на главную страницу

10 Апреля 2004 года

"Круглый стол"

Суббота

Военная газета должна быть!

Подготовили Олег ВЕРШИНИН, Николай АСТАШКИН, Сергей ВАСИЛЬЕВ, Владимир МОХОВ, Валерий КОВАЛЕВ.



Известно, что боевая мощь армии во многом определяется моральным духом солдат и офицеров, степенью их информированности и внутренней убежденности в важности ратного дела. И в этом велика роль военных средств массовой информации. Как трудиться военным журналистам в современных рыночных бурях? Какие проблемы их волнуют? Мы предложили высказаться на эту тему некоторым руководителям окружных и флотских газет.

     
Кадры решают многое, но, к сожалению, не все…

     Полковник Александр ПАСМУРЦЕВ, ответственный редактор газеты ДВО «Суворовский натиск»:

     - В минувшем году газета Дальневосточного военного округа «Суворовский натиск» отметила свое 60-летие. В это же время я был назначен на должность ее ответственного редактора, приняв вахту от своего наставника полковника Михаила Снигура. Именно поэтому праздник стал и поводом для подведения итогов последнего, очень трудного для нашей газеты, как, впрочем, для всей военной прессы, десятилетия. Главный его итог в том, что редакция выстояла, творческий коллектив сохранился, более того, смог решить целый ряд проблем, еще в середине 1990-х казавшихся неподъемными, почти фатальными. В то же время, всем ясно, что многие проблемы останутся неразрешимыми до тех пор, пока военные газеты и в новой рыночной реальности будут оставаться в размытом правовом поле, пока на них будут экономить, забывая, что ХХI век – эпоха не только «горячих» войн, но и войн информационных.
     Во второй половине 1990-х годов одной из острейших проблем «Суворовского натиска» стал кадровый голод. Большинство маститых журналистов ушли из газеты в бизнес, в центральные военные и особенно в более денежные гражданские СМИ. Журналистская молодежь, выпускники Военного университета, способна была работать в лучшем случае на уровне «дивизионки» или же вовсе приезжала на Дальний Восток лишь отметиться да написать рапорт на увольнение. В какой-то момент в редакции остались лишь «зеленые» лейтенанты да седые подполковники. Сегодня кадровая ситуация в газете не просто стабилизировалась, но и внушает оптимизм.
     За счет чего мы решили проблему? Прежде всего за счет ставки на местные кадры. К нам пришли и опытные офицеры из войск, как правило, в капитанских и майорских званиях, и лейтенанты - выпускники местных гражданских вузов, где есть военные кафедры. Причем приходу каждого предшествовал строгий творческий отбор, долгое сотрудничество с газетой в качестве военкоров, как минимум месячные стажировки в редакции. Все это стало возможным благодаря помощи лично командующего войсками ДВО генерала армии Юрия Якубова и его заместителя по воспитательной работе генерал-майора Виктора Пьянзина. «Зеленый свет» кадровому пополнению редакции дал и начальник управления кадров округа генерал-майор Александр Ерополов. Использовали мы и творческий потенциал гражданских корреспондентов, заполнив все эти должности лучшими из наших коллег, ушедших в отставку еще в 1980-е годы, а также различными путями привлекая из местных СМИ журналистов среднего возраста, но с высоким профессиональным потенциалом.
     Впрочем, кадры решают многое, но не все. Особенно если нерешенными остаются вопросы правового статуса редакции газеты, ее полноценного финансирования и материального обеспечения.
     Сегодня под «вывеской» «Суворовского натиска» – три структуры с различным правовым и хозяйственным статусом. В начале 1990-х единый штат, в порядке эксперимента, де-факто упразднили. Редакция – «голова» и «мозг» газеты, оставшаяся бюджетной организацией, оказалась искусственно отделена от «туловища с руками и ногами» – издательства и типографии, переведенных на самоокупаемость и провозглашенных хозрасчетным государственным унитарным предприятием. Редакция с ее солидным творческим и интеллектуальным потенциалом была поставлена в жесткие рамки, не позволяющие ей зарабатывать деньги даже на самые необходимые нужды, без которых сегодня невозможен информационный процесс. Лишь благодаря спонсорской помощи удалось нарастить компьютерное оборудование, приобрести цифровую фотокамеру да и многое другое.
     Издательство же с типографией ныне только в теории способны заработать. На практике со своим до предела изношенным оборудованием они неспособны конкурировать на региональном рынке полиграфических услуг. Более того, статус ГУП предполагает жесточайший налоговый пресс, неподъемную плату за коммунальные услуги, аренду помещения, в том числе и своему же военному ведомству.
     В итоге подписка на окружную газету стоит дороже любого из местных изданий, хотя полиграфическое исполнение одноцветного «Суворовского натиска» уступает гражданским СМИ. Создание же электронной версии газеты требует множества согласований, да и немалых денег. Все это громоздит тернии на пути к читателю.
     Словом, мы все еще остаемся в двадцатом веке, когда практически все региональные СМИ (даже многие «районки») уверенно шагнули в двадцать первый. И устремиться в новую эпоху окружная газета сможет лишь тогда, когда родное военное ведомство создаст для нас и на нашей основе «стартовую площадку» для этого. К примеру, в форме единого редакционно-издательского центра ДВО, имеющего соответствующий реалиям рыночной экономики правовой статус, оснащенного новейшим оборудованием и потому способного в теснейшем взаимодействии с «Красной звездой» активно участвовать в информационном противоборстве, в борьбе за умы и сердца граждан, за повышение престижа Российской армии и военной службы.
     
Державные люди хотят читать «державную» прессу

     Полковник Сергей ТЮТЮННИК, ответственный редактор газеты СКВО «Военный вестник юга России»:

     - Поддерживать военную печать вообще и окружную, в частности, необходимо. Ведь в большинстве регионов окружные газеты - единственные государственные СМИ, которые отстаивают державные интересы. Не случайно у нас на Северном Кавказе подписка на газету СКВО растет за счет других силовых ведомств. Уже сейчас тираж «Военного вестника», который уходит в войска нашего округа, меньше, чем, скажем, тот, который расходится среди подписчиков из Внутренних войск, милиции, МЧС и т.д. Фактически газета СКВО становится по составу читателей межведомственной. По этой причине редакция даже скорректировала свою «политику». Державные люди хотят читать «державную» газету. В этом смысле можно было бы подумать над идеей создания единой системы всех силовых СМИ (без межведомственного дробления). Допустим, на территории федерального округа - одна окружная военная газета вместо трех-четырех (ВВ, Пограничная служба ФСБ, МВД, МЧС).
     Но самое главное - надо узаконить положение, которое возникло сейчас в окружных газетах, в том числе и в «Военном вестнике юга России», а именно: назвать вещи своими именами. Что я имею в виду? Судите сами. Мы давно уже перешли на компьютерный набор и верстку, но должностей для наборщика, дизайнера или верстальщика в нашем штатном расписании до сих пор нет.
     Сегодня у нас возникла ситуация, когда все держится как бы на межличностном договоре. Допустим, если мне, как редактору, вздумается наказать верстальщицу за плохую работу, я, увы, не смогу этого сделать, потому что у нее нет четко оговоренных функциональных обязанностей. По штату она отнюдь не верстальщица, а какая-нибудь машинистка, корректор или еще что-либо в этом роде. Но я вынужден держать такого человека, вынужден ему кланяться, не имея права взыскать с него за плохую работу.
     Мое предложение: в ходе реформирования военных СМИ в штатном расписании газеты нужно правильно обозначить те должности, которые сама жизнь заставила ввести в штат - наборщица на компьютере, верстальщица, компьютерный дизайнер и т.д. Это - во-первых.
     Во-вторых, средства, которые выделяются Москвой округам на коллективную подписку газет, в том числе и «Красной звезды», необходимо направлять, на мой взгляд, непосредственно в издательство, в отдел подписки, чтобы деньги не бродили по десяти адресам (и, естественно, опаздывали), а приходили вовремя.
     В-третьих, окружная печать, да и не только окружная, но и армейские, дивизионные (бригадные) газеты, получают так называемую фондовую бумагу. Эта бумага отпускается редакциям вроде бы бесплатно, но для государства (в частности, Минобороны) она обходится в копеечку. Приведу пример, как наша редакция получает ее.
     Однажды такую бумагу, выделенную для СМИ СКВО (где, кроме «Военного вестника юга России», существует армейская газета и несколько многотиражек), отправили эшелоном из Москвы прямиком на Ханкалу. И когда пришла пора получать нам эту бумагу, то из Чечни ее вывозили транспортными вертолетами Ми-26. Эти вертолеты приземлились за сотню километров от Ростова-на-Дону, где дислоцируется вертолетный полк, оттуда бумагу пришлось вывозить КамАЗами на наш склад. И вот представьте, в каком состоянии оказались бумажные ролики. Сколько же денег будет стоить, извините за грубость, такая «макулатура», если на нее уходят железнодорожные тарифы, авиационный керосин и бензин? Разве это по-хозяйски? Разве это государственный подход?
     Проще выделить редакции на закупку газетной бумаги необходимые средства, и мы без труда ее тут купим. Естественно, найдем, где подешевле, и необязательно новую, можем взять ее даже не первой категории - главное, чтобы она была более или менее пригодна для печати. Согласитесь, ведь редакция не даст себя в обиду и, уж поверьте, деньги потратит с умом. Отчитается за них, тут никто ничего не украдет.
     Поэтому я за то, чтобы штаты, финансирование и обеспечение окружных газет максимально приблизить к требованиям реальной жизни.
     
Не надо открывать Америку

     Полковник запаса Анатолий ДЕРГИЛЕВ, заместитель начальника управления по связям с общественностью и СМИ администрации города Самары, в недавнем прошлом – начальник отдела СМИ ГУВР ВС РФ:

     - На мой взгляд, военные СМИ нуждаются в коренном реформировании. На сегодняшний день многие из них выглядят явным анахронизмом, «приветом» из 1970-х годов, когда была другая общественно-политическая обстановка, иная ментальность военнослужащих да и отношение общества к Вооруженным Силам.
     Нельзя делать ставку только на центральные СМИ, хотя я очень уважаю и флагман военной печати, которым многие десятилетия остается «Красная звезда», и наши ведомственные журналы. Но все-таки сегодня информационная политика во многом смещается в регионы. Так происходит на «гражданке», и армия от этого тоже никуда не уйдет. Наряду с центральными СМИ ставку надо делать на окружные, флотские издания. Однако они, повторяю, нуждаются в коренном реформировании. Что бы я в этой связи предложил?
     Есть яркие примеры гражданских СМИ, и, мне кажется, Америку здесь открывать не стоит. Я считаю, что на место окружных и флотских газет, по примеру той же «Комсомолки», «МК» или «АиФ», должны прийти региональные выпуски «Красной звезды», которые под теми же названиями выпускались бы на базе окружных и флотских газет. Например, «Красная звезда» в Приволжско-Уральском военном округе выпускается основным форматом, а вкладку к ней делают в Екатеринбурге и Самаре силами тех же военных журналистов. Тем самым мы сохраним уникальный творческий коллектив, сложившийся за эти годы в той же Самаре. Да и смешно, согласитесь, на Волге читать окружную газету, сделанную… на Урале. Расстояния – огромные, специфика – во многом разная, хотя округ один и тот же, который уже не раз объединяли и разъединяли.
     Тем самым мы не будем заставлять офицеров подписываться сразу на две военные газеты, которые зачастую очень похожи. Не секрет, что окружные и флотские издания делают массу перепечаток из «Красной звезды». Во-вторых, мы повысим авторитет такой объединенной газеты. Опять-таки не секрет, что мнение «Красной звезды» намного весомей и авторитетней, чем мнение окружной газеты. Очень важно, что местные журналисты будут выступать в качестве региональных полпредов «Красной звезды», и к ним будут больше прислушиваться.
     При едином, отлаженном финансировании средства не будут растекаться на множество малоэффективных изданий. А самое главное, будет создана стройная система информационного воздействия на военнослужащих и членов их семей. Вырастет и тираж «Красной звезды», который не будет «конкурировать» с тиражами окружных или флотских газет. Это поможет ей закрепиться на региональном информационном рынке. Сейчас, когда «Красная звезда» не может охватить все регионы, региональный интерес к ней стирается. В данном же случае этот интерес будет привязан.
     Но в региональных выпусках «Красной звезды» я бы очень серьезно расставил акценты. Как бывший уже военнослужащий, могу откровенно сказать, что на окружные газеты сильно давит местное начальство. Порой военные чиновники диктуют редактору свои условия, и редактор вынужден выполнять их указания, которые не всегда отвечают интересам дела. Излишнее администрирование, какие-то «заказы» и т.п. только мешают в работе, связывают руки. А если основные задачи будут трансформироваться из «Красной звезды», то и главный редактор регионального выпуска будет чувствовать себя иначе. Пусть он подчиняется командующему, но в творческом плане он будет «завязан» на «Красную звезду». В этом случае его слово будет более весомым и объективным.
     Очень важно навести порядок в кадрах окружных и флотских газет. Нужна директива министра обороны, которая приведет кадры к единому знаменателю, определит, кто в газете нужен, а кто нет. Не секрет, что сегодня некоторые редакции обросли массой случайных людей, от которых безболезненно можно избавиться. Давно пора избавиться и от изживших себя морально, никому не нужных, не способных конкурировать на рынке СМИ дивизионных газет. Здесь ведь масса парадоксов: в одной полнокровной дивизии «дивизионки» нет, а в другой, где людей кот наплакал, есть! На мой взгляд, сегодня не должно существовать ни дивизионных, ни армейских газет. Их нишу постепенно должно занять гарнизонное кабельное телевидение. А самым низшим звеном армейской печати должны стать региональные выпуски «Красной звезды». Кадры, финансовые и иные ресурсы надо сосредоточить на этом направлении.
     Для того чтобы воплотить эту идею в жизнь, нужна соответствующая директива и техническое переоборудование, реформирование окружных и флотских газет. По большому счету, просто нужна политическая воля.
     
В современных условиях флотская газета дешевле

     Капитан 1 ранга Владимир МАЛЬЦЕВ, ответственный редактор газеты Северного флота «На страже Заполярья»:

     - Начну с того, что газета Северного флота создана в 1937 году. Начинала деятельность как газета «Краснофлотец», уже после Великой Отечественной была переименована - «На страже Заполярья». Через несколько лет, а точнее – 18 июня 2007 года, ей исполнится 70 лет, и хотелось бы в семидесятилетний юбилей выходить в свет с этим же названием. Выходить именно газетой Северного флота, а не приложением к чему-либо. Потому что наш регион - особенный, мы находимся вдалеке от Большой земли, ее центральных дорог. Кольский полуостров стал за это время средоточием морских дорог. А Северный флот – это один из самых мощных на сегодняшний день флотов в ВМФ России, способный противодействовать вероятному противнику по всему спектру своего боевого предназначения.
     Особенность нашей газеты заключается в том, что мы, в отличие от остальных окружных и флотских газет, расположенных в городах как минимум областного значения, находимся в закрытом административно-территориальном образовании город Североморск. И население нашей флотской столицы, если сравнивать с 700-тысячным населением того же Владивостока (так как Северный и Тихоокеанский флоты, в общем-то, равны по боевому потенциалу) - всего лишь порядка 53 тысяч, из которых около 80 процентов приходится на военных моряков. Поэтому наш Североморск нельзя сравнивать ни с Севастополем, ни с тем же Калининградом. У нас гораздо меньшая возможность так называемого производственно-финансового маневра. И если типографии остальных флотских газет выживают за счет издания бланочной продукции и какой-то другой периодики, то мы все же не в полной мере конкурентоспособны, чтобы привлечь еще две городские газеты к изданию на нашей базе. Они печатаются в Мурманске в типографии областного издательства «Север».
     Главная проблема в том, что у нас по-прежнему слабая полиграфическая база. Хотя благодаря правительству Москвы и лично мэру столицы Юрию Лужкову в 2003 году произвели ее техническое переоснащение. Однако - только частично, потому как денег на полное переоснащение не хватает. А то, что нам положено по нормам снабжения, которые определены соответствующим приказом министра обороны, на сегодняшний день мы имеем порядка 30 процентов от нашей потребности. Если брать по количеству офсетных печатных машин, то из четырех, которые должны быть по штату, у нас есть только одна. И та – однокрасочная. Далее, на 10 корреспондентов у нас… один персональный компьютер. Хотя раз уж газета издается путем компьютерной верстки, значит, пора уже соответствующим структурам подумать о поставке нам редакционно-издательского комплекса. Газету из Центра финансируют из рук вон плохо: лимиты определены, а деньги под эти лимиты не выделены. То есть самой судьбой ведомственной газете с тиражом в две с лишним тысячи экземпляров предопределено быть нерентабельной. Она просто обязана быть на дотации в отличие от центральных изданий, выходящих миллионными тиражами.
     Можно думать об оптимизации штатной структуры редакции: например, за счет того же сокращения технического персонала увеличить количество корреспондентов, либо объединить некоторые отделы, создав информационно-глобальные направления. Однако на сегодняшний день, считаю, штат «На страже Заполярья» – оптимален. И он позволяет выходить флотской газете от двух до пяти раз в неделю.
     Моя точка зрения такова: газета Северного флота должна существовать самостоятельно, а не как приложение либо вкладка в какое-то объединенное информационное издание Министерства обороны. И не потому, что я какой-то консерватор, ухватившийся обеими руками за свое редакторское кресло. Даже если рассматривать с издательской точки зрения предполагаемый «холдинг», то уже на первом этапе возникают сложности: та же «Красная звезда», если числить «На страже Заполярья» в качестве вкладки в нее, приходит на Кольский полуостров с опозданием на сутки. А мы по техническим причинам пока еще не способны принять «краснозвездные» полосы, подписанные в печать, в тот же день. Если же установить в редакции электронную почту, необходимое издательское оборудование, то возможность издавать, допустим, в холдинге «Красная звезда» наш вкладыш «На страже Заполярья» - вполне реальна. И, как говорится, в информационном плане потерь никаких. Но здесь возникают другие вопросы: возрастут почтовые расходы на доставку объединенной газеты, ее пересылку подписчикам и т.д., что неминуемо отразится и на ее себестоимости. Она, понятное дело, возрастет.
     Кроме того, есть еще один немаловажный, и даже щепетильный нюанс, касающийся главного: вертикали управления военным печатным «конгломератом». Учредитель «На страже Заполярья» – Министерство обороны, однако издатель-то – командующий Северным флотом. Кому будет подчиняться так называемая «вкладка»? И также встанет вопрос о ее регистрации: если мы зарегистрированы в Министерстве печати и информации как газета Северного флота «На страже Заполярья», то в новом амплуа кем мы будем себя числить? «Красной звездой» в том же Заполярье? Или еще как-нибудь? То есть необходима детальная юридическая проработка этого вопроса. И это еще не все нюансы, которые так или иначе возникнут при реформировании военных СМИ. Поэтому в современных условиях, когда финансирование военной прессы идет по остаточному принципу, для тех же Вооруженных Сил будет гораздо дешевле, если флотские и окружные газеты останутся в том же виде, в котором находятся на сегодняшний день.
     

От редакции. Как видите, мнения - самые разнообразные. Но все их объединяет тревога за будущее военных СМИ. И осознание того неоспоримого факта, что механическим сокращением тех или иных изданий мы не столько сэкономим, сколько навредим боеготовности армии, состоянию ее морального духа.
     Бесспорно, в демократическом обществе вправе существовать и негосударственные СМИ, специализирующиеся на военной тематике. «НВО», «ВПК», «Военный парад» - это сегодня один из элементов находящейся в стадии становления системы гражданского контроля за силовыми структурами государства. У военных изданий Минобороны - иное функциональное предназначение. Они являются компонентом боевого потенциала Вооруженных Сил, одним из инструментов морально-психологического обеспечения войск и сил флота в мирное время и особый период.
     Оптимальная модель армейской печати достижима лишь при системном подходе, учете всего спектра проблем: организационно-штатных, административных, финансовых, правовых, технологических. Только в этом случае она сможет выжить в нынешних реалиях, сохранить и умножить число читателей, найти свою нишу на информационном рынке, а главное, выполнять свое прямое функциональное предназначение - осуществлять информационное обеспечение войск, исходя из задач, формулируемых военным командованием. И задача эта вполне решаема.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства