Как показывает жизнь, средства массовой информации, непосредственно занятые укреплением морально-боевого духа современных армий, с течением времени не только не утрачивают, но даже обретают все более важную роль. Очевидно, это связано с тем, что в возрастающей информационной нагрузке извне на «единицу» живой силы увеличивается доля критического «видения». Широко тиражируемые высказывания правозащитников, пацифистов, оппозиционных партий, попадая в армейскую среду, оказывают негативное воздействие на готовность военнослужащих выполнять приказы командования. Часто они становятся внутренним оправданием для уклонения от призыва, дезертирства, сдачи в плен.
Во многих странах мира, в первую очередь ведущих, вовремя подметили эту неблагоприятную тенденцию и внесли коррективы в отношения между военными ведомствами и теми СМИ, которые в значительной мере заняты информированием военнослужащих. В то же время принимаются меры по кадровому усилению чисто военных печатных органов. Бороться с «вредной» информацией, распространяемой гражданскими газетами, считают эксперты в воспитательных структурах, почти бесполезно. Более эффективно направлять в боевые порядки, равно как и в казармы, печатную альтернативу. То есть такую духовную продукцию, которая, во-первых, отражает патриотически настроенный срез общественного мнения. А во-вторых, выигрышно отличается от всего прочего информационного вала высоким профессионализмом в оценке военно-политической ситуации или хода боевых действий.
С другой стороны, эта «альтернатива» (то есть военные СМИ) представляет собой средство обратной связи армии с обществом. Предметно, с хорошим знанием деталей службы военная газета способна рассказать гражданскому человеку о том, чего он не услышит и не прочитает нигде. Осуществляя, таким образом, посредническую функцию, военные СМИ выступают в качестве мощного идеологического стабилизатора в странах, которые по разным причинам вынуждены прибегать к силовым решениям возникающих проблем.
Дело с организацией военной печати поставлено, естественно, с учетом исторической и национальной специфики. К примеру, в Китае центральная военная газета «Цзефанцзюнь бао» прочно занимает позиции одного из главных рупоров правящей партии. У нее огромный тираж (800 тысяч), ее много цитируют, с ней считаются в самых широких кругах общества. Газета имеет большие заслуги в части повышения престижа китайской армии и качественной подготовки многочисленного резерва. В китайских войсковых формированиях также существуют печатные органы. Они призваны информировать своих читателей с учетом особенностей их службы в конкретном военном округе, виде вооруженных сил, роде войск, а также конкретной провинции.
Стоит заметить, что китайские военные дипломаты, с которыми российским журналистам доводится общаться, в духе принятого в их стране отношения к военной печати соответственно оценивают и российские военные СМИ. Они предельно внимательно просматривают «Красную звезду» и, как правило, реагируют на каждое выступление газеты, хоть в какой-то мере затронувшее интересы Китая.
В странах Запада ситуация несколько иная. В том смысле, что там нет столь крупных (как в КНР) военных газет. Здесь сказывается и историческая традиция, и существующее мнение, что для отражения в печати вопросов военной политики и внутренней жизни в вооруженных силах можно использовать гражданские СМИ. Однако вот что интересно. В доверительных разговорах наши коллеги из зарубежных военных ведомств не раз высказывались в том плане, что затраты на оплату многочисленных публикаций таковы, что на них можно было бы содержать собственные печатные органы. В частности, представители Управления национальной обороны Японии сообщили, что на эти цели у них тратится порядка 12 миллиардов иен, при том что далеко не всегда военные ведомства удовлетворены содержанием публикаций на армейскую тематику, в которых в силу непрофессионализма и предвзятости допускаются грубые ошибки, отсебятина, искажение фактов. Кроме того, армейские органы сталкиваются с проблемой оперативного информирования, поскольку не имеют прямого административного выхода на редакции.
Даже крупные печатные органы, издаваемые неправительственными, ветеранскими, коммерческими структурами и взаимодействующие с военными ведомствами (к примеру, американский еженедельник для сухопутных войск Army Times) страдают тем, что не всегда адекватно отражают мнение военно-политического руководства страны. Иными словами, налицо противоречие. С одной стороны, есть стремление следовать демократическому принципу. С другой, это стремление оборачивается падением оперативности и достоверности распространяемой информации.
Чтобы в какой-то мере сгладить это противоречие, в армиях НАТО существуют печатные органы родов войск, дивизий, бригад, кораблей и т.п. Однако они решают сугубо специфические, профессиональные задачи и, как правило, плохо отвечают запросам личного состава в плане знакомства с широкими взглядами на проблемы общества.
Взять, к примеру, США. На военных базах и в соединениях налажен выпуск местных газет и журналов. По содержанию это своего рода «боевые листки», в которых рассказывается об опыте лучших или даются инструкции командиров по разным направлениям службы. Часть тиража распространяется среди местного населения. Редакционную работу в таких газетах и журналах ведут сотрудники службы общественных связей (военные и гражданские). В сухопутных силах США, кстати, даже для рядового состава введены военно-учетные специальности: MOS 46Q - журналист и MOS 46R - радиоведущий.
Для информирования военнослужащих, находящихся за границей, основным печатным органом является ежедневная газета Stars and Stripes. Заметим, что несколько лет назад военно-политическое руководство США сочло необходимым структурно включить эту газету, до этого издававшуюся на коммерческой основе, в состав министерства обороны (службу информирования войск). Значительная часть газеты отводится под домашнюю хронику, спортивные события и вести из разных штатов. Причем издания газеты для Европы и Тихого океана разнятся по содержанию. Газета также распространяется на территории США - по подписке и в электронном виде через Интернет. По существующим официальным данным, газету читают (просматривают) семь из десяти школьников. Финансирование осуществляется за счет военного бюджета, поступлений от рекламы и подписки. Общий тираж - 80 тысяч. Для военнослужащих, выполняющих боевые задачи, газета поступает бесплатно с расчетом максимального охвата личного состава.
Недавно привлек внимание новый проект Пентагона о создании нескольких военных журналистских отрядов, которые будут освещать обстановку и деятельность американских войск в Афганистане и Ираке. Как полагают эксперты министерства обороны США, репортеры в погонах будут с большей ответственностью подходить к отбору материалов для последующего распространения как в армейских структурах, так и среди населения. На реализацию уже выделено 6,3 миллиона долларов, но это, очевидно, только начало.
Похожее положение в Великобритании. Журнал Soldier, являясь органом министерства обороны и имеющий тираж 90 тысяч экземпляров, распространяется как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения. Хотя журнал считается официальным изданием военного ведомства, в нем публикуется немало материалов критического свойства, что привлекает подписчиков. Видимо, это можно отнести к позитивному примеру оптимального сочетания интересов военного ведомства и читательской аудитории.
Стоит упомянуть и польский опыт. Здесь предпринята попытка перевести на коммерческую основу все печатное дело, относящееся к военным структурам, - создана компания «Издательский дом «Беллона». Она занимается печатанием журналов и книг на военную и военно-патриотическую тематику. Среди самых крупных изданий - еженедельник министерства обороны «Польска Збройна», тираж которого 50 тысяч экземпляров. 75 процентов тиража министерство обороны закупает у компании и распространяет в вооруженных силах. Так вот, эту попытку успешной не считают. Говорят, «неудобно». И уже собираются рассматривать вопрос о возвращении еженедельника «Польска Збройна» в структуру минобороны.
Таким образом, мы можем говорить о достаточно устойчивой тенденции в сфере военных СМИ. Она заключается в том, что государство стремится к возможно большему контролю над процессом информирования военнослужащих. С учетом национальных особенностей степень такого контроля в разных странах не одинакова. И там, где он находится на уровне, не соответствующем целям военной политики, руководству приходится действовать всякого рода обходными путями, достигая нужного ему влияния на армейскую среду.