на главную страницу

6 Апреля 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

НАДО ЛИ СПАСАТЬ ПРУД
ОТ КИТАЙСКОЙ ЛИЛИИ

Владимир КУЗАРЬ.



Всю вторую половину прошедшего месяца внимание мировой общественности, безусловно, было приковано и к Тайваню. Там 20 марта состоялись выборы главы администрации острова, результаты которых оспорила оппозиция. Она вывела на улицы столицы - Тайбэя сотни тысяч своих сторонников с требованием пересмотреть итоги выборов, считая, что они подтасованы в пользу действующего главы администрации Чэнь Шуйбяня. Возникли беспорядки, в ходе которых пострадали несколько десятков человек. В этих условиях появились сообщения, что Пекин привел войска в состояние повышенной готовности и намерен ввести их на Тайвань, чтобы прекратить беспорядки и не допустить гибель людей.

     
На грани опасного балансирования


     Официальные лица Китая опровергли эти сообщения, отметив, что части и соединения НОАК не покидали мест дислокации и находятся в повседневной готовности. Однако мало кто из наблюдателей засомневался в возможности таких действий Пекина. Ведь китайские руководители не раз и не два заявляли, что никогда не откажутся от намерений вернуть мятежную провинцию в лоно страны. Постоянно подчеркивая при этом стремление к мирному решению тайваньской проблемы путем объединения по принципу «одна страна – две системы», Пекин вместе с тем принципиально не исключает и применение военной силы. Складывающаяся ситуация на Тайване явно подталкивает его к силовому варианту. И связана она прежде всего с деятельностью баллотировавшегося на второй срок главы администрации острова Чэнь Шуйбяня.
     Дело в том, что после нескольких десятилетий противостояния, начиная с 1980-х годов, отношения между Китаем и Тайванем стали улучшаться. Тайбэй разрешил своим гражданам посещать Китай и даже вкладывать деньги в его экономику. Однако ситуация изменилась к худшему четыре года назад, когда главой тайваньской администрации был избран Чэнь Шуйбянь, открыто провозгласивший курс на укрепление суверенитета острова.
     Естественно, это вызвало у Пекина крайне негативную реакцию. Руководство КНР прямо заявило, что попытка объявить независимость острова неминуемо приведет к войне. Тем не менее это не остановило Тайбэй, который стал интенсивно вооружаться, хотя вследствие экономических неурядиц и потрясений последних лет ему все труднее удается оплачивать военные счета. Даже просто содержание 400-тысячных вооруженных сил обходится недешево. А их надо еще оснащать современным вооружением, к чему как раз и стремится тайваньская администрация.
     В частности, она намерена, как отмечают наблюдатели, создать собственную систему противоракетной обороны (ПРО). Хотя ранее акцент делался на развитие ВМС, исходя, очевидно, из возможного установления Пекином морской блокады или проведения морского десанта при принятии силового варианта разрешения конфликта. В этих целях Тайбэй собирался закупить в США, с которыми у Тайваня есть договор относительно предоставления острову гарантий безопасности, 8 дизельных субмарин и четыре эсминца, оснащенных ракетами типа «Гарпун». Однако сейчас он отказался от этого заказа и рассчитывает приобрести у американцев средства ПРО.
     Правда, Вашингтон пока не спешит заключать такую сделку. Указывается, что, с одной стороны, ему выгоднее было бы «сбагрить» устаревшие корабли, а с другой - у него появились опасения относительно платежеспособности Тайваня. Однако, думается, не это главное - американцы никогда не обращали внимания на такие мелочи, когда речь идет об интересах США. Дело в другом: в Вашингтоне не хотят нарываться на предсказуемую негативную реакцию Пекина. Очевидно также, что, пользуясь противоракетным усилением Тайваня как предлогом, китайские руководители смогут свободнее чувствовать себя по отношению к различным международным договорам, сдерживающим развитие стратегического вооружения. Наконец, можно предположить, что у Вашингтона нет 100-процентной уверенности в необходимости участия США в боевых действиях на стороне Тайваня против КНР в случае вооруженного конфликта.
     Тем не менее Тайбэй продолжает наращивать боевую мощь вооруженных сил, закупая и другие виды вооружений и боевой техники. Одновременно предпринимаются и политические усилия, направленные на окончательное отмежевание от материка. И, в частности, в этих целях был назначен референдум, на котором населению предлагалось ответить на два вопроса – нужны ли острову новые средства противоракетной обороны и нужно ли вступать в переговорный процесс с Пекином. Примечательно, что, согласно тайваньскому закону о референдуме, само проведение плебисцита в стране разрешается только перед лицом непосредственной военной угрозы. Китайское правительство отреагировало на объявление референдума в самых жестких тонах, заявив, что «не будет сидеть сложа руки».
     Референдум все же провели одновременно с выборами главы администрации острова. Однако он признан несостоявшимся, так как явка избирателей оказалась ниже 50 процентов. Что можно, очевидно, считать как негативное отношение тайваньцев к политике администрации, направленной на подчеркивание «суверенитета» острова и фактическую конфронтацию с КНР. В этой связи следует ожидать ужесточения подходов Пекина к Тайбэю, тем более что главой администрации после перерасчета голосов будет скорее всего утвержден Чэнь Шуйбянь. А это значит, что напряженность в отношениях между Пекином и Тайбэем сохранится. Прогнозируя их дальнейшее развитие, некоторые аналитики приходят к выводу если не о неизбежном вооруженном конфликте между КНР и Тайванем в обозримом будущем, то, по крайней мере, о грядущем долгосрочном периоде неопределенности, порой на грани опасного балансирования, когда обе стороны будут продолжать вооружаться и так или иначе угрожать друг другу.

     
Новые победы Пекина


     Следует отметить, что ситуация с выборами на Тайване как-то оттеснила на второй план еще одно важное событие, произошедшее в Китае. Там с 5 по 14 марта состоялась вторая сессия Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 10-го созыва, на которой, несомненно, сделан решительный шаг к демократизации общественно-политической и экономической жизни КНР. В частности, в действующую конституцию впервые в истории страны внесены положения о защите частной собственности и прав человека. Тем самым законодательно закреплены основные положения теории «трех представительств», которая принята на XVI съезде КПК и суть которой заключается в том, что отныне предприниматели и бизнесмены наряду с рабочими и крестьянами являются движущей силой социально-экономических и политических преобразований в стране. Эти решения, по общему мнению, свидетельствуют о последовательной эволюции КНР в сторону демократизации общества и развития рыночной экономики.
     Сессия ВСНП определила и конкретные задачи в этом направлении на текущий год. Например, поставлена цель обеспечить рост валового внутреннего продукта не ниже 7 процентов. Она вполне достижима, учитывая, что в прошедшем году его рост составил 9,1 процента, а общий объем ВВП достиг 11 трлн. 670 млрд. юаней (1 доллар равен 8,28 юаня). Если разделить эту сумму на количество населения страны, то на душу каждого китайца получится чуть более 1 тысячи американских долларов, что следует отнести к новой морально-психологической победе Пекина. Росла в прошлом году и внешняя торговля. Так, объем импортно-экспортных операций составил 851,2 млрд. долларов США, что на 37,1 процента больше уровня 2002 года. А национальные валютные резервы увеличились на 116,8 млрд. долларов и превысили 400 млрд. долларов.
     Не менее показательны достижения и в других отраслях китайской экономики. Например, в такой отрасли промышленности, как автомобилестроение, которое, кстати, в немалой степени волнует россиян. Так вот, в 2003 году Китай занял четвертое место в мире по объемам производства автомобилей, отодвинув одного из «законодателей автомобильной моды» - Францию - на пятое место. В ушедшем году заводы КНР выпустили 4,44 млн. автомашин, что на 36,6 процента больше соответствующего показателя 2002 года. Правда, пока на китайском рынке доминируют представители Европы, США и Японии, которые вкладывают огромные средства в китайское автомобилестроение.
     Вместе с тем недавно Пекином утверждена новая стратегия развития этого промышленного сектора. Главная ее цель - не оставаться «сборочным цехом», а превратиться в автомобильную державу, продукция которой будет способна конкурировать с производителями Европы, США и Японии. В этой связи ставится задача добиться, чтобы к 2010 году более 50 процентов китайского рынка автомашин составляли модели, полностью спроектированные и созданные национальными компаниями. По мнению Пекина, без развития автопрома, который в настоящее время является в КНР одной из самых высокодоходных отраслей национальной экономики, невозможны и дальнейшие социально-экономические преобразования.
     Поэтому автопроизводство получает всестороннюю поддержку на государственном уровне, создаются благоприятные условия для инвестиций в него и подготовки персонала. Одновременно правительство КНР развернуло программу увеличения числа частных автовладельцев. В ее рамках населению предоставляются кредиты на покупку автомобилей. Хотя пока в Китае нет четких правил, по которым, например, клиента можно лишить автомобиля, если он не погасит кредит. Однако эксперты прогнозируют, что «если Китай модернизирует свою юридическую систему и кредитование покупок автомобилей станет распространенной практикой, то в этой сфере экономики страны рост будет просто взрывным».
     Или взять рынок информационных технологий Китая. Его объем в 2004 году должен составить 30 млрд. долларов. При этом прогнозируется дальнейший рост спроса на отечественные информационные технологии. Этому способствовали шаги Пекина по защите прав национальных производителей. Так, согласно вступившему в силу с 1 января 2003 года постановлению, государственные структуры обязаны при закупке компьютерного оборудования и программного обеспечения отдавать предпочтение китайской продукции, если ее цена не превышает зарубежные аналоги. По данным исследования, в настоящее время лишь 17 процентов госкомпаний приобретают зарубежные информационные технологии.
     Еще одна характерная цифра – число новых трудоустроенных в городах в прошлом году составило почти 8,6 миллиона человек, а число ранее сокращенных рабочих и служащих, вновь получивших работу, – 4,4 миллиона человек. В текущем году ставится задача создать 9 млн. новых рабочих мест в городах (для сравнения – по официальным данным, в России насчитывается около 10 млн. безработных).
     Проблема безработицы – одна из наиболее серьезных в Китае. Сейчас в городах численность уволенных рабочих промышленных предприятий и безработных составляет 14 миллионов человек. Вместе с тем ежегодно рабочая сила из-за подрастающего поколения увеличивается на 10 миллионов человек. Кроме того, в города в поисках более высокооплачиваемой работы перебираются крестьяне, а в деревнях, как известно, проживает большинство китайцев – около 900 миллионов человек. Наконец, само экономическое развитие, которое сопровождается внедрением новейших технологий и модернизацией, закрытие неэффективных государственных компаний также вызывают рост безработицы.
     Китайское правительство стремится преодолевать и другие существующие и складывающиеся трудности и проблемы на пути социально-экономического развития страны. А их немало – коррупция, структурные препятствия, разрывы в доходах между различными группами населения, общественная безопасность… Все они подрывают не только экономику, но и имидж Китая. Тем не менее достижения КНР в своем развитии не могут не впечатлять. А вместе с тем и вызывать определенные вопросы.

     
Никогда не быть врагами


     Все понимают, что превращение Китая в экономическую супердержаву является исключительным событием, создает на планете совершенно новую ситуацию. Страна с населением в 1,3 миллиарда человек, имеющая шестую по размеру экономику в мире, которая растет ошеломляющими темпами, являющаяся четвертым крупнейшим экспортером и стремящаяся быть первой во всех технологиях, может оказывать значительное влияние на мировое развитие. Прибавьте к этому предпринимаемые Пекином усилия по совершенствованию китайских вооруженных сил. Кстати, сессия ВСНП одобрила увеличение, как это делается уже все последние годы, военного бюджета на 11,6 процента, или 2,6 млрд. долларов. Таким образом, военные расходы в 2004 году составят почти 25 млрд. долларов. Они, как подчеркивают в Пекине, пойдут «на повышение обороноспособности страны в условиях внедрения высоких технологий, а также увеличения денежного содержания военнослужащих и пенсий отставникам». Огромные средства направляются на модернизацию НОАК (2,5 миллиона человек), цель которой, как объявлено, заключена в совершенствовании стратегического потенциала и создании хорошо обученных и оснащенных, компактных войск, обладающих большой мобильностью и огневой мощью и способных проводить операции на границах Китая и за их пределами.
     Так кем же для мира в этих условиях является Китай: новой «угрозой» или «возможностью»? «Партнером» или «соперником»? Должны ли мы, как образно высказался один из политиков, что-то срочно предпринять, чтобы спасти наш пруд от быстрорастущей китайской лилии? На мой взгляд, Китай прежде всего прекрасно демонстрирует, какие возможности представляет правильно выбранный путь развития страны. Что же касается высказываемых опасений относительно того, что дальнейшее укрепление экономической мощи КНР, вкупе с военной, будет представлять «угрозу» делу мира, то ответ на него дают сами китайцы. В частности, выступая на сессии ВСНП, премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао подчеркнул, что Китай «не стремится к гегемонии и не угрожает кому-либо», что страна сконцентрировалась на мирном развитии и использует для этого благоприятную мирную обстановку. И эти слова подтверждает практика последних двух с лишним десятилетий – по мере стремительного развития Китая его внешнеполитический курс становится все более взвешенным и ориентированным на интеграцию в мировую экономику, сотрудничество по всем векторам, укрепление международной безопасности.
     Что касается отношений между Россией и Китаем, то они развиваются в условиях взаимного политического доверия и консультаций по стратегическим вопросам, укрепления торгово-экономического и военно-технического сотрудничества, расширения всесторонних контактов. «Китай и Россия являются самыми крупными соседними государствами. Навеки быть друзьями и никогда не быть врагами – это правильный выбор наших стран», - заявил министр иностранных дел КНР Ли Чжаосин. И с этим нельзя не согласиться. Между нашими странами установлены отношения стратегического партнерства, подписан Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, действует механизм регулярных встреч на самых различных уровнях. Так, в этом году состоятся саммит лидеров России и Китая и визит в РФ премьера Госсовета КНР Вэнь Цзябао. На этот год запланирован и визит в КНР министра обороны РФ Сергея Иванова. Несомненно, что эти контакты придадут дополнительный импульс нашим дружественным отношениям.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства