на главную страницу

9 Апреля 2004 года

SOS !

Пятница

ПОЧЕМУ БАНКРОТЯТ «ЯНТАРЬ»

Анатолий СОЛНЦЕВ.



«Красная звезда» не раз писала о «Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» и его вкладе в укрепление оборонного могущества страны, Военно-морского флота. Здесь построены военные корабли, ставшие гордостью ВМФ и всей страны. Сегодня это уникальное предприятие российской «оборонки» пытаются обанкротить, хотя «Янтарь» согласно постановлению Правительства РФ от 9 января 2004 г. отнесен к стратегически важным предприятиям. Кому это выгодно?

     Казалось бы, эпоха «дикого капитализма» в России завершилась в конце 1990-х годов. Однако периодически возникающие спорные ситуации между кредитором и заемщиком заставляют глубоко усомниться в этом. Как ни удивительно, полное нежелание соблюдать цивилизованные формы ведения бизнеса встречается даже на самом высоком уровне. Так, классический прием преднамеренного банкротства решил применить не кто-нибудь, а один из крупнейших государственных банков страны - Внешторгбанк (ВТБ). Не так давно он добился введения внешнего управления на «Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» с целью обанкротить его.
     История взаимоотношений между ВТБ и «Янтарем» началась в 1994 году, когда было подписано кредитное соглашение на сумму 32,8 млн. долл. Далее Внешторгбанк выдал только часть кредита - 12,5 млн. долл., из которых 7,5 млн. долл. действительно пошли на выполнение заказов, а 5 млн. долл. с судного счета завода были перечислены за рубеж и не вернулись. В результате этой нехитрой комбинации многие заказы оказались не выполнены, а завод остался без средств к существованию. Затем ВТБ вопреки условиям выдачи кредита совсем прекратил кредитование заказов, не объясняя этот шаг.
     Следует обратить внимание на тот факт, что в соответствии с кредитным договором ответственность за целевое использование кредита полностью возлагается как на завод, так и на Внешторгбанк. Иными словами, Внешторгбанк был ответственным за то, чтобы выделенные средства направлялись именно на финансирование строительства кораблей.
     На протяжении нескольких лет ВТБ спокойно относился к бедственному положению «Янтаря». Однако после того как истек срок предъявления претензий и был уволен генеральный директор завода Жиренко А.Г., Внешторгбанк спохватился и стал «выяснять отношения». Собственно, в эпоху господина Жиренко, а также его предшественника на посту Цыплухина В.В. и пропало несколько миллионов долларов.
     В пользу того, что завод пытаются обанкротить преднамеренно, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, по условиям выдачи кредита не оформлено абсолютно никакого залога. Во-вторых, кредит был получен без получения согласия основного акционера - Мингосимущества, которое владеет 51 проц. акций завода. Таким образом, основной акционер - государство - не одобрял вышеописанную сделку. В-третьих, даже те средства, которые были получены заводом, были использованы нецелевым образом, видимо, как с согласия представителей ВТБ, так и непосредственно руководства завода.
     Повторимся, «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» является предприятием, отнесенным постановлением Правительства РФ от 9 января 2004 года к стратегически важным. «Янтарь» - единственный завод в России, который имеет незамерзающую акваторию, то есть может работать круглогодично. С 1945 года на нем было построено более сотни гражданских судов и боевых кораблей по внутренним и экспортным контрактам. И процедура банкротства на этом предприятии имеет особую форму: в частности, его можно банкротить только с соответствующего решения Правительства РФ. Однако сегодня процедура банкротства, инициированного ВТБ, полностью противоречит соответствующему законодательству РФ. В этой связи сама ситуация представлеятся нелепой - находящийся практически под полным контролем со стороны государства банк банкротит завод, контрольный пакет акций которого (51проц.) также принадлежит государству.
     Процедура банкротства осуществляется с помощью судьи Калининградского Арбитражного суда Ирины Мельник (председатель суда А.Орлов - бывший представитель президента в Калининградской области), которые нисколько не учитывают ни интересы государства, ни законодательство страны. Не учитывается также, что кроме ВТБ у завода «Янтарь» есть еще два государственных кредитора. Ими являются, с одной стороны, Министерство обороны РФ, огромные заказы которого завод сейчас выполняет и перед которым есть кредиторская задолженность по незавершенным проектам в объеме почти 1 млрд рублей, и с другой - ФСБ, для которой идет строительство корабля стоимостью 130 млн. рублей. Таким образом, ВТБ абсолютно не учитывает права остальных кредиторов в лице государственных силовых органов и фактически пытается обанкротить само «государство». Помимо этого в список кредиторов входит Министерство по налогам и сборам, права которого в данном случае также игнорируются.
     Стоит также отметить тот факт, что «благодаря» действиям ВТБ «Янтарь» не получил кредит от акционеров, которые пытались профинансировать выполнение контрактов на постройку двух танкеров для одной голландской компании. Абсолютное игнорирование интересов как государственных, так и частных кредиторов также позволяет говорить о попытках преднамеренного банкротства завода.
     Чем вызван всплеск активности ВТБ сегодня, когда положение завода начало довольно быстро укрепляться? Под руководством пришедшего в 2000 году на пост генерального директора Николая Волова «Янтарь» рассчитался со всеми 152 кредиторами, за исключением ВТБ. Благодаря новым менеджерам в последнее время предприятие начало загружаться заказами. Не так давно на кредитные средства акционеров завод выиграл тендер Федеральной пограничной службы РФ на постройку нескольких кораблей. Помимо этого, на заводе сейчас один из самых больших в России государственных заказов по надводному судостроению. Появились и коммерческие заказы. Завод впервые после советской власти выиграл тендер на строительство больших десантных кораблей для ВМФ. На данный момент основные усилия направлены на завершение строительства мощнейшего военного корабля «Ярослав Мудрый», степень готовности которого составляет около 80 проц., при этом ежегодный объем финансирования составляет от 300 млн. до 1 млрд. рублей. Завод также осуществляет ремонт и поддержание эсминцев - основной ударной силы Балтийского флота. И несмотря на явные успехи, руководство ВТБ все-таки продолжает настаивать на банкротстве «Янтаря».
     Переговоры представителей завода с ВТБ о реструктуризации задолженности идут уже более 8 месяцев. В качестве выхода из этой кризисной ситуации акционеры сделали несколько предложений банку, одно из которых предполагает дисконтную покупку долга. В этом случае значительную часть этой суммы предлагается немедленно погасить, а часть долга реструктуризировать на 3 - 5 лет, причем под гарантии коммерческих банков. При этом инициируется начать уголовное разбирательство по пропаже 5 млн долл. кредита. Но эта, как, впрочем, и многие другие инициативы акционеров, «легли мертвым грузом» в ВТБ, став еще одним косвенным доказательством того, что завод банкротят преднамеренно.
     Сложившуюся ситуацию пытаются разрешить не только акционеры и менеджмент завода, но и федеральные органы исполнительной власти в лице правительства и губеранатора Калининградской области Владимира Егорова. Есть несколько обращений губернатора в адрес Правительства РФ, ВТБ, Россудостроения, в которых он просил принять меры по недопущению банкротства стратегически важного предприятия. Есть также обращение полнмочного представителя Северо-Западного округа Ильи Клебанова в адрес ВТБ. Есть обращения акционеров, Россудостроения. Важно заметить, что после обращения губернатора бывший председатель Правительства РФ Михаил Касьянов дал поручение о недопущении банкротства и урегулировании этого вопроса. ВТБ с присущей ему легкостью решения проблем проигнорировал это поручение.
     Недавно губернатор В.Егоров обратился к Президенту Владимиру Путину и новому председателю правительства Михаилу Фрадкову. В результате появилось новое поручение председателя Правительства РФ, которое одназначно поручает уже не ВТБ, а министру финансов Алексею Кудрину, являющемуся председателем наблюдательного совета ВТБ, министру промышленности Виктору Христенко и министру экономического развития Герману Грефу не допустить процедуру банкротства и, более того, требует доложить о принятых мерах.
     Следует также отметить, что существует еще и более раннее обращение губернатора В.Егорова к президенту страны, после которого В. Путин поручил председателю Счетной палаты РФ Сергею Степашину осуществить комплексные проверки преднамеренных банкротств предприятий оборонно-промышленного комплекса. После проверок С. Степашин сделал доклад президенту, в котором указал на возможные негативные последствия банкротства завода «Янтарь».
     Менеджмент ВТБ в лице вице-президента г-на Кузовлева М.В. не может об этом не знать. Однако здесь возникает вопрос - почему банк нисколько не учитывает решения представителей органов исполнительной власти? Ответ лежит на поверхности - за усилиями представителей менеджмента банка стоят определенные круги, заинтересованные в том, чтобы завод «Янтарь» перестал существовать. Эти круги, видимо, сумели заинтересовать ВТБ в том, чтобы нарушались интересы государства - успешное банкротство завода сулит слишком большие барыши. Предположительно схема дальнейших действий ВТБ выглядит следующим образом. Имущество завода поступает на распродажу, а далее через аффилированные структуры загруженный заказами завод продается по рыночным ценам, учитывая близость к Европе. По некоторым сведениям, одним из потенциальных покупателей является компания, желающая организовать на месте завода нефтеперевалочную базу.
     Получается, что собственные интересы менеджмент банка с участием государственного капитала ставит выше интересов самого государства. Таким образом, в погоне за сиюминутной прибылью ВТБ наносит ущерб своему основному акционеру - государству. В итоге исчезает единственный конкурент иностранным компаниям на западе России.
     На данный момент завод находится в предзабастовочном состоянии, работа во многих цехах остановилась. Впервые за последние 4 года была не выплачена в срок зарплата. При этом ВТБ не дает акционерам кредитовать текущую деятельность предприятия и сам ничего не делает для улучшения обстановки. Кстати, подобная обстановка сложилась сейчас на ряде других предприятий ОПК Санкт-Петербурга.
     С учетом того, что все страны Балтии вступили в НАТО и Североатлантический альянс приблизились прямо к границам Калининградской области, банкротство предприятия, которое единственное может обеспечить оперативную готовность всего Балтийского флота, сродни подрыву национальной безопасности страны. В этой связи уместным представляется вопрос: куда смотрят государственные органы всех уровней и когда же ими будет применена реальная власть?


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства