Перейти на главную страницу

7 Апреля 2004 года

Письма в "Красную звезду"

Среда




Вердикт был скорым и спорным

    Эхо истории
    Прочитал в «Красной звезде» материал «Как искали Ивана Макарова». Знакомлюсь на ее страницах со списками тех, кому так и не были вручены фронтовые награды. И хочу обратить внимание на то, что немало награжденных в послевоенные годы были лишены орденов и медалей. Видел в Центральном архиве Минобороны папки с соответствующими документами. А во всех ли случаях лишение наград было оправданным, справедливым?
    В свое время в Даугавпилсе судили Героя Социалистического Труда Мурзина Василия Ивановича. В состоянии подпития он повздорил со своей довоенной женой, по его мнению распутницей, ударил ее. Я года три назад встречался с этой женщиной, она показывала давний шрам. А Василия Мурзина, который провел в заключении всего год, не стало много лет тому назад. Он лишен всех наград – довоенных (были у него и такие) и военных.
    Между тем во время Великой Отечественной войны белоруса Мурзина дважды забрасывали в тыл врага. Вернувшись, он, машинист колонны паровозов особого назначения НКПС, доставлял грузы к Сталинграду. Однажды, ведя состав с танками, попал под бомбежку. Кочегар и помощник погибли. Мурзина обварило кипятком из пробитого пулями котла. В облаке жгучего пара, ничего не видя, он привел-таки эшелон на станцию назначения. С паровоза его сняли потерявшим сознание.
    Дважды в последние годы Министерство путей сообщения издавало сборники (буклеты), посвященные героям-железнодорожникам. Василий Мурзин, конечно, в них не упоминается. Нет его имени и среди партизан Белоруссии. Но ведь свершенный им подвиг был!
    Сын В.И. Мурзина Олег, проживающий в Риге, возбудил ходатайство перед Генеральной прокуратурой РФ о реабилитации отца в части его наград. Его письмо, видимо, по недоразумению, переправили за рубеж. Из верховного суда Латвии пришел ответ: дескать, Василий Мурзин под действие местного закона о реабилитации жертв советской оккупации от 1990 года не подпадает. Круг замкнулся...
    Я к тому, что в канун 60-летия Великой Победы надо бы позаботиться не только о том, чтобы вручить заслуженные награды тем, кто их вовремя не получил. Было бы справедливым создать компетентную комиссию и еще раз изучить дела тех, кто наград был лишен. О посмертном возвращении в число орденоносцев тех, кто это звание дискредитировал, запятнав себя тяжкими преступлениями, речь не идет. Но случай с В.И. Мурзиным убеждает: иногда человека вычеркивали из истории без веских на то оснований. В отношении таких восстановить справедливость, мне кажется, можно и нужно. Во имя памяти. Во имя живых.
 ||  А.Д. МАРЧЕНКО, инвалид Отечественной войны,почетный железнодорожник.



Все те же две беды

    Из глубинки
    Хутор наш небольшой – двенадцать домов на окраине села, рядом с лесом. Живут здесь одни старики: ветераны труда и военной службы, инвалиды, вдовы участников Великой Отечественной войны. Давно начали в селе строить дорогу с твердым покрытием. Оставалось доделать чуть-чуть, но строительство было остановлено, работы свернули. До сих пор все так недостроенным и осталось. А по документам, правда, дорога есть.
    Мы не один раз обращались и к главе администрации, и к губернатору области – когда же завершат начатое? А нам отвечают: нужна дорога, так платите. Да только откуда у нас деньги, ведь вся пенсия – заплатить за свет, газ да хлеба купить. Мы люди пожилые, здоровье уже не то. Трудно ходить по ухабам в больницу или в магазин за продуктами. Весной и осенью – грязь непролазная, зимой снегом засыпает – не то что пешком, на тракторе не проехать. А ночью еще и тьма непроглядная – ни одного фонаря на хуторе нет.
    Из-за того что нет хорошей дороги, никто не хочет здесь строиться и заводить хозяйство, поля заброшены уже десять лет. Только и говорят, что надо поднимать сельское хозяйство, помогать фермерам. На деле многих говорунов будущее России не волнует. Как, впрочем, и ее прошлое, раз брошены на произвол беспомощные старики.
 ||  Любовь БЕСПАЛОВА, Василий БУТ и др. (всего 19 подписей). с. Гремячье Белгородской области.



Правда о санатории «Правда»

    Лечение — мучение
    Не представлял я, когда получал путевку в подмосковный санаторий «Правда», как дорого обойдется лечение там. Прибыв на место вместе с другими ветеранами Великой Отечественной войны, был неприятно удивлен – в регистратуре сказали, что свободных мест нет. Как такое могло получиться? Ведь мы официально приобрели путевки, а не купили «с рук». Тем не менее нас, якобы временно, разместили не в корпусе санатория, в котором находятся столовая и медицинские кабинеты, а в фанерном домике рядом с шоссе и железнодорожным переездом. В этом неудобном, душном помещении мы провели бессонную ночь, «наслаждаясь» загазованным воздухом, дорожным шумом да еще в обществе крыс.
    Утром я пошел в администрацию. Состоялся крайне неприятный разговор с Н. Черновой – главным врачом и заместителем директора санатория, после чего мне все-таки решили «улучшить» условия: предложили делить пополам одноместную палату. В маленькую комнатушку едва втиснули вторую койку, голова упиралась в балкон, ноги – во входную дверь. Вместо того чтобы за три недели поправить свое здоровье, от постоянных сквозняков я заболел.
    В этом санатории я не стал исключением. Как потом выяснилось, многие ветераны, пенсионеры теснятся в палатах, рассчитанных на меньшее количество человек. Или вообще остаются в том «подсобном помещении». Не лечение – мучение!
 ||  Аркадий СУХОРУЧЕНКО.Москва.



За нашу большую Родину

    Соотечественники
    Жизнь я посвятил службе в армии. Знаю, что такое пролететь с зазором 80-100 метров над пиком бухты Провидения, что такое морозы и шторма капризной Арктики. Ну и конечно же в курсе всех проблем – психологических, кадровых, технических, которые присущи воинскому коллективу. И хотя служба медом не казалась, в сердце осталась навсегда.
    Так распорядилась судьба: живу в сопредельном с Россией государстве, разделяет с Родиной граница. Но сердце мое – на просторах от Смоленска до Камчатки. О своих чувствах, о том, что дал армейский строй для закалки характера, что испытал и перенес как летчик-истребитель, рассказал в книге «Циклоны приходили с запада». Правда, распространяется она со скрипом, в основном среди ветеранов Вооруженных Сил. Ну да ничего – к трудностям не привыкать, возможно, и новую напишем.
    Еще вот что хотел сказать в этом письме: близится великий праздник Победы в Великой Отечественной войне, святой праздник. Так будьте уверены, братья, сто граммов я обязательно выпью. За нашу одну на всех Победу!
 ||  Полковник в отставке Юрий ФРОЛОВ.Таллин, Эстония.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства