Перейти на главную страницу

4 Апреля 2004 года

Музыкальный глобус

Воскресенье




Прогрессив по-русски

    Вот и у нас появились наконец альбомы прогрессивного рока высочайшей пробы. Это явление. Возможность высказаться на CD (без единого слова) получили группы, чьи имена до этого времени были известны только преданным поклонникам и специалистам.

    Гитарист, композитор и звукорежиссер Александр Костарев родом из Екатеринбурга. Этот рыжебородый гигант сумел составить свою группу из талантливых музыкантов. Так, клавишница Екатерина Морозова в повседневной жизни преподает детям музыку в престижной частной школе. Скрипач Геннадий Лаврентьев - востребованнейший инструменталист, выступавший с множеством не похожих между собой коллективов - от «Рады и Терновника» и татарско-австралийской фолк-певицы Зули Камаловой до… Modern Talking. Геннадий также владеет индийским перкуссионным инструментом табла, играть на котором учился непосредственно на родине инструмента. У «Рады...» в составе играл и барабанщик «Группы Александра Костарева» Андрей Панкратов. Впрочем, не только там - Андрею по вкусу и фьюжн, и традиционный блюз. Наконец, флейтист и саксофонист Юрий Лопухин - один из основателей арт-уэйв-команды «Жмурки».
    Инструментальный альбом «Группы Александра Костарева» под названием «Live@ InProg» помог ее лидеру воплотить в жизнь планы, которые он вынашивал еще в родном городе: сыграть музыку, которая была бы вне времен, вне жанров, где «оживший» Вивальди соседствовал бы с Джоном Маклафлином и Planet X… Впрочем, когда эти вещи сочинялись, Planet X еще и в проекте-то не было! Пластинка знакомит с концертным выступлением коллектива на фестивале интеллектуальной музыки «InProg-2003», к которому группа подошла в состоянии пика своей исполнительской формы. Впереди - студийные записи.
    Agarta - названный в честь одноименного альбома величайшего американского исполнителя джаз-рока Майлза Дэвиса проект одареннейших иркутских музыкантов (Святослав Опритов, Денис и Макс Поповы, Валерий Шукевич). С одной стороны, это прог-рок-группа, занятая в постановках Иркутского музыкального театра, с другой - неукротимая энергия лидера D-Force Опритова, обладающего экспериментаторским, необычным подходом к музыке. Альбом «Under The Same Sky» - это воздушный, светлый и лиричный инструментальный фьюжн, напрашивающийся на сравнения то с Gordian Knot, то с сольными работами Стива Хэкетта (экс-Genesis).
    X Religion - это прежде всего громкое имя Виталия Меньшикова (бас, акустическая и электрическая гитары), автора всемирно известного сайта www.progressor.net, ярого проповедника всего прогрессивного и арт-рокового. Еще в перестроечное время ему удалось 100-тысячным тиражом опубликовать свою первую рок-энциклопедию — что в то скудное на какую-либо информацию об этой музыке время стало настоящим событием.
    X Religion собрана Меньшиковым из осколков Edgar Poe и Rare Bird (ударник и клавишник Валерий Воробьев и клавишник и гитарист Альберт Халмурзаев). Интересно, что, как и в случае с Agarta, музыканты этой группы также работают в музыкальном театре, только в ташкентском. «Dances On Gobelins» - также инструментальный диск, который отличают холодное и жесткое, почти полностью электронное звучание.
 ||  Подготовил Игорь ЕРЕМЕЕВ.



Корифей «Чил аута»




    Задолго до репутации корифея того, что принято нынче именовать chill out (именно по этой причине манеру игры данного человека можно охарактеризовать как «условный чилл аут»), некий Саймон Грин (aka Bonobo) смотрит телевизор. Затем пробирается в комнату сестры к механическому фортепьяно и уже вполне осмысленно извлекает звуки, воспроизводит любимые выдержки из рекламных роликов, импровизирует, громкие и тихие контрасты… Ударно-клавишные способствовали формированию понимания тембра – первоосновы характера звука, а переезд в Брайтон, безусловно, повлияет на мироощущение музыканта…

    

    НАША СПРАВКА. Chill out - мягкий, обволакивающий вокал как непреложное наполнение; на первом месте – «текстура» звучания, соотношение задуманного сопровождающими инструментами. Как правило, в основе - освежающий мотив в неторопливом разворачивании, выразительное «живое» звучание. Близкие жанры: easy-listening, electro jazz, downtempo, ambient, lounge.
    

    Муза посетила Bonobo, и дебютный релиз запечатлелся на сборнике When Shapes Join Together, выпущенном на серьезном лейбле Tru Thoughts Records. Дальнейшее творчество музыканта продолжается при непосредственном участии небезызвестного коллеги по винилу Амона Тобина.
    В 2001 году появляется крайне любопытная работа «Animal Magic», значимая еще и потому, что стала первым полноформатным собственным альбомом Саймона, представившим его широкой общественности. Не менее интригующе выглядит и история названия диска. Для этого следует обратиться в далекие 80-е к детским телевизионным передачам, посвященным всецело животному миру. Название неплохо вписывалось в общую концепцию млекопитающих Bonobo – «логотипа», избранного музыкантом.
    Первооснова – безусловно, музыка. По признанию самого музыканта, «компьютеры представляют собой лишь средство созидания… я использую сэмплы для создания лучшей части моей записи и играю ее в течение пяти минут. Я использую большое количество звуков, которые создаю сам, и обрабатываю их технически. Можно при всем остаться музыкантом, используя насыщенную программную обработку трека. Главное – услышать мелодию и знать, каким образом ее четко изложить». В этом рассуждении подспудно прослеживается философия Жана Кокто – эстетика механизмов. Однако весь глубокий смысл происходящего по воле Саймона Грина заключается в том, что «механика» остается за кадром, занимая невидимую оркестровую яму. Основная тема заявляется с первой композиции и последовательно, но ненавязчиво разворачивается до заключительного аккорда.
    Также в числе релизов в 2001 году появился альбом «One Offs, B-sides and Remixes», призванный поведать о более раннем творчестве музыканта на лейбле Fly Casual, представить ремиксы на работы других исполнителей – Mechanical Me, Pilote, Jon Kennedy. Эта пластинка пронизана лиричностью, отличается подчеркнутой мелодичностью, чувственностью, усиленным битом. Удивительная особенность – «живые» инструменты у Bonobo звучат одиноко и печально. В качестве продолжения сравнения можно вполне вспомнить о существовании исполнителя Терри Ли Брауна-младшего (проект Nor Elle) – такая же красиво и своеобразно сыгранная история.
    Год спустя, после выхода вышеупомянутого диска, Саймон Грин вновь попадает в поле зрения с его новым творением – «Dial M for Monkey». Центральным произведением здесь становится сингл под названием «Pick up», отличающийся движением, динамичностью и более ведущим ритмом, что, несомненно, выводит его за рамки избранного chill out. Открывается он звучанием духового инструмента, затем входит барабанный бит – непреложное основание многих стилей электронной музыки.
 ||  Владимир ЯДУТА.



Reverend Beat-Man & The Un-Believers: «Primitive Rock’n’Roll Preacher» VooDoo Rhythm Records



    Настоящая фамилия швейцарца, известного как Бит-мэн, - Целлер. У него есть собственная звукозаписывающая фирма и собственная музыкальная группа из четырех человек. Бит-мэн делает вид, что не существует современных технологий, что время остановилось и замерло где-то на шестом десятке прошлого века. Если окажется, что он использует допотопные ламповые усилители, я лично не удивлюсь. Задуманное удается ему с успехом - на выходе получается гаражный рок а-ля The Animals и Screaming Lord Sutch.



Basement Jaxx: «Kish Kush» XL Recordings Ltd




    Полная куролесица стилей дуэта уже стала притчей во языцех. Если кто-то хочет подсчитать их современное количество - тому и карты в руки. Самое любопытное, что под все это можно танцевать. В записи данного, третьего альбома группы приняли участие как знаменитые артисты Сиукси Сиу и Onyx, так и гораздо менее известные Harmony In Black, Cherokee, Allonymous и др. Метод Santana - привлечение посторонних звезд и звездочек для расширения слушательской аудитории, а значит, и покупательского спроса.
    

Компакт-диски предоставлены концерном «Группа СОЮЗ».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства