на главную страницу

10 Апреля 2004 года

За рубежом

Суббота

Издатель - военное ведомство

Вадим МАРКУШИН.



     Как показывает жизнь, средства массовой информации, непосредственно занятые укреплением морально-боевого духа современных армий, с течением времени не только не утрачивают, но даже обретают все более важную роль. Очевидно, это связано с тем, что в возрастающей информационной нагрузке извне на «единицу» живой силы увеличивается доля критического «видения». Широко тиражируемые высказывания правозащитников, пацифистов, оппозиционных партий, попадая в армейскую среду, оказывают негативное воздействие на готовность военнослужащих выполнять приказы командования. Часто они становятся внутренним оправданием для уклонения от призыва, дезертирства, сдачи в плен.

     Во многих странах мира, в первую очередь ведущих, вовремя подметили эту неблагоприятную тенденцию и внесли коррективы в отношения между военными ведомствами и теми СМИ, которые в значительной мере заняты информированием военнослужащих. В то же время принимаются меры по кадровому усилению чисто военных печатных органов. Бороться с «вредной» информацией, распространяемой гражданскими газетами, считают эксперты в воспитательных структурах, почти бесполезно. Более эффективно направлять в боевые порядки, равно как и в казармы, печатную альтернативу. То есть такую духовную продукцию, которая, во-первых, отражает патриотически настроенный срез общественного мнения. А во-вторых, выигрышно отличается от всего прочего информационного вала высоким профессионализмом в оценке военно-политической ситуации или хода боевых действий.

     С другой стороны, эта «альтернатива» (то есть военные СМИ) представляет собой средство обратной связи армии с обществом. Предметно, с хорошим знанием деталей службы военная газета способна рассказать гражданскому человеку о том, чего он не услышит и не прочитает нигде. Осуществляя, таким образом, посредническую функцию, военные СМИ выступают в качестве мощного идеологического стабилизатора в странах, которые по разным причинам вынуждены прибегать к силовым решениям возникающих проблем.

     Дело с организацией военной печати поставлено, естественно, с учетом исторической и национальной специфики. К примеру, в Китае центральная военная газета «Цзефанцзюнь бао» прочно занимает позиции одного из главных рупоров правящей партии. У нее огромный тираж (800 тысяч), ее много цитируют, с ней считаются в самых широких кругах общества. Газета имеет большие заслуги в части повышения престижа китайской армии и качественной подготовки многочисленного резерва. В китайских войсковых формированиях также существуют печатные органы. Они призваны информировать своих читателей с учетом особенностей их службы в конкретном военном округе, виде вооруженных сил, роде войск, а также конкретной провинции.

     Стоит заметить, что китайские военные дипломаты, с которыми российским журналистам доводится общаться, в духе принятого в их стране отношения к военной печати соответственно оценивают и российские военные СМИ. Они предельно внимательно просматривают «Красную звезду» и, как правило, реагируют на каждое выступление газеты, хоть в какой-то мере затронувшее интересы Китая.

     В странах Запада ситуация несколько иная. В том смысле, что там нет столь крупных (как в КНР) военных газет. Здесь сказывается и историческая традиция, и существующее мнение, что для отражения в печати вопросов военной политики и внутренней жизни в вооруженных силах можно использовать гражданские СМИ. Однако вот что интересно. В доверительных разговорах наши коллеги из зарубежных военных ведомств не раз высказывались в том плане, что затраты на оплату многочисленных публикаций таковы, что на них можно было бы содержать собственные печатные органы. В частности, представители Управления национальной обороны Японии сообщили, что на эти цели у них тратится порядка 12 миллиардов иен, при том что далеко не всегда военные ведомства удовлетворены содержанием публикаций на армейскую тематику, в которых в силу непрофессионализма и предвзятости допускаются грубые ошибки, отсебятина, искажение фактов. Кроме того, армейские органы сталкиваются с проблемой оперативного информирования, поскольку не имеют прямого административного выхода на редакции.

     Даже крупные печатные органы, издаваемые неправительственными, ветеранскими, коммерческими структурами и взаимодействующие с военными ведомствами (к примеру, американский еженедельник для сухопутных войск Army Times) страдают тем, что не всегда адекватно отражают мнение военно-политического руководства страны. Иными словами, налицо противоречие. С одной стороны, есть стремление следовать демократическому принципу. С другой, это стремление оборачивается падением оперативности и достоверности распространяемой информации.

     Чтобы в какой-то мере сгладить это противоречие, в армиях НАТО существуют печатные органы родов войск, дивизий, бригад, кораблей и т.п. Однако они решают сугубо специфические, профессиональные задачи и, как правило, плохо отвечают запросам личного состава в плане знакомства с широкими взглядами на проблемы общества.

     Взять, к примеру, США. На военных базах и в соединениях налажен выпуск местных газет и журналов. По содержанию это своего рода «боевые листки», в которых рассказывается об опыте лучших или даются инструкции командиров по разным направлениям службы. Часть тиража распространяется среди местного населения. Редакционную работу в таких газетах и журналах ведут сотрудники службы общественных связей (военные и гражданские). В сухопутных силах США, кстати, даже для рядового состава введены военно-учетные специальности: MOS 46Q - журналист и MOS 46R - радиоведущий.

     Для информирования военнослужащих, находящихся за границей, основным печатным органом является ежедневная газета Stars and Stripes. Заметим, что несколько лет назад военно-политическое руководство США сочло необходимым структурно включить эту газету, до этого издававшуюся на коммерческой основе, в состав министерства обороны (службу информирования войск). Значительная часть газеты отводится под домашнюю хронику, спортивные события и вести из разных штатов. Причем издания газеты для Европы и Тихого океана разнятся по содержанию. Газета также распространяется на территории США - по подписке и в электронном виде через Интернет. По существующим официальным данным, газету читают (просматривают) семь из десяти школьников. Финансирование осуществляется за счет военного бюджета, поступлений от рекламы и подписки. Общий тираж - 80 тысяч. Для военнослужащих, выполняющих боевые задачи, газета поступает бесплатно с расчетом максимального охвата личного состава.

     Недавно привлек внимание новый проект Пентагона о создании нескольких военных журналистских отрядов, которые будут освещать обстановку и деятельность американских войск в Афганистане и Ираке. Как полагают эксперты министерства обороны США, репортеры в погонах будут с большей ответственностью подходить к отбору материалов для последующего распространения как в армейских структурах, так и среди населения. На реализацию уже выделено 6,3 миллиона долларов, но это, очевидно, только начало.

     Похожее положение в Великобритании. Журнал Soldier, являясь органом министерства обороны и имеющий тираж 90 тысяч экземпляров, распространяется как среди военнослужащих, так и среди гражданского населения. Хотя журнал считается официальным изданием военного ведомства, в нем публикуется немало материалов критического свойства, что привлекает подписчиков. Видимо, это можно отнести к позитивному примеру оптимального сочетания интересов военного ведомства и читательской аудитории.

     Стоит упомянуть и польский опыт. Здесь предпринята попытка перевести на коммерческую основу все печатное дело, относящееся к военным структурам, - создана компания «Издательский дом «Беллона». Она занимается печатанием журналов и книг на военную и военно-патриотическую тематику. Среди самых крупных изданий - еженедельник министерства обороны «Польска Збройна», тираж которого 50 тысяч экземпляров. 75 процентов тиража министерство обороны закупает у компании и распространяет в вооруженных силах. Так вот, эту попытку успешной не считают. Говорят, «неудобно». И уже собираются рассматривать вопрос о возвращении еженедельника «Польска Збройна» в структуру минобороны.

     Таким образом, мы можем говорить о достаточно устойчивой тенденции в сфере военных СМИ. Она заключается в том, что государство стремится к возможно большему контролю над процессом информирования военнослужащих. С учетом национальных особенностей степень такого контроля в разных странах не одинакова. И там, где он находится на уровне, не соответствующем целям военной политики, руководству приходится действовать всякого рода обходными путями, достигая нужного ему влияния на армейскую среду.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства