на главную страницу

7 Апреля 2004 года

Армия и общество

Среда

«Услышьте нас на суше...»

l 7 апреля – День памяти погибших подводников

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     15 лет назад в этот день в Норвежском море погибли глубоководная субмарина «Комсомолец» и 42 члена экипажа во главе с командиром. Гласность позволила впервые в истории отечественного подводного флота публично признать факт трагедии и по достоинству оценить мужество подводников. Дата гибели «Комсомольца» сначала стала днем памяти погибших членов экипажа, а затем – всех подводников, не вернувшихся с моря домой.
     По данным журнала Naval Forces, в прошлом веке погибли 1.762 подводные лодки, из них 313 - так называемые небоевые потери. В том числе небоевые потери Германии составляют 75 субмарин, Англии – 52, США – 34, Франции – 29, Японии – 15, Италии – 9, Голландии – 4, Швеции – 3, Греции и Турции – по 2, Австрии, Дании, Испании, Израиля, Китая, Норвегии, Перу, Польши, Чили – по одной подводной лодке. В прошлом веке небоевые потери российского Военно-морского флота - это 35 подводных лодок. Об этом академик РАН, научный руководитель – директор Государственного научного центра ЦНИИ им. академика А.Н. Крылова Валентин Пашин сообщил в интервью корреспонденту радио «Маяк» А. Захарцеву 31 августа 2001 года.
     В авариях и катастрофах в прошлом веке погибли более 1.100 подводников, а в наступившем новом веке еще 227 человек – членов экипажей подводных лодок «Курск» и К-159. А сколько умерли от лучевой болезни, вызванной ядерными авариями на подводных лодках, не скажет никто. На старте атомного судостроения у нас, увы, не было времени, не было возможности неспешно искать менее жертвенные пути. Мы отставали от Соединенных Штатов на два года. В 1955-м – с борта первой американской атомной субмарины «Наутилус» передали историческую радиограмму: «Следую на атомной энергии». А мы в том году только приступили к строительству своего атомного первенца. Через два года спустили его на воду. Еще полтора года монтировали на нем ядерную энергетическую установку. Американская лодка «Наутилус» летом 1958 года совершила свой первый трансарктический поход через Северный полюс. А наш атомоход все еще стоял у заводского причала. Только в декабре его приняли в эксплуатацию. Но еще год доводили до рабочего состояния. Поэтому вошел он в боевой состав флота лишь в конце 1959 года, когда американские атомные подводные лодки начали регулярное патрулирование в Арктике.
     В этой беспримерной гонке за овладение морскими глубинами победителю должен был достаться самый главный приз – мир и стабильность. Наш атомный путь в глубину – это путь подвига и мужества, самопожертвования, неудач и трагедий. В конце 1960-х Владимир Высоцкий написал песню о подводниках «Спасите наши души», в которой есть такие строки: «Услышьте нас на суше – наш SOS все глуше, глуше…»
     В действительности на берегу SOS обычно слышали, но сделать ничего не могли. Новые лодки заводы сдавали флоту, как правило, 31 декабря – «под елочку». На недоделки просто закрывали глаза. Главком приказывал лодку принять, а по недоделкам и претензиям составлять совместные решения с обязательством промышленности их устранить. В результате головная АПЛ была принята с ограничением срока службы технологических элементов атомного реактора. За весь 1960 год она проплавала только 45 суток. Две другие сделали за год не более восьми выходов в море длительностью до двух недель. Остальное время на лодках устраняли дефекты атомной энергетической установки.
     Все три первые АПЛ к концу 1960 года оказались небоеспособными... Для того чтобы представить положение дел в розовом цвете и подтвердить надежность АПЛ, был устроен «адмиральский поход» – с руководством центральных учреждений ВМФ и промышленности. Во время этого похода появилась течь в холодильнике циркулярного насоса одного из реакторов, на следующий день - на другом. Пришлось возвращаться в базу под дизелями. А вывод комиссии тем не менее был таким: «Техника работает надежно!» Об истинной степени надежности можно судить по одному 1961 году. Из 28 выходов в море в 12 случаях лодки досрочно возвращались в базу. Неисправности в системе реакторов были обыденным явлением. Даже появился свой лексикон в радиограммах. «У нас Хоттабыч» - это означало утечку радиоактивности. «Мы чихнули» - это уже посерьезнее...
     В последние два десятилетия прошлого века флот получил новые, более надежные атомоходы. Но не изменилась психология – во что бы то ни стало, даже ценой собственной жизни решать поставленные задачи. В 1998 году в штабе Северного флота на пресс-конференции, посвященной фильму - призеру ТЭФИ «Над могилой «Комсомольца», я спросил командира дивизии АПЛ контр-адмирала Александра Смелкова (ныне он командир эскадры АПЛ, вице-адмирал): «Может ли командир отказаться от выполнения боевой задачи, если не уверен в технике?»
     - Каждый из нас давал присягу и поэтому обязан выполнить задачу, - не колеблясь, ответил Александр Федорович. - Так мыслит и поступает любой командир. И я горжусь, что экипажи АПЛ моей дивизии ни разу не отказывались выходить в море. Молиться надо на такой народ.
     На снимке: АПЛ «Комсомолец»,памятник погибшим членам экипажа «Комсомольца» в гарнизоне подводников Западная Лица.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства