на главную страницу

8 Апреля 2004 года

В армиях СНГ

Четверг

Не числом, а уменьем

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник главного штаба вооруженных сил Республики Армения - первый заместитель министра обороны РА
генерал-полковник Михаил АРУТЮНЯН



     
Визитная карточка

     АРУТЮНЯН Михаил Арутюнович родился в селе Сагиян Шемахинского района Азербайджанской ССР. Окончил Бакинское высшее общевойсковое командное училище, Военную академию им. М.В. Фрунзе и Военную академию Генерального штаба ВС СССР. Служил на различных командных и штабных должностях. В 1992 г. был откомандирован в распоряжение министерства обороны Армении. В мае 1992 г. приказом министра обороны Армении назначен на должность первого заместителя начальника главного штаба ВС РА – начальника оперативного управления. С октября того же года — первый заместитель начальника главного штаба ВС РА. В октябре 1994 г. назначен начальником главного штаба ВС РА – первым заместителем министра обороны. В 2002 г. ему присвоено высшее воинское звание ВС РА – генерал-полковник. Награжден орденами «За службу Родине», «Боевой Крест второй степени» РА и «Боевой Крест второй степени» НКР, «Вардан Мамиконян», многочисленными медалями СССР, Российской Федерации и Республики Армения.
     

     
Вооруженные силы Республики Армения


     Образованы указом президента Республики Армения от 28 января 1992 года.
     Сухопутные войска являются единственным видом вооруженных сил, в который авиация и ПВО входят в качестве родов войск.
     В их составе: пять армейских корпусов, две авиационные базы, пять мотострелковых бригад, двенадцать отдельных мотострелковых полков, три отдельных танковых батальона, три артиллерийских полка, четыре отдельных артиллерийских дивизиона, один противотанковый артиллерийский полк, четыре отдельных артиллерийских дивизиона, одна зенитная ракетная бригада, один отдельный зенитный ракетный полк, один отдельный зенитный ракетный артиллерийский полк, один отдельный зенитный ракетный дивизион, одна отдельная радиотехническая бригада, один отдельный полк связи, один отдельный полк специального назначения, один отдельный инженерно-саперный полк, один отдельный полк материального обеспечения, два укрепленных района.
     Вооружение и техника: танки Т-72 (102 ед.), БМП-1(2) (218 ед.), штурмовики Су-25 (5 ед.), истребитель-перехватчик МиГ-25П (1 ед.), учебно-тренировочные самолеты Л-39 (2 ед.), вертолеты Ми-24 (14 ед.). На вооружении также стоят ЗРК С-75, С-125, «Круг», «ОСА-АКМ», «Стрела-10», ЗСУ-23-4 «Шилка», РСЗО «Град», САУ «Гвоздика». Общая численность вооруженных сил – около 43 тыс. человек. Основной принцип комплектования – военная служба по призыву. Ряд воинских частей, дислоцирующихся в приграничных районах, личный состав которых несет боевое дежурство, комплектуется военнослужащими-контрактниками из числа местных жителей (около 7 тыс. человек).
     Расходы на оборону в 2003 году составили около 71 млн. долларов США.

     



     - Михаил Арутюнович, вооруженные силы Армении существуют уже 12 лет. Вы один из тех, кто стоял у самых истоков национальной армии. Все ли, о чем мечталось тогда, удалось воплотить в жизнь?

     - Становление армянской государственности и формирование армии – единый, неразрывный процесс. Все наши успехи и достижения, недостатки и ошибки в строительстве независимого государства в полной мере характерны и для становления национальной армии.
     Особенностью военного строительства в Армении явилось то, что в отличие от других стран СНГ создание национальной армии мы начали практически с нуля, не имея ни соответствующей материально-технической базы, ни военно-учебных заведений для подготовки офицерских кадров и специалистов, ни какой-либо военной инфраструктуры. Другая особенность заключается в том, что формирование вооруженных сил проходило на фоне фактически необъявленной и навязанной нам войны, когда полномасштабные боевые действия шли по всему периметру государственной границы и в Нагорном Карабахе.
     28 января 1992 года было создано министерство обороны. Этот день считается Днем национальных вооруженных сил. Уже тогда в условиях крайне напряженной военно-политической обстановки и продолжающейся войны перед министерством обороны была поставлена сложнейшая и ответственнейшая задача: разработать обоснованную концепцию военного строительства на ближайшие годы и дальнейшую перспективу. Главной целью при разработке концепции ставилось создание и развитие вооруженных сил, способных гарантированно обеспечить защиту независимости, суверенитета и территориальной целостности страны. Сегодня можно уверенно сказать, что утвержденная президентом страны в 1992 году концепция создания, становления и развития вооруженных сил Армении успешно претворена в жизнь. И со всей ответственностью я могу заявить, что наши вооруженные силы состоялись. Они приведены к оптимальному состоянию и в организационно-штатном плане, и по уровню укомплектованности личным составом, техникой и вооружением, по степени выучки войск. Мы находимся в боеготовом состоянии и способны успешно выполнить поставленные перед нами задачи.

     - Что именно из достигнутого вызывает у вас наибольшую гордость, а что по-прежнему остается предметом наибольшей озабоченности?

     - За прошедшие годы нам удалось решить большинство из тех проблем, которые существенным образом влияли на боевую готовность соединений и частей и в целом на жизнедеятельность войск.
     В первую очередь мы полностью обеспечили законодательную базу военного строительства. Еще в декабре 1991 года был принят первый закон «О воинской обязанности», что позволило на плановой основе осуществлять призыв граждан на действительную военную службу, призыв офицерского состава на двухгодичную службу и трехмесячные сборы. Приняты законы «Об обороне», «О военном положении», «О мобилизационной подготовке и мобилизации», «О социальной защищенности военнослужащих и членов их семей», «О прохождении воинской службы». С 1 июля этого года вступает в силу закон «Об альтернативной службе». Идет активная работа по разработке военной доктрины государства.
     Во-вторых, мы в целом успешно решили очень сложную для нас в начале 1990-х годов проблему подготовки офицерских кадров, младшего командного состава и специалистов для вооруженных сил. Сегодня подготовка офицерских кадров – командиров взводов, рот (батарей) для мотострелковых и артиллерийских частей осуществляется в военном институте им. Вазгена Саркисяна, который укомплектован высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом и имеет современную материально-техническую базу. Подготовка командного, инженерно-технического состава для частей авиации осуществляется в военном авиационном институте, а военных врачей готовят на военно-медицинском факультете Ереванского государственного медицинского университета. Будущие офицерские кадры готовятся также в нашем военно-спортивном лицее. Потребности в младшем командном составе и специалистах полностью удовлетворяются за счет учебных частей и подразделений минобороны. Кроме того, определенное количество курсантов и офицеров обучается и проходит переподготовку в высших учебных заведениях и на курсах Министерства обороны РФ и ряда других зарубежных стран.
     В-третьих, за последние годы нам удалось осуществить реализацию качественных параметров в процессе обучения войск, и в первую очередь командного состава. Этому способствуют проводимые оперативные сборы с руководящим составом министерства обороны и главного штаба, командирами объединений, соединений и частей под непосредственным руководством министра обороны и начальника главного штаба.
     Важным направлением работы по совершенствованию оперативной подготовки руководящего состава было проведение в 2000 – 2003 годах ряда КШУ различного уровня. В этих учениях, разрабатываемых и проводимых под руководством главного штаба, принимали участие штабы войсковых объединений, соединений и частей, а также управления, отделы и службы родов войск вооруженных сил. Наряду с общевойсковыми соединениями и частями совершенствовали свое мастерство части артиллерии, авиации, ПВО и т.д.
     Конечно же, говоря о достижениях, мы не отрицаем, что у нас имеются недостатки и упущения. Армия – сложный, развивающийся организм, который выполняет огромный объем взаимосвязанных и ответственных задач. Более 50 процентов личного состава находятся у нас на боевой службе и боевом дежурстве в очень сложных климатических условиях высокогорья.
     Мы стремимся достичь одинаково высоких показателей во всех сферах жизнедеятельности войск. Однако ввиду различных объективных и субъективных факторов это не всегда удается. Ряд образцов техники и вооружения устарели физически и морально. Необходимо прилагать большие усилия для поддержания их в боеспособном состоянии.
     Не в полной мере удовлетворяет нас и организация занятий по командирской подготовке офицерского состава, полевой выучке солдат и сержантов в некоторых воинских частях. Эти, а также другие нерешенные вопросы постоянно находятся в центре нашего внимания.

     - С какими результатами вооруженные силы Армении завершили 2003 год? Удовлетворено ли руководство минобороны и главного штаба состоянием боевой подготовки и уровнем воинской дисциплины в армии?

     - Итоги минувшего года мы подвели на коллегии министерства обороны, в ходе которой были заслушаны и обсуждены доклады и выступления заместителей министра обороны, начальников управлений, командиров объединений, соединений и частей. Программа подготовки вооруженных сил, определенная приказом министра обороны, выполнена в полном объеме. Как отмечается в постановлении коллегии, вооруженные силы Армении боеготовы и способны решить поставленные перед ними задачи.
     В целом мы удовлетворены уровнем подготовки и полевой выучки личного состава. В 2003 году повышенное внимание уделялось вопросам организации и ведения боевых действий в сложных условиях горного ТВД, в том числе и в ночных условиях.
     Важное значение придавалось обучению командного состава, развитию у него тактического и оперативного мышления, умению анализировать и оценивать обстановку, принимать целесообразные решения, отражать их на карте, организовывать работу на местности и т.д.
     Как начальник главного штаба, являясь руководителем всех КШУ и участвуя в большинстве полковых и батальонных учений, в том числе с боевой стрельбой, могу ответственно заявить о возросшем мастерстве всех категорий военнослужащих. Генералы, офицеры, сержанты и солдаты стали более четко понимать и качественнее выполнять поставленные перед ними задачи. Улучшились условия несения боевой службы, и соответственно повысилась защищенность государственной границы, на более высоком уровне стали использоваться максимальные боевые возможности вооружения и техники. Подразделения наших вооруженных сил неоднократно принимали участие в разного рода учениях, проводимых как совместно с вооруженными силами стран – участниц СНГ, так и в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира». При этом наши военнослужащие всегда удостаивались самой высокой оценки.
     Что касается состояния воинской дисциплины, то за последние годы, в том числе и за прошлый, наметилась положительная тенденция сокращения числа чрезвычайных происшествий. В 2003 году несколько активизировалась воспитательная работа среди военнослужащих. Более настойчиво внедрялся в повседневную жизнь уставной порядок. Как результат, на треть сократилось количество совершенных в армейской среде преступлений и на 20 процентов число погибших и умерших. Но мы считаем и такое значительное сокращение неудовлетворительным, ибо гибель даже одного военнослужащего – это трагедия не только для его семьи, родных и близких, но и для общества, это серьезный удар по авторитету и престижу армии. Поэтому на 2004 год поставлена задача еще более значительного сокращения количества преступлений и происшествий, а в последующие годы их полного искоренения.

     - Каковы основные задачи вооруженных сил Армении в 2004 году?

     - Главной задачей этого учебного года, определенной приказом министра обороны, является поддержание вооруженных сил в высокой боевой готовности и ее дальнейшее совершенствование. Исходя из этой задачи, определены и основные направления нашей работы по всем слагаемым боевой готовности войск, совершенствованию планирования и проведения мобилизационных мероприятий, оперативной и штабной подготовки, надежному управлению войсками во всех звеньях, максимальному приближению проводимых учений к условиям реальных боевых действий. Определены также конкретные задачи по тактической, технической, огневой и физической подготовке, вождению боевых машин и другим дисциплинам.

     - Вооруженные силы Армении – одни из немногих на постсоветском пространстве не впали в горячку лихорадочного реформирования, не завершив этапа своего становления. Но, вероятно, и у вас назрела необходимость что-либо менять в армейских структурах?

     - Я уже отмечал, что строительство вооруженных сил – весьма сложный, многогранный процесс, рассчитанный не на одно десятилетие. Сегодня мы с гордостью говорим о том, что в тяжелейших условиях сумели создать боеспособную армию, которая защитила безопасность и мирный труд армянского народа. Но то, что создано нами за эти годы, уже стало достоянием истории, и непозволительно жить только успехами, достигнутыми в прошлом. Необходимо смотреть в будущее, решать качественно новые задачи с учетом мирового и регионального опыта. Ориентируясь именно на эти новые параметры, руководство министерства обороны, главного штаба осуществляет свою деятельность по дальнейшему строительству вооруженных сил с учетом экономических, военно-технических, демографических, геополитических и геостратегических факторов.
     Какой-либо острой необходимости в серьезных структурных изменениях нет. В масштабе вооруженных сил этот процесс был завершен где-то два года назад, и мы считаем, что организационно-штатная структура наших войск обеспечивает решение тех задач, которые на них возложены. Однако это не говорит о том, что никаких изменений не происходит. На отдельных направлениях, в отдельных воинских частях периодически происходят какие-то изменения, исходя из специфики локально решаемых проблем, которые не влияют на выполнение оперативных и стратегических задач.
     Что касается планов на ближайшие годы, то мы имеем ежегодную программу мероприятий, которая реализуется наряду с другими общими задачами, решаемыми вооруженными силами в целом. Большое внимание уделяем дальнейшему совершенствованию законодательной базы строительства нашей армии. В частности, нами полностью переработан закон «О воинской обязанности», который был одобрен на заседании правительства и в настоящее время находится на рассмотрении в Национальном Собрании страны.
     Для реализации новых масштабных задач планируется осуществление комплекса совместных с органами государственной власти и управления мероприятий, которые позволят вывести боевую готовность вооруженных сил на более высокий уровень. Одним из важнейших в этом плане направлений является сохранение и развитие научно-технического потенциала, в интересах обороны государства и на этой основе реализация долговременных программ разработки, производства и совершенствования ВВТ. Осознавая, что сегодня без внедрения высоких технологий невозможно иметь высокомобильную армию, оснащенную передовыми средствами вооруженной борьбы, мы активно работаем над программой разработки и производства современной техники и вооружения и уверены в успешной реализации этой программы. Уверенности нам добавляет и то обстоятельство, что все проблемы армии находятся в поле постоянного внимания руководства государства – президента, Национального Собрания и правительства республики.
     Выступая на торжественной церемонии вручения правительственных наград и высших воинских званий группе военнослужащих по случаю 12-й годовщины формирования вооруженных сил, президент страны Роберт Кочарян отметил, что армия была и будет в центре внимания. Руководство государства и впредь продолжит заниматься вопросами боеспособности и дисциплины в армии, решением социальных проблем военнослужащих. Президент Армении уверен в том, что боеспособная армия – непременное условие существования государства. «То, что делается для армии, – сказал президент, – я расцениваю как весьма эффективный вклад в дело становления государства».

     - На территории Армении дислоцируется соединение Вооруженных Сил РФ. Какие мероприятия из плана совместной боевой подготовки армий двух государств будут проведены в этом году?

     - Мероприятия совместной боевой подготовки осуществляются на основе подписанного министрами обороны наших стран плана двустороннего сотрудничества военных ведомств на 2004 год, а также плана совместного оперативного планирования применения войск в интересах обеспечения совместной безопасности.
     В начале февраля проведена командно-штабная тренировка с объединенной группировкой войск, на которую был привлечен весь личный состав ОГВ. В конце этого же месяца мы провели оперативный сбор руководящего состава вооруженных сил, в котором участвовали генералы и офицеры российской военной базы, дислоцирующейся на территории Армении.
     В летнем периоде обучения спланировано КШУ с объединенной группировкой войск и совместное тактическое учение с боевой стрельбой. Кроме того, запланировано проведение ряда совместных мероприятий частей противовоздушной обороны и авиации 102-й российской военной базы и вооруженных сил Армении, осуществляющих совместное боевое дежурство в рамках Объединенной системы ПВО стран СНГ.

     - Что, на ваш взгляд, можно сделать для того, чтобы дружественные отношения между нашими вооруженными силами стали еще прочнее, а боеспособность соединений и частей, входящих в состав Объединенной группировки войск, вышли на новый, более высокий уровень?

     - За годы, прошедшие с момента установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Армения, проделан большой объем работы по динамичному развитию взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и в военной области. Это сотрудничество возникло не на пустом месте, оно имеет давние и глубокие традиции еще со времен Ивана Грозного и Петра Великого.
     Армения подписала с Россией ряд договоров, соглашений и протоколов, каких не имеет ни с одним другим государством. Они охватывают все аспекты и направления военного и военно-технического сотрудничества в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, а также двустороннего партнерства. Армяно-российское военное сотрудничество может служить образцом союзнических отношений дружественных государств.
     Гарантом дальнейшего военного сотрудничества являются руководители наших государств, которые неоднократно подчеркивали важность и взаимовыгодность этого сотрудничества. В 2003 году в ходе официального визита президента Армении в Российскую Федерацию было подписано межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, что дало дополнительный импульс развитию взаимоотношений в военной области.
     Перспективы развития двустороннего военного сотрудничества были всесторонне обсуждены и в ходе официального визита министра обороны Российской Федерации Сергея Иванова в Республику Армения в ноябре прошлого года. По итогам визита был подписан ряд документов.
     Вся законодательная база наших взаимоотношений проработана на самом высоком уровне, что позволяет без каких-либо проблем осуществлять наше военное сотрудничество по широкому спектру направлений. Каких-то дополнительных соглашений для улучшения наших взаимоотношений, на мой взгляд, не требуется. Задача состоит в том, чтобы проявить добрую волю и настойчивость с обеих сторон для реализации уже подписанных договоренностей. Если мы реализуем все то, что намечалось, можно при необходимости рассмотреть и проработать новые соглашения.
     Что касается повышения боеготовности соединений и частей, входящих в состав объединенной группировки, то это наша прямая обязанность, и мы – армянские и российские военнослужащие – несем прямую ответственность за состояние боевой готовности перед руководителями наших государств и перед нашими народами.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства