков, под свои стандарты.
     В этой связи возникает вопрос, зачем Североатлантическому альянсу страны Балтии. Тем более что, признавая право отдельной страны определять свою политику безопасности, нельзя забывать о второй части этой известной формулы – ее безопасность не должна строиться за счет безопасности других стран. А сомнения на сей счет есть, особенно если учесть, что страны Балтии и Словения не являются участниками Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). А значит, на них не распространяются международно-правовые ограничения на размещение иностранных войск и туда можно «закачать» любые вооружения и в любом количестве.

     
«Серая зона» может стать плацдармом


     Как известно, количественные и качественные ограничения по вооружениям и военной технике в Европе определены в ДОВСЕ. По своей сути он является краеугольным камнем безопасности континента, так как существенно ограничивает потенциал обычных вооруженных сил, снижает их наступательные возможности и делает прозрачной всю военную деятельность стран-участниц. Шли к нему долго, в сложной политической борьбе двух главных оппонентов – Варшавского договора и НАТО. ДОВСЕ был подписан в 1990 году, однако почти тут же произошедшие в мире изменения, связанные с окончанием «холодной войны», распадом Варшавского договора и образованием новых европейских государств, потребовали определенной его корректировки. В этой связи по предложению Москвы начались переговоры, которые завершились подписанием в 1999 году в Стамбуле Соглашения по адаптации ДОВСЕ. Согласно ему система ограничений уровня вооружений переводилась от межблоковых на межнациональные подсчеты и обязательства. Этот документ сдерживал усиление военного потенциала НАТО в Центральной и Восточной Европе, снижал численность и наступательные возможности его вооруженных сил. Кроме того, тогда же в Стамбуле альянс взял на себя политические обязательства не размещать на постоянной основе боевые силы на территории своих новых членов.
     За Россией соглашение закрепило в целом ранее определенный ДОВСЕ национальный уровень вооружений. Наша страна также получила возможность сохранить присутствие своих вооружений и техники в Армении и на Украине, а на грузинской территории - в параметрах базового временного развертывания. Учитывая политические обязательства других государств - участников ДОВСЕ по укреплению стабильности в Центральной и Восточной Европе, Москва также высказала готовность проявлять адекватную сдержанность в отношении развертывания наземных вооружений и техники в Калининградской и Псковской областях.
     С приемом стран Балтии и Словении в НАТО ситуация качественно меняется. В рамках альянса появляется неконтролируемая с точки зрения ДОВСЕ «серая зона». В Брюсселе утверждают, что в НАТО нет планов и даже намерений размещать в ней дополнительные войска. Однако, как говорят, позвольте с этим не согласиться. Ведь то же самое говорилось при приеме в альянс Польши, Венгрии и Чехии. А сегодня на территории этих стран, и прежде всего ближайшей к России Польши, с Западной Европы перебрасываются американские базы. Это во-первых. А во-вторых, с 29 марта в странах Балтии уже есть, по сути, натовская база. Местом ее расположения избран литовский военный аэродром Зокняй близ Шяуляя. На нем будут базироваться четыре истребителя F-16 с целью, как официально объявлено, круглосуточной охраны воздушного пространства стран Балтии. Вся информация о полетах будет поступать в региональный координационный центр по контролю над воздушным пространством, который размещен в другом литовском городе - Кармелаве и который будут обслуживать военные специалисты из стран Балтии и других государств - членов НАТО. А 3 марта в Латвии заработала трехкоординатная радиолокационная станция TPS-117, которая вместе с литовскими и эстонскими радарами войдет в единую систему ПВО НАТО. Установленный под Резекне радар способен засечь объект на высоте до 30 километров в радиусе до 450 километров. Такие параметры позволяют контролировать российское воздушное пространство вплоть до Подмосковья. Кроме того, НАТО собирается применять разведывательные самолеты системы АВАКС в балтийских государствах на границе с Россией. Одновременно она отказалась брать на борт российских наблюдателей, что было обосновано особой чувствительностью балтийских государств по отношению к России. Самолеты АВАКС могут вести глубокую разведку вплоть до Москвы.
     Конечно, четыре самолета не весть какая сила. Но для НАТО главное – создать прецедент, приучить общественность к мысли, что ее базы есть в странах Балтии. Тем более что балтийских политиков не надо упрашивать – они сами предлагают превратить территорию своих стран в натовские плацдармы. Там уже вовсю хозяйничают различные специалисты и квартирмейстеры, которые готовят инфраструктуру, оставшуюся после размещения советских Вооруженных Сил, к приему натовских войск.
     Москва не раз в этой связи высказывала свою озабоченность, предлагала НАТО взять на себя адекватные дополнительные обязательства до приема новых членов в альянс. При этом подчеркивалось, что в противном случае соблюдаемые Россией фланговые ограничения и некоторые политические обязательства в контексте ДОВСЕ утеряют смысл, что наша страна вообще может выйти из договора.

     
Москва будет следить


     Однако до сих пор российские озабоченности по поводу создания нового качественного этапа в развитии ситуации на континенте в связи с принятием новых членов НАТО в Брюсселе, мягко говоря, игнорировались. В лучшем случае говорилось, что не следует усматривать в этом какую-то направленность против России, что это нормальная оборонительная мера. Комментируя подобные заявления, министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что Москву волнуют оба термина: и «нормальное», и «оборонительное». «Если «оборонительное», то от кого, если не от нас, - заметил Сергей Лавров. – «Нормальное», потому что для НАТО «нормальными» являются старые методы, старое восприятие самой себя как оборонительной организации от коммунизма».
     Логика действий Североатлантического альянса мало соответствует духу и ориентирам партнерства Россия – НАТО, определенных на Римском саммите и нацеленных на укрепление стабильности, повышение предсказуемости и взаимного доверия. Хотя для этого были созданы все условия: заработал Совет Россия – НАТО («двадцатка»), завязался диалог по широкому кругу вопросов, включая и совместные поиски ответов на новые вызовы, стали проводиться мероприятия в рамках расширения военного сотрудничества. Правда, бросалось в глаза, что в альянсе не особо горят желанием посвящать Россию, например, в свое оперативное планирование, к чему его призывает Москва и что значительно бы снизило уровень настороженности России по отношению к действиям НАТО. Не стали предметом обсуждения на Совете Россия - НАТО ни расширение альянса на непосредственно постсоветское пространство, ни ситуация с ДОВСЕ… Если эти вопросы и поднимались Россией, то стороны явно не приходили к единому пониманию.
     Поэтому вызывает сомнение и будущая эффективность работы «двадцатьсемерки». С одной стороны, не было консенсуса и в «двадцатке». С другой – большинство «новичков» НАТО известны рвением, с которым они принимают участие во всех, даже весьма сомнительных действиях Вашингтона и всячески его поддерживают, создавая видимость одобрения его акций со стороны международного сообщества. Заметим при этом, что точки зрения на европейскую безопасность в США и собственно в Европе не всегда совпадают. Не станет, видимо, здесь исключением и Совет Россия - НАТО, в котором эти страны, как уже заявлено, намерены «работать очень серьезно», «продвигая» именно американские позиции. В таком случае наблюдатели опасаются, что формат этого органа может стать не «двадцатьсемеркой», а «двадцать шесть против одного».
     Первое заседание совместного постоянного совета Россия - НАТО в новом составе и новом формате состоится 2 апреля. Возглавляет российскую делегацию министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. И главная заявленная штаб-квартирой НАТО тема переговоров – ситуация в Косово. Как видно, вопросы, связанные с расширением НАТО и его влиянием на российские интересы, альянс с Москвой по собственной инициативе обсуждать по-прежнему не собирается. Однако Россия, по словам главы ее внешнеполитического ведомства, намерена поднять эту тему «в контексте безопасности в Европе и тех проблем, которые создаются в связи с присоединением новых стран».
     Естественно, трибуной для обсуждения этих проблем станет и международная конференция НАТО «Роль военных в борьбе с терроризмом», которая состоится 5 апреля в США, в Норфолке (штат Вирджиния). Запланировано участие в ней министра обороны России Сергея Иванова, который выступит с докладом и на серии двусторонних встреч проведет переговоры по проблемам безопасности в Европе. Заметим, что это уже третья конференция подобного рода, проводимая с участием военных представителей и экспертов НАТО и России (до этого они состоялись в Риме и Москве). И первая – в новой геополитической реальности, вызванной второй волной расширения НАТО и включения в него непосредственного пространства бывшего СССР.
     Накануне вступления в НАТО семи новых государств глава российского военного ведомства выступил с программной статьей в журнале «Россия в глобальной политике», издаваемом в том числе и при поддержке влиятельного международного издания Foreign Affairs. В материале министр обороны РФ заявил, что наша страна адекватно пересмотрит военное строительство, в том числе ядерных сил, если НАТО сохранится как военная структура с существующей наступательной военной доктриной. «Россия, - сообщил министр обороны, - внимательно следит за процессом трансформации НАТО и рассчитывает на полное изъятие из военного планирования и политических деклараций стран — членов НАТО как прямых, так и косвенных компонентов антироссийской направленности».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства