на главную страницу

7 Апреля 2004 года

Культура

Среда

Надежда остается с нами...

Владимир ГУНДАРОВ, «Красная звезда».



     Много ли у нас художественных отечественных фильмов о подводниках? Как выяснилось на II кинофестивале «Мы из подплава», проведенного по инициативе Союза подводников ВМФ в рамках подготовки к 100-летию подводного флота России, их можно сосчитать по пальцам одной руки. А блиц-опрос на улицах столицы показал, что современный зритель чаще всего вспоминает только один фильм – «Командир счастливой «Щуки», ставший классикой советского кинематографа. Реже называли картины «О возвращении забыть» и «Черная глубина».
     К сожалению, тема героизма и мужества подводников, их подвиги, совершенные в послевоенное время, увы, незаслуженно обойдены вниманием деятелей киноискусства несмотря на то, что история ВМФ постоянно дает обильную пищу для творчества. Это выглядит нонсенсом еще и потому, что в нашей стране подводники пользуются уважением, вниманием и поистине всенародной любовью. Около шестидесяти республик, областей, городов и районов шефствуют сейчас над подводными лодками и соединениями субмарин. Мы отдаем дань памяти людям опасной профессии, внесшим весомый вклад в разгром врага в ходе двух мировых войн. Мы признаем их заслуги в обеспечении стратегического паритета с НАТО во времена «холодной войны». Однако труд подводников, скрытый глубиной, прочным корпусом и грифом «секретно», обошла стороной громогласная слава. Быть может, по этой причине за последние десятилетия отечественным кинематографом не создано ни одного художественного полнометражного фильма о подводном флоте. (О документальных лентах «Над могилой «Комсомольца», «Суперлодка «Русская акула», «Гибель «Курска»: следствие закончено» и некоторых других речь не идет). Вот почему обидно за российского зрителя и, конечно, за российских подводников, когда о нашем флоте мы узнаем из зарубежных блокбастеров.
     В этой связи новый фильм режиссера Владимира Хотиненко «72 метра», премьера которого состоялась 12 февраля, можно назвать попыткой прорыва с темой подводного флота на большой экран. Совместная работа ОАО «Первый канал» и «Студии ТРИТЭ» Никиты Михалкова, как показывает уже не первый месяц проката картины, вызвала неподдельный зрительский интерес. Большая заслуга в этом режиссера-постановщика картины.
     Заслуженный деятель искусств РФ Владимир Хотиненко не нуждается в особом представлении. Он известен по таким картинам, как «Зеркало для героя» (1987 г.), «Мусульманин» (1995 г.), «Страстной бульвар» (1999 г.) и многим другим. Новая работа режиссера - это не русский ответ на американский фильм «К-19, оставляющая вдов», как ошибочно понял замысел картины итальянский композитор, автор саунд-треков более чем к 400 картинам Эннио Морриконе. Он написал музыку к известным у нас фильмам «Профессионал» и «Однажды в Америке», а теперь и к фильму Владимира Хотиненко «72 метра». И вообще, это не фильм-ответ, а скорее фильм-вопрос. А еще это урок того, как в человеке сохранить человеческое.
     И уж, конечно, это не история «Курска». Прозвучавшее в некоторых СМИ обвинение создателей и продюсеров фильма в том, что они «делают деньги на трагедии «Курска», совершенно беспочвенно. Ведь Александр Покровский писал свои рассказы задолго до гибели «Курска». Любые же совпадения, как говорится, возможны и объяснимы, потому что специфика службы подводника как раз и заключается в том, что каждый выход в море сопряжен с огромным риском. По мнению специалистов, степень риска в службе подводников даже выше, чем у космонавтов на орбите.
     По словам самого Владимира Хотиненко, ему казалось важным, чтобы зрителей не покидала надежда на счастливый исход событий, показанных на экране. Поэтому картина имеет открытый финал, в котором звучит мотив надежды на спасение героев. Это вольно или невольно, но отразилось и в музыке Эннио Морриконе. И в названии тоже. Первоначально у фильма было два рабочих названия: «Прощание славянки» и «72 метра». В окончательном варианте выбор по понятным причинам пал на второе – более нейтральное. Ведь мы не прощаемся с героями.
     Посланный подводниками за помощью доктор Черненко сумел выбраться из затонувшей подлодки и достичь берега. Смеркается. Он идет через сопки к поселку (жители Гаджиева узнают в нем свой гарнизон). В окнах домов (это штаб бывшей флотилии АПЛ и казармы за ним) загорается свет. Освещенные окна – маяки надежды. Неправда, что надежда умирает последней. Она остается с нами. И вместе с режиссером нам хочется верить в счастливый конец.
     Сценарий написал Валерий Залотуха по мотивам произведений капитана 2 ранга запаса Александра Покровского – по мнению ведущих критиков, одного из весьма одаренных российских прозаиков. Он автор семи книг, среди которых «Расстрелять!», «Расстрелять-2», «Кот». Бывший офицер-подводник – с ним мы служили в Гаджиево на 3-й флотилии атомных подводных лодок Северного флота – в творчестве верен правде жизни. Все его рассказы основаны на реальных событиях, а герои узнаваемы. Поэтому и фильм получился в целом реалистичным. В основу его сценария лег рассказ «72 метра», а также рассказы «Гена-янычар», «Расстрелять!», «Лошадь», «Секретное оружие», «Буй». Конечно, сюжеты претерпели значительные метаморфозы в процессе работы над ними автора, сценариста и на последнем этапе – режиссера. Но содержание картины, по мнению многих зрителей, в том числе подводников, от этого только выиграло.
     Эпизоды в затопленных отсеках лодки снимали в павильоне на «Мосфильме», а натурные съемки проходили в Мурманской области в гарнизоне подводников Гаджиево, в Полярном, Североморске, а также в Севастополе.
     Замечательная игра народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ Сергея Маковецкого (гражданский специалист Черненко), актеров Андрея Краско (капитан субмарины «Славянка» Геннадий Янычар), Марата Башарова (лейтенант Петр Орлов), Чулпан Хаматовой (Нелли), Сергея Гармаша (мичман Крауз), Владислава Галкина (мичман Михайлов), без сомнения, украшает фильм.
     Эту картину в отличие от американских боевиков нельзя смотреть, жуя попкорн. Она заставляет думать, сопереживать, смеяться и плакать. Это мнение зрителя.
     Главное же ее достоинство – в героях. Наконец-то мы увидели на экране не бандитов, убийц или маньяков, а нормальных людей, преданных своему делу, флоту, Родине. Одним словом, настоящих мужиков.
     На форуме сайта российского подводного флота поделился своими впечатлениями от фильма автор рассказа «72 метра» Александр Покровский. Приведу короткий отрывок.
     «Очень понравился Гена Янычар. И вообще все артисты нравятся. Что б еще такое про фильм сказать?.. Его смотрят дети. Дети смеются и переживают. Равнодушных нет. Значит, молодцы. Значит, хороший фильм. Я и Валере Залотухе сказал: «Валера, выдохни, фильм хороший!» - «Фу, Са-ня, — сказал он на это, — я больше всего боялся, что тебе не понравится».
     В этих строках – весь Покровский. Он обо всем говорит с юмором. А о себе – в первую очередь.
     Теперь, когда фильм успешно прошел испытание на большом экране, можно порадоваться удаче творческого коллектива. Однако у неравнодушного зрителя возникает и немало претензий.
     Кому-то фильм может показаться чересчур «холодным». В нем нет подвига во имя высокой идеи, нет глубоких переживаний. Когда мы видим погибших членов экипажа «Славянки», у нас почему-то не возникает сострадания. Все происходит обыденно и вяло. Рафинированные герои в традициях советского кино делятся на положительных и еще более положительных. Нелли – единственная героиня этого фильма – кажется лишним персонажем. Мы понимаем, что режиссер ввел ее в сюжет только для того, чтобы обозначить хотя бы одну конфликтную ситуацию – в данном случае между двумя друзьями-офицерами. Но их конфликт выглядит искусственным и неоправданно затянутым.
     Неестественно ведет себя и старший мичман Крауз. Откуда у него пистолет, почему, решившись застрелиться, ждет, когда к нему будет привлечено всеобщее внимание? И вообще, в фильме много на первый взгляд непонятного. Например, почему надо придираться к человеку, если он поет украинскую песню. Некоторые увидели в отдельных сценах проявление «квасного патриотизма», как выразился один зритель.
     Подводники отметили и некоторые несуразицы чисто профессионального характера. Ну не будут моряки на аварийной лодке отплясывать в отсеке, когда запасы воздуха на исходе. Они будут беречь его, дышать «через раз», и лучший способ для этого – тихо лежать, даже на разговоры не тратить силы и воздух. Почему из всех старших мичманов только одного называют старшим мичманом, а остальных – просто мичман? Или почему командира лодки Гену Янычара именуют капитаном 2 ранга, если у него на погонах по три звезды? Кстати о форме. Подводники с дизельной субмарины одеты в рабочие костюмы «РБ», как атомщики. А у командира еще и погоны на РБ, хотя любой подводник знает, что на РБ не носятся погоны и другие знаки отличия.
     Однако стоит ли обращать внимание на технические мелочи? Об этом, в частности, я беседовал с военным консультантом фильма, первым заместителем начальника Главного штаба ВМФ вице-адмиралом Владиславом Ильиным.
     - Замечаний по ходу съемок картины у меня было много, - рассказал он. – Но, с другой стороны, нельзя создавать художественное произведение, руководствуясь только Корабельным уставом. Поведение подводников я бы назвал шоковой терапией. Ведь они тоже люди. Все, что случилось в отсеке, происходит в состоянии аффекта. Что касается неотдания командиром чести флагу, ошибки в званиях при обращении – это, конечно, есть, но эти частности не стоят того, чтобы из-за них переснимать эпизоды.
     Впервые увидев фильмокопию, я написал много замечаний. И сказал, что в таком виде фильм нельзя выпускать. Но просмотр фильма на большом экране во время его презентации в «Редиссон-Славянской» закончился под аплодисменты. Дело в том, что восприятие на телеэкране и на большом экране почти полярное. После просмотра подошел к Хотиненко и сказал: «Владимир Иванович, я свои замечания снимаю. Со мной были еще несколько подводников. Наше общее мнение – фильму надо давать зеленый свет».
     - Вам самому картина понравилась?
     - Я этим фильмом давно перегорел, поэтому однозначно ответить сложно.
     - А если сравнить с американским блокбастером «К-19»?
     - Я был консультантом во время съемок «К-19». По морально-патриотической нагрузке, художественному наполнению они в какой-то степени схожи. Но американские кинорежиссеры оказались более сговорчивыми. Они пять раз переписали сценарий. Кроме того, рождение «К-19» было сложнее еще и потому, что речь шла о конкретных событиях, герои которых - не в кино, а в жизни – слава Богу, еще живы и могут сравнить то, что они видели на экране, с тем, что пережили в действительности. В конечном счете, несмотря на сложные условия создания, фильм получился хорошим. Члены экипажа К-19 и родственники подводников на премьерных показах фильма даже прослезились. Общее мнение – фильм очень высокого уровня. А исполнитель главной роли Харрисон Форд заслуживает награды за создание образа командира К-19.
     - Владислав Алексеевич, вы не ощущали давления искусственно созданных обстоятельств на режиссуру, игру актеров?
     - Однозначно могу сказать: нет. На Хотиненко никто бы и не смог надавить – он авторитет в мире кино и телевидения.
     - Чем, на ваш взгляд, связаны с идеей фильма кадры развала Союза, раздела флота, принятия украинской присяги?
     - Но ведь это же боль и трагедия Черноморского флота. Поэтому кадры об этих событиях не смотрятся чужеродно в канве сюжета. Их появление в картине предопределено нашей недавней историей. Наконец, фильм не документальный, а художественный. И право режиссера – создавать художественные образы. А на вкус и цвет, как говорится, товарища нет. На эту тему можно дискуссировать. Но чтобы понять и прочувствовать фильм, его надо воспринимать в целом, а не рассматривать каждый кусочек под микроскопом.
     Самое главное в любом произведении – реализм, близость к жизни. По отзывам, которые я получил за месяц проката, фильм нашел своих зрителей и воспринят ими положительно.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства