на главную страницу

8 Апреля 2004 года

В армиях СНГ

Четверг

В зоне особого внимания



     В свое время трагически погибший премьер-министр республики Вазген Саркисян, в течение нескольких лет возглавлявший министерство обороны, приложил максимум усилий для того, чтобы военная авиация заняла достойное, а может быть, и главенствующее место в структуре национальных вооруженных сил. Как сегодня вспоминают армянские военные летчики, он всегда при случае напоминал им о том, что ВВС Израиля начинались всего с двух боевых самолетов и не за горами то время, когда в Армении военно-воздушные силы станут сильными, боеспособными и по возможности более многочисленными. Уже тогда, в середине 1990-х, руководство страны определило для себя основные направления строительства и дальнейшего развития ВВС.
     Время показало, что мечта Вазгена Саркисяна о скорой и возможной параллели между военно-воздушными силами Израиля и Армении не так уж и беспочвенна. Уже сегодня экономические возможности страны позволяют армии иметь на длительном и краткосрочном хранении до 200 боевых самолетов (квота, установленная для вооруженных сил республики международными договорами), а значительную часть из указанного количества использовать по прямому предназначению – для боевой учебы летного состава. Руководство вооруженных сил Армении не скрывает, что в вопросе дальнейшего развития и оснащения как национальной армии в целом, так и ВВС оно рассчитывает прежде всего на своего стратегического партнера – Российскую Федерацию.
     Сегодня в ВВС Армении – две авиационные базы. Одна дислоцируется в Гюмри и имеет на вооружении штурмовики Су-25, вторая – в Ереване.
     Помимо авиабаз в состав военно-воздушных сил входят Ереванский военный авиационный институт и отдельная учебная эскадрилья Як-52 и Ми-2. Институт существует с середины 1990-х годов и готовит для нужд ВВС летный и инженерный, в том числе средний технический, персонал. Набор курсантов производится по мере необходимости, учитывая потребности Минобороны. По завершении обучения молодые летчики проходят переподготовку на новые для себя типы самолетов и вертолетов непосредственно на авиабазах, куда получили назначение. Обучаются армянские летчики и авиатехники также в российских высших военно-учебных заведениях. В частности, в Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина и Военном авиационном техническом университете.
     В нынешнем своем составе ереванская авиационная база существует с 2002 года и представляет собой вертолетный полк двухэскадрильного состава – эскадрилья Ми-24 и эскадрилья Ми-8. В подчинении у командира авиабазы батальон аэродромно-технического обеспечения, рота связи и вся инфраструктура бывшего гражданского аэропорта и аэродрома «Эрибуни». Авиационные базы были сформированы по принципу – командиру-летчику подчиняются все и всё, что связано с практической подготовкой и обучением летного состава, обеспечением безопасности полетов, обслуживанием и ремонтом авиационной техники. Командует авиабазой летчик 1-го класса подполковник Армен Мартиросян, прошедший обучение в Военно-воздушной академии им. Ю. А. Гагарина. Его заместитель – подполковник Армен Мкртчян также окончил это элитное учебное заведение, причем с золотой медалью. До настоящего времени оба они с глубокой благодарностью вспоминают профессорско-преподавательский и командный состав академии. По словам Армена Мкртчяна, годы, проведенные в альма-матер российской военной авиации, сделали из него высококвалифицированного профессионала.
     Среди летчиков авиабазы наиболее опытными и подготовленными считаются члены экипажей, возглавляемых майором Барсегом Акопяном, капитанами Вячеславом Восковским и Сергеем Кещищяном. Средний возраст летчиков не превышает 30 лет. Несмотря на молодость, пятеро являются летчиками 1-го, четыре – 2-го, и подавляющее большинство – 3-го класса. Среднегодовой налет пилотов составляет 60-90 часов. Полетные дни – не реже двух раз в неделю, не считая выполнения спецзаданий командования по обеспечению учебного процесса в вооруженных силах и их повседневной жизнедеятельности.
     Руководство Минобороны проявляет повышенное внимание и к вопросам социальной защищенности летчиков. Молодой офицер-летчик на первом году службы получает денежное содержание в размере 78-89 тыс. драм (около 140 долл. США), что почти в два раза больше, чем его коллеги из сухопутных войск. Кроме того, министерство обороны целенаправленно выделяет денежные средства на закупку для летчиков благоустроенного жилья. К тридцати годам офицер в авиации в зависимости от своих заслуг, вполне может рассчитывать на получение отдельной квартиры. Тем не менее проблемы социального и бытового плана у военнослужащих авиационной базы есть, и по своей сути они практически идентичны проблемам, беспокоящим российских военнослужащих.
     Руководством Минобороны в свое время было принято решение о переводе расположенного в Гюмри гражданского авиаремонтного предприятия на «военные рельсы». Дооборудовали его всем необходимым, и уже в течение трех лет авиаремонтный завод занимается вопросами капитального ремонта боевых самолетов и вертолетов, а также их модернизации. Армянские умельцы устанавливают на боевые машины современное навигационное оборудование, средства связи.
     По большому счету армянские военные летчики стараются справляться со своими проблемами самостоятельно. И все же при личном общении явственно чувствуется, что многого им недостает, в том числе и обмена профессиональным опытом с российскими коллегами.
     - Очень хотелось бы, чтобы наши летчики имели возможность практиковаться в российских авиационных частях и наоборот, – мечтает заместитель командира авиабазы подполковник Армен Мкртчян. – От этого была бы обоюдная польза, ведь у нас накоплен огромный опыт полетов в горной местности в сложных метеорологических условиях, а у вас – общепризнанная мировая школа авиационного мастерства.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства