на главную страницу

8 Апреля 2004 года

Армия и общество

Четверг

Минометный «аргумент» морской пехоты

Сергей ВАСИЛЬЕВ, «Красная звезда».



В такое невозможно было поверить: еще несколько минут назад артиллеристы большого десантного корабля «Кондопога» отстрелялись по береговой цели в условиях, что называется, «миллион на миллион», но когда по корабельной трансляции раздалась команда: «Минометчикам морской пехоты выполнить боевое упражнение», «десантник» накрыл снежный заряд такой плотности, что не только цели, а вообще береговой черты полуострова Рыбачьего не было видно.

     Пятибалльный шторм бил корабль наотмашь, косматые волны обдавали его бак мириадами соленых брызг, в одночасье покрывшими палубу «Кондопоги» панцирем наледи. Упругий ветер, достигая в порывах двенадцати метров в секунду, злорадно трепал минометные «гнезда» – автомобильные покрышки от «Урала», раскрепленные цепями на палубе и заполненные для установки минометных плит гравием. Но ни разбушевавшаяся океанская стихия, ни колючие иглы снежного шквала не смогли помешать уверенной работе минометного взвода отдельного десантно-штурмового батальона морской пехоты Северного флота: 82-миллиметровые минометы заняли штатные места в своих «гнездах», трехкилограммовые мины замерли в ожидании двадцатисекундного полета к цели по навесной траектории. А взводный старший лейтенант Павел Мастюков доложил на главный командный пункт «Кондопоги», что «расчеты к стрельбе готовы».
     Хотя, если честно, Павел рассчитывал, что корабль сделает еще как минимум один галс на проход мимо цели: не вечно же заряду висеть над палубой? Однако шквал просвистел дальше, только его и видели, а цель – старый танкер на осушке – вот она: прямо на траверзе левого борта БДК. Тут не зевай – счет времени шел на секунды. И в не по-весеннему ледяном воздухе прозвучала вереница команд: «Дальность... прицел... поднести одну мину». Заскользили по палубе «номера» расчетов: «Одну мину подношу...»
     По словам полковника Евгения Стребкова, начальника артиллерии береговых войск Северного флота, роль минометного оружия, вероятно, не принизится никогда, потому что это легкое вооружение можно доставить в любое место. Минометы всепогодны и надежны в бою, неприхотливы в обслуживании, просты в применении и обучении личного состава. А вот для пехоты противника на открытой местности минометы – страшное оружие: осколки мин разлетаются веером на расстояние до 200 метров, радиус сплошного поражения – порядка 25 метров. И если вовремя не укрыться в окопе, то спасения от минометного огня нет.
     Морские пехотинцы Северного флота не в первый раз выполняют курсовые артиллерийские задачи с палубы больших десантных кораблей. Учения достаточно трудные, но, как подчеркнул Евгений Николаевич, наблюдавший на «Кондопоге» за работой своих подопечных, в плане морской практики и морально-психологической закалки в экстремальных условиях они полностью оправдывают себя. И кто ни говорил бы, что такая стрельба нецелесообразна и неэффективна, а морская пехота при высадке на необорудованное побережье никогда не будет стрелять с палубы корабля. Нельзя предугадать, как и где будут разворачиваться очередные боевые действия, с каким противником придется столкнуться «черным беретам». Две чеченские кампании, в которых участвовали североморцы, показали, что нынешний враг воюет больше «из-за угла». Поэтому миномет, как никакое другое оружие «малой артиллерии», лучше всего приспособлен к схваткам с боевиками на ограниченном участке местности с естественными укрытиями, может даже и с палубы десантных кораблей, если речь вдруг зайдет об охране отечественного судоходства на морских коммуникациях от пиратства и терроризма.
     В 1994 году огневую задачу с палубы большого десантного корабля «Митрофан Москаленко» выполнял расчет самоходного артиллерийского орудия «НОНА-СВК». Тогда командиром артподразделения был старший лейтенант Дмитрий Клименко, ныне он подполковник, Герой России. В дальнейшем, начиная с 1999 года, североморцы регулярно стреляют уже из 82-мм минометов 2Б14-1, именуемых в частях «Поднос», отдавая таким образом уважение их непревзойденной мобильности. На сегодняшний день более надежного из носимого варианта минометного вооружения нет. Что же касается успешности стрельб с палубы БДК, то артиллеристы морской пехоты Северного флота всегда выполняли их исключительно на «хорошо» и «отлично».
     Сегодня есть шанс отличиться и у командира минометного взвода старшего лейтенанта Павла Мастюкова, у которого, к слову, нынешняя стрельба с палубы БДК уже вторая. Сам Павел родом из Москвы, после окончания восьмого класса поступил в Санкт-Петербургский кадетский ракетно-артиллерийский корпус. А после него – в Коломенское высшее артиллерийское командное училище на факультет Воздушно-десантных войск. По выпуске в 2002 году Павлу, единственному из однокашников, предложили стать старшим офицером минометной батареи ДШБ морской пехоты Северного флота. Мастюков согласился сразу.
     На стрельбу с палубы Павел взял с собой лишь молодых матросов осеннего призыва. И они не подвели взводного, работали четко. Хотя на корабле в первый раз, и было видно, что многих из них укачивало, но ни один не ушел с палубы, не слег. На то они и морская пехота. Поэтому, как сказал старший лейтенант Мастюков, отметить кого-то отдельно сложно, все молодцы. Пока шли на полигон, тренировались в твиндеке, в условиях бортовой качки «ловили пузырьки» в прицелах (почти как в строительном «уровне»). А уже при выполнении стрельбы Павел определял дальность, которую давал дальномерщик, назначал прицел. В задачу же минометных расчетов входило выставить прицел на орудиях и сопровождать цель, что в условиях пятибалльного шторма сродни акробатическому искусству.
     Но поначалу орудия все равно не достреливали, так как запредельная дальность не позволяла накрывать береговую цель. Однако, когда корабль несколько подвернул к берегу, дистанция до цели стала «рабочей» для минометчиков. И успех не заставил себя долго ждать. В прицелы внесли необходимую корректировку, и уже падения третьей и четвертой мин в районе цели показали, что «черные береты» на верном курсе.
     С ГКП корабля стрельбой минометчиков руководил начальник штаба бригады больших десантных кораблей капитан 1 ранга Вячеслав Трусов. Его помощником по артиллерии был старший лейтенант Рустам Санжапов, выпускник Коломенского высшего артиллерийского командного училища 2001 года. Хорошо подготовленный, серьезный офицер – так говорят о Рустаме в Спутнике. К слову, он, будучи еще «срочником» в дивизии Внутренних войск «Дон», участвовал в первой чеченской кампании. Затем служил по контракту в разведывательном артиллерийском дивизионе в Астраханской области. Во время нынешней стрельбы молодой офицер с поставленной задачей справился успешно. Профессионально осуществлял взаимодействие расчетов с руководителем стрельбы капитаном 1 ранга Вячеславом Трусовым и командиром БДК «Кондопога» капитаном 2 ранга Геннадием Медведевым.
     Остается лишь добавить, что взводу старшего лейтенанта Павла Мастюкова ассистировали начальник контрольной группы капитан Сергей Бородай и огневой посредник при выполнении учебной задачи старший лейтенант Евгений Уланов. Благодаря их совместной работе все мины накрыли расчетный район, а последняя взорвалась непосредственно внутри цели. В итоге «черные береты» получили заслуженную оценку – «отлично»!

     На снимках: командир минометного взвода ОДШБ морской пехоты старший лейтенант Павел Мастюков; идет боевая работа.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства