на главную страницу

3 Апреля 2004 года

Комментарий

Суббота

Совет двадцати семи

Вадим МАРКУШИН.




     2 апреля в Брюсселе после подъема национальных флагов семи новых членов Североатлантического союза состоялось очередное заседание Совета Россия – НАТО на уровне министров иностранных дел теперь уже 27 стран (26 + Россия). Предметами обсуждения стали кризис в Косово, вызвавший общее ухудшение обстановки на Балканах, обустройство Афганистана, в том числе борьба с наркоторговлей, урегулирование ситуации в Ираке и на Ближнем Востоке.

     С точки же зрения России первоочередным остается вопрос о ее взаимоотношениях с НАТО в новом составе. Об этом глава МИД РФ Сергей Лавров говорил и накануне — на двусторонних встречах, проведенных им в рамках берлинской конференции по афганской проблеме. Там он подчеркнул, что безопасность отдельных стран не должна обеспечиваться за счет других, что необходимо углублять и гармонизировать отношения России и с НАТО, и с Евросоюзом.

     В частности, речь идет о необходимости скорейшего подключения Латвии, Литвы, Эстонии и Словении к Договору об обычных вооруженных силах в Европе. Это продиктовано тем, что у западных рубежей нашей страны образовалась «серая» зона, не охваченная жестким контролем над вооружениями. Альтернативы введению в силу адаптированного договора Россия не видит. Для движения в этом направлении ей необходимы гарантии, что этот договор будет непременно введен в действие и что «четверка» неучастников присоединится к нему, как только это станет возможным.

     Определенное движение к соглашению происходит. И, видимо, оно могло бы быть заметнее, если бы новые члены НАТО были более самостоятельными в определении своих позиций и менее зависимыми от США. Последние же постоянно подсказывают новичкам, что они должны делать, как относиться к тому или иному положению вещей. В том числе опять же к военному строительству в свете Договора об обычных вооруженных силах в Европе. В Вашингтоне сегодня говорят: нельзя недооценивать важность принятых Россией обязательств по выводу ее войск из кавказских государств, относительно чего есть «стамбульское обещание». Поэтому, дескать, при всей ценности договора надо ставить его продвижение в зависимость от выполнения Москвой обещанных шагов. Да и вообще участие в нем – суверенное дело каждой страны.

     В Вашингтоне также говорят, что посланные в Прибалтику боевые истребители – это никакая не проблема на фоне сложившихся после «холодной войны» реальностей. Русским, мол, не следует беспокоиться по сему поводу. Фронт их работы по укреплению безопасности лежит не в Прибалтике, а в Чечне, на Кавказе, в Центральной Азии – там реальные проблемы, которыми должна заниматься Россия.

     Естественно, такого рода «разговоры» могут разве что усложнить отношения России с НАТО. Притом что их важность не вызывает в Москве никаких сомнений. Опыт российско-натовского взаимодействия подтвердил своевременность и правильность создания совместного органа, ставшего достаточно эффективным механизмом политических консультаций и налаживания практического сотрудничества по всему спектру задач, определенных в Римской декларации.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства