на главную страницу

10 Апреля 2004 года

Авиационно-космический комплекс: проблемы и решения

Суббота

На небесных перекрестках

Беседу вел Александр МАНУШКИН.



     Российская аэронавигационная система и обслуживание воздушного движения (ОВД) - это сложный многоуровневый, постоянно изменяющийся механизм, который взаимосвязан с мировой аэронавигационной системой и оказывающий на нее существенное влияние.
     Анализируя процесс развития ОВД в гражданской авиации за прошедший период в СССР и Российской Федерации, представляется возможным сделать утверждение о том, что основополагающей вехой в его развитии является Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 февраля 1973 г. № 130-49, которое определило создание Единой системы управления воздушным движением СССР. Постановление о создании ЕС УВД законодательно закрепило положение о единых органах УВД. Совмещение органов УВД (Минобороны и Министерства гражданской авиации) в единых центрах позволило более эффективно координировать деятельность различных министерств, организаций и ведомств по использованию воздушного пространства, рациональнее использовать ведомственные технические средства связи, навигации, наблюдения в интересах УВД, проводить единую техническую политику в области их развития и совершенствования, улучшить организацию управления воздушным движением. Кроме того, совмещение органов УВД позволило в создаваемой ЕС УВД СССР провести комплексные мероприятия по совершенствованию структуры воздушного пространства СССР, что в свою очередь позволило повысить интенсивность полетов воздушных судов в союзных республиках, регионах, а также осуществлять рациональное распределение воздушного пространства в интересах народного хозяйства, обороны страны и обеспечило требуемый уровень безопасности воздушного движения. Такого рода мероприятия в масштабе страны дали возможность планомерно осваивать новые международные и внутренние воздушные трассы, эффективное использование которых ежегодно давало экономию более 200 тыс. тонн авиационного топлива.
     Функционально Единая система организации воздушного движения (ЕС ОрВД) была последовательно развернута в нашей стране с 1973 по 1983 год. В последующем, кризисные 1990-е годы стали серьезным испытанием для этой организации, в руках специалистов которой находились и находятся, образно говоря, ключи от российского неба. В эти годы ее финансирование из госбюджета практически прекратилось. Начался отток высококвалифицированных кадров, уменьшился объем финансирования на закупку оборудования для проведения модернизации и переоснащения наземных технических средств. Необходим был выход из создавшегося положения. В 1994 году постановлением Правительства РФ № 424 гражданская часть системы была переведена с бюджетного финансирования на финансирование за счет платы, получаемой за аэронавигационное обслуживание пользователей воздушного пространства. Параллельно начался процесс реформирования системы ЕС ОрВД, в результате которого в 1996 году правительственным постановлением № 583 создается ФУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации». Какие же проблемы сегодня решает это Федеральное унитарное предприятие? Как налажено его взаимодействие с военным ведомством? Каковы пути развития единой системы организации воздушного движения страны? На эти и другие вопросы отвечает генеральный директор ФУП «Госкорпорация по ОВД» Борис КУШНЕРУК.

Визитная карточка
     Кушнерук Борис Иванович родился в Омске 12 апреля 1944 года. Начал трудовую деятельность слесарем в г. Бийске Алтайского края. После окончания Ейского высшего военного авиационного училища летчиков служил в строевых частях истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации Военно-воздушных сил. Прошел путь от курсанта до командира авиационной дивизии. Общий налет на истребителях-бомбардировщиках и фронтовых бомбардировщиках типа «МиГ» и» Су» - более 4.000 часов. Выпускник Военно-воздушной академии им. Ю.А. Гагарина и Военной академии Генерального штаба. Генерал-майор авиации, военный летчик-снайпер. Служил генерал-инспектором в Главной инспекции Минобороны РФ. Был начальником управления по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением Министерства обороны РФ. Окончил Коммерческую школу при Государственной финансовой академии. С 1996 года генеральный директор ФУП «Госкорпорация по ОВД». Имеет почетные звания: «Заслуженный военный специалист», «Отличник воздушного транспорта». Действительный член Международной академии транспорта.



     - Борис Иванович, вы возглавляете Государственную корпорацию по организации воздушного движения в Российской Федерации вот уже 8 лет. В чем состоит специфика вашей корпорации?

     - В соответствии с Концепцией модернизации и развития отечественной аэронавигационной системы наша корпорация стала основной управленческой структурой по ее реализации, а функции по организации воздушного движения, возложенные на корпорацию, осуществляют дочерние предприятия. Это полностью соответствует положениям Воздушного кодекса Российской Федерации и заложенным в нем принципам государственного контроля воздушного пространства и регулирования воздушного движения.
     Надо отметить, что Единая система организации воздушного движения России уникальна. По своим масштабам она занимает лидирующее место в мире. Вдумайтесь в эти цифры: площадь обслуживаемой нами территории – 25 млн. кв. км, протяженность воздушных трасс – более 500 тыс. км.
     Обслуживание воздушного движения в России в настоящее время осуществляют совмещенные (состоящие из военных и гражданских секторов) центры ЕС ОрВД, включающие 1 главный, 8 зональных и 66 районных центров, 45 вспомогательных районных центров и 256 органов организации воздушного движения на аэродромах гражданской авиации.
     Надо учесть, что в процессе реформирования единой системы воздушного движения ни на минуту не прекращалось ее функционирование. В воздухе постоянно находятся сотни воздушных судов и самолетов государственной авиации. Под управлением системы могут одновременно находиться более 700 воздушных судов. Эти задачи по обслуживанию отечественных и иностранных пользователей наши диспетчеры решают круглосуточно, с высоким качеством.
     Главным итогом прошедших лет можно считать сохранение ЕС ОрВД России как государственной структуры. В настоящее время это целостная организация, обеспечивающая национальную безопасность в области управления и обслуживания воздушного движения. Существующая двухведомственная структура ЕС ОрВД удовлетворяет потребности пользователей и обеспечивает необходимый уровень безопасности воздушного движения во всем воздушном пространстве, находящемся под юрисдикцией России.
     Прошедший период реорганизации определил для нас пути совершенствования ЕС ОрВД. Они заключаются не только в проведении радикальных изменений структуры системы, но и в проведении единой технической политики соответствующих ведомств как в области модернизации, так и в области ее развития.
     Конечно, в 1990-е годы мы порядком поотстали от ведущих мировых стран в обновлении и модернизации средств радиолокации, связи, документирования и передачи данных. Однако за последние годы многое удалось наверстать. При этом ставка делается на отечественного производителя технических средств связи, навигации и наблюдения, на рациональное использование имеющихся средств различных ведомств. Исходя из финансовых возможностей, ведется плановая модернизация и оснащение военных и гражданских секторов центров техническими системами и оборудованием с учетом новых достижений в этой области НИИ, КБ и серийных предприятий оборонно-промышленного комплекса. В частности, в числе поставщиков нового оборудования – известные отечественные промышленные предприятия, которые поставляют нам первичные и вторичные трассовые радиолокаторы, связные радиостанции, аэродромные радиолокаторы и др. оборудование. Словом, новое оборудование есть, были бы средства для его приобретения.

     - Одним из важных аспектов повышения экономической эффективности использования воздушного пространства является привлечение новых отечественных и иностранных авиаперевозчиков. Что для этого делается?

     - С геополитической точки зрения положение России уникально, так как через нее проходят кратчайшие маршруты ОВД в направлениях Запад — Восток, Восток — Запад, а также маршруты ОВД из Северной Америки в Юго-Восточную Азию. Международные обязательства России требуют обеспечения безопасности, регулярности и эффективности использования этих маршрутов, а значит, и постоянного совершенствования системы организации воздушного движения, в том числе совершенствования структуры воздушного пространства и маршрутов ОВД.
     Актуальными в последние годы стали наши предложения и предложения пользователей по разработке и освоению транссибирских и кроссполярных маршрутов ОВД. В этой работе в инициативном порядке активное участие принимали представители авиаперевозчиков России и ИАТА. Представители многих отечественных и зарубежных авиакомпаний считают эти маршруты перспективными, и по ним на сегодняшний день уже выполнено более 800 полетов.
     Перевозчики ИАТА в настоящее время активно эксплуатируют кроссполярные маршруты, проходящие через акваторию Северного Ледовитого океана. это позволяет им выполнять полеты по кратчайшему пути из Северной Америки и Канады в Китай и Японию и другие страны Юго-Восточной Азии со значительной экономией топлива и времени.
     Организация воздушного движения по новым маршрутам ОВД потребовала создания дополнительно двух океанических секторов в Мурманске и Магадане. Кроме того, возникла необходимость усовершенствования процедур ОВД с использованием перспективных спутниковых технологий.

     

     Наша справка
     ФУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ФУП «Госкорпорация по ОВД») состоит из 21 государственного унитарного дочернего предприятия. В сотрудничестве с федеральными и военными округами и во взаимодействии с 16 межрегиональными территориальными управлениями воздушного транспорта осуществляет непрерывное обслуживание воздушного движения в воздушном пространстве Российской Федерации. Корпорация обеспечивает обслуживание воздушных судов на 788 внутренних и международных трассах протяженностью более 511 тысяч километров (это в среднем 590 тысяч полетов отечественных и иностранных воздушных судов в год), обслуживает УВД в 256 аэропортах и аэродромах России. Численность персонала составляет около 25 тысяч человек, в том числе 7 тысяч диспетчеров. На балансе корпорации более 21.000 средств радиотехнического обеспечения и связи.

     

     - Сейчас во всем мире повышаются требования к унификации и надежности организации воздушного движения. Что в этом плане делается у нас?

     - В последние годы мы все больше внимания уделяем проблеме модернизации и технического переоснащения объектов ЕС ОрВД с учетом рекомендуемой практики ИКАО по внедрению системы CNS/ATM.
     Эти работы проводятся планово и поэтапно. Первым шагом по внедрению системы CNS/ATM стало проведение практического эксперимента в Магаданском центре ОВД. По результатам проведенных тестовых, демонстрационных и полетов на постоянной основе по кроссполярным маршрутам ОВД авиакомпаниями United Airlines (UAL) и Japan Airlines (JAL), Northwest Airline (NWA) и др. с использованием технологии CNS/ATM нашими специалистами сделан вывод о том, что система отвечает требованиям по обеспечению безопасности полетов воздушных судов и позволяет увеличить пропускную способность воздушного пространства.
     Ввиду сложности и объемности работ по внедрению систем СNS/ATM предусматривается, что последующие этапы будут реализовываться на тех предприятиях, в которых техническое оснащение средств ОВД позволяет осуществлять их плановую модернизацию.

     - Вы сказали о том, что реформирование корпорации продолжается. В чем оно заключается?

     - Федеральный закон Российской Федерации «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» поставил перед нами новые задачи организационного плана по построению государственного предприятия нового типа. Он также предопределил, что в условиях проведения реорганизационных мероприятий необходимо обеспечить реформируемым предприятиям такую организацию работ, при которой обслуживание воздушного движения над всей территорией Российской Федерации смогло бы обеспечить требуемый уровень безопасности полетов.
     Важным проблемным вопросом, который в последующем будет оказывать непосредственное влияние на организацию обслуживания воздушного движения, является вопрос создания объединенных районных диспетчерских центров (ОРДЦ ОВД). Стратегия развития нашего предприятия представляет поэтапное укрупнение существующих 123 центров ЕС ОрВД в 20 объединенных районных диспетчерских центрах ОВД (ОРДЦ ОВД). Такого рода объединение будет происходить в контексте Единого европейского неба и не будет противоречить его принципам и принципам Стратегии ATM-2000+. Организация обслуживания воздушного движения создаваемыми ОРДЦ ОВД будет более эффективной, несмотря на увеличение территориальных масштабов. Безусловно, это повлечет за собой другие сложности и проблемы связанные с согласованием вопросов подконтрольности воздушного пространства межведомственным структурам Российской Федерации и эксплуатацию разнотипных технических средств с их разнородным ресурсом. Создаваемые ОРДЦ ОВД, по нашим планам, будут оборудованы современными системами, построенными на универсальной элементной базе массового промышленного изготовления, используя практические наработки наших ведущих фирм. Эти системы и своевременно подготовленные специалисты ОВД позволят с учетом новых подходов предоставления аэронавигационных услуг и высокой степени мобильности решить проблемы рентабельности нашего предприятия.
     В настоящее время основные усилия руководства Госкорпорации направлены на реализацию требований Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Согласно данному закону, проводится организационно-структурная реорганизация предприятия. Изменяется юридический статус, перераспределяются ответственность и полномочия всех организационных структур. Так, с 1 апреля 2004 года четыре дочерних предприятия продолжили свою деятельность уже в качестве филиалов.
     Конечной целью реорганизации является превращение ФУП «Госкорпорация по ОВД» в эффективно функционирующий единый хозяйственный механизм, обеспечивающий пользователей воздушного пространства всеми аэронавигационными услугами в динамично меняющихся условиях рынка и обеспечивающий требуемый уровень безопасности при управлении движением воздушных судов в небе России. И с этой задачей мы справимся.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства