на главную страницу

14 Апреля 2004 года

Армия и общество

Среда

«РАСШЕВЕЛИТЬ» КОМАНДИРА

Беседовал Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



О работе профсоюзных организаций того или иного уровня, объединяющих гражданский персонал армии и флота, мы писали неоднократно. И чаще всего эти материалы касались каких-либо проблемных вопросов, что в общем-то понятно: обстановка и в стране, и в Вооруженных Силах в последние годы меняется – идет повсеместное реформирование, затрагивающее все сферы жизни общества.
О некоторых таких вопросах, актуальных сегодня, и состоялся наш разговор с председателем профсоюза рабочих и служащих Министерства обороны Российской Федерации Лидией ЛОБАЧЕВОЙ.

     - Лидия Борисовна, после принятия в декабре 2001 года нового Трудового кодекса Российской Федерации в редакционной почте попадаются письма, в которых читатели жалуются на несоблюдение трудового законодательства в отдельных организациях и учреждениях силовых ведомств или просят разъяснить некоторые его моменты. Эту тему на своих страницах «Красная звезда» поднимала не раз. Каковы тут, по вашему мнению, наиболее насущные проблемы и с чем они связаны?
     - Начну с основного. Сегодня в соответствии с разделом Трудового кодекса «Социальное партнерство в сфере труда» одним из основных нормативных документов, регулирующих и регламентирующих трудовые отношения в любой организации, на предприятии или в воинской части, является коллективный договор, заключаемый между работодателем и трудовым коллективом. Без такого договора эти отношения не носят конкретной законодательной основы.
     Если коротко, в нем прописывается все: и условия, на которых работник принимается на работу, и те, на которых он работает в дальнейшем.
     В статье 22 ТК говорится, что работодатель не только имеет право вести коллективные переговоры и заключать коллективный договор, но и обязан это делать, для чего на паритетных началах должна создаваться совместная комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, которая как раз и занимается вопросами подготовки договора.
     Однако на практике мы видим, что зачастую командование от этой подготовки самоустраняется, не дает своего согласия на заключение договора или же в конечном итоге допускает серьезные юридические ошибки в самом этом документе. Причины здесь могут быть разными, и одна из них в том, что все стопорится из-за обычной инертности руководителя: все-таки это достаточно объемная работа.
     С таким положением дел мириться нельзя, потому что речь идет о прямом нарушении прав рабочих и служащих.
     - Можете как-то конкретизировать?
     - Возьму самый распространенный пример. Согласно ТК заработная плата гражданскому персоналу организации должна выплачиваться дважды в месяц: аванс и собственно получка. Такая практика уже существовала, но так сложилось, что лет 10 лет назад от нее ушли, и только сейчас очень трудно к ней возвращаемся вновь.
     Кстати, надо сказать, что нарушение данной нормы законодательства о труде приняло почти повсеместный характер, и не только в Вооруженных Силах, то есть проблема своевременной выплаты зарплаты во всех сферах экономики стала общегосударственной.
     Причем условие, что деньги рабочим и служащим будут выплачиваться один раз в месяц, нередко включается в коллективные договоры. Помимо простого недосмотра работодатель (командир части или руководитель организации) частенько делает это в силу различных причин. Чаще всего это связано с трудностями финансирования. Иногда приоритет отдается расчетам, допустим, по коммунальным платежам предприятия или уплате налогов, а выдача зарплаты откладывается на самое крайнее время.
     Причем некоторые руководители идут даже на то, чтобы уговорить работников написать заявления о согласии именно на подобный порядок оплаты труда. Однако по закону право работника на получение зарплаты каждые полмесяца не может быть ухудшено ни по соглашению сторон, ни на основании коллективного договора, в результате чего такие договоры успешно «заворачиваются» в Минюсте, где они проходят обязательную регистрацию.
     Более того, существует приказ министра обороны № 125, подписанный в апреле 2003 года, об отраслевом соглашении между профсоюзами Вооруженных Сил и Министерством обороны. В одном из его пунктов также говорится, что заработная плата гражданскому персоналу должна выплачиваться дважды: с 5 по 10 и с 20 по 25 число каждого месяца.
     И нам, естественно, хочется добиться того, чтобы руководители организаций и предприятий военного ведомства в своей работе следовали Трудовому кодексу и выполняли его положения.
     - Что способно, на ваш взгляд, кардинально переломить ситуацию в целом?
     - В апреле 2002 года была издана директива министра обороны России, которой предписывалось организовать изучение положений Трудового кодекса в рамках командирской (профессионально-должностной) подготовки, принимать деятельные меры по недопущению нарушений сроков выплаты заработной платы, провести разъяснительную работу и принять меры по обеспечению Трудовым кодексом и другой юридической литературой всех наших воинских частей и организаций. Следовательно, теоретически в отделе кадров любой части или организации Минобороны должен быть и сам кодекс с комментариями, и эта директива. Однако, даже если они и имеются, не все руководители на местах ими пользуются.
     То есть многие положения законодательства не выполняются иногда просто из-за незнания, а не в силу какого-то злого умысла. И потому действительно нужно, чтобы изучение хотя бы Трудового кодекса (я уж не говорю обо всех документах, касающихся гражданского персонала) реально вошло в программу правового обучения руководящих кадров. Причем на регулярной, системной основе: руководители ведь меняются – кто увольняется со временем, кто уходит на повышение или к другому месту службы и пр. Трудовой кодекс должен стать настольной книгой командира и начальника отдела кадров наравне с Общевоинскими уставами.
     - И чья это задача?
     - Самого руководителя, командира. То есть главное здесь – его воля, его политика, ведь подчиняются-то рабочие и служащие ему, а не профкому. Конечно, и профсоюзные лидеры на местах должны проявлять соответствующую инициативу и активность. Такие примеры есть, но, к сожалению, попытки обратить внимание руководства на эту проблему чаще всего понимания и поддержки не получают.
     - Хорошо, а какие проблемы более высокого уровня беспокоят профсоюзы?
     - Естественно, как вы и сами наверняка знаете, одна из основных «болевых точек» - размер самих заработков рабочих и служащих.
     Средняя заработная плата гражданского персонала в Вооруженных Силах – 4,5 тыс. рублей. Конечно, в некоторых областях и городах этих средств человеку достаточно. Но ведь регионы разнятся по уровню жизни и ее стоимости: например, в той же Москве на эти гроши можно только худо-бедно существовать.
     Эта ситуация касается всех бюджетников, не только работающих в силовых ведомствах: они получают зарплату согласно Единой тарифной сетке, одинаковой для всей России. Но, понимая это, самые «дорогие» регионы - столица, Московская область и Санкт-Петербург - своим бюджетникам из гражданских организаций устанавливают доплаты из местных бюджетов (скажем, в Москве работник получает в среднем около 12 тыс. рублей в месяц). Естественно, нам доплаты в регионах устанавливать не могут, поскольку мы относимся к федеральной структуре.
     Решить проблему может планирующийся с 1 января 2005 года переход на новую систему оплаты труда. Предполагается, что ЕТС будет отменена и каждая отрасль бюджетной сферы будет иметь свою сетку.
     Бюджет на следующий год будет формироваться уже исходя из нового закона по оплате труда бюджетных структур Российской Федерации. Управление труда и заработной платы Вооруженных Сил работает в этом направлении, мы с ним тесно контактируем и отслеживаем то, как решаются касающиеся нас вопросы.
     - Каковы же, по-вашему, перспективы?
     - К сожалению, есть опасение, что с переходом на новую систему каких-то льгот гражданский персонал может лишиться. Это касается некоторых надбавок к тарифным разрядам, речь также идет о снижении процента ежемесячной премии и процента за выслугу лет. Мы работаем над тем, чтобы не допустить такой ситуации.
     Надо сказать, что во многих подобных вопросах руководство военного ведомства идет нам навстречу, регулярно проходят встречи министра обороны с профсоюзным активом и наши пожелания принимаются во внимание. Но, к сожалению, не все решается в Минобороны.
     Обращу внимание еще и вот на что. В конечном счете нам нужно думать о будущем гражданского персонала. Ведь на сегодняшний день гораздо больше половины его состава - люди старше 50 лет, безусловно, солидные и уважаемые, имеющие стаж работы в Вооруженных Силах от 20 до 40 лет, но ветераны. А вот молодежь привлекать становится все сложнее: получив серьезный опыт и навыки у нас, молодые люди уходят на лучшие условия. И кто же останется работать в перспективе? Я думаю, что эти вопросы должны обсуждаться на самом высоком уровне, вплоть до правительства.
     Именно поэтому мы уже неоднократно выступали с инициативой разработки положения о статусе гражданского персонала армии и флота, где должны быть определены и обязанности работников, и их права, и гарантии их соблюдения. Сама жизнь подсказывает, что такой документ необходим. Важно и то, что какого-то отторжения эта идея у высшего военного руководства не вызывает.
     Вот такие проблемы нас сегодня волнуют, и мы хотим, чтобы к ним было привлечено всеобщее внимание, в том числе властных структур и руководства Минобороны. Тем более что они касаются огромного числа людей: по нашим данным, численность гражданского персонала сегодня сравнима с численностью военнослужащих.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства