на главную страницу

14 Апреля 2004 года

Планета людей

Среда

Грузинский «бархат» в Ереване замочили.

Александр ТИХОНОВ.



     Еще не успели стереться в памяти ноябрьские кадры грузинской «бархатной революции», как столицу другого закавказского государства - Армении - захлестнула волна митинговых страстей. Несмотря на то, что столичная мэрия не давала разрешения на проведение акции, трижды оппозиционеры выводили своих сторонников на городские улицы: два раза в конце прошлой недели и один раз в начале этой. Как и в Тбилиси, оппозиция стремилась добиться отставки президента страны. Однако призывам радикально настроенных лидеров оппозиции добиться смещения Роберта Кочаряна с должности, которую он занял в результате якобы сфальсифицированных президентских выборов 2003 года, внимало довольно скромное число демонстрантов, причем от митинга к митингу их число сокращалось. По некоторым данным, в последний раз на проспекте Маршала Баграмяна собралось не больше восьми, по другим – от трех до шести тысяч человек.
     Еще до начала уличных акций армянское Общественное телевидение передало выступление Кочаряна, в котором президент РА предупредил оппозицию об опасности неосторожных действий и заявил, что у властей Армении «достаточно ресурсов для того, чтобы законными средствами обуздать политический экстремизм».
     Как показало дальнейшее развитие событий, это были не пустые слова. Власть действовала решительно и с опережением.
     Руководство Армении, в дозированной форме применив репрессивные меры к лидерам оппозиции, одновременно продемонстрировало обществу готовность к диалогу с оппозицией. Пропрезидентская коалиция Армении обратилась к оппозиции с призывом обсудить политическую ситуацию за столом переговоров. Об этом заявил в интервью Общественному телевидению РА руководитель аппарата президента Армении Арташес Туманян. И тут же всей стране указал на «ахиллесову пяту» оппозиции – на ее подчеркнуто революционный радикализм, мешающий достижению компромисса.
     Председатель партии «Республика» Альберт Базеян обратился к военнослужащим войск полиции и к самим полицейским с призывом «не подчиняться приказам нелегитимных властей». Однако стражи порядка были настроены по-боевому и встретили акцию оппозиции во всеоружии. Именно поэтому до применения огнестрельного оружия дело не дошло. Ряды колючей проволоки и кордоны из войск полиции, экипированных пластиковыми щитами и резиновыми дубинками, исключили возможность прорыва толпы в президентский дворец. Шествие к дворцу остановилось и превратилось в митинг, проведению которого несколько часов никто не мешал. Призывы к отставке Кочаряна, требования встречи с другими представителями руководства страны чередовались… с концертными номерами с исполнением армянских народных песен в современной аранжировке. Протест с элементами музыкального шоу продолжался долго. А примерно в два часа ночи по местному времени началась спецоперация по вытеснению манифестантов с проспекта Маршала Баграмяна. Пыл разбегающихся охлаждали мощные струи водометов. Появились пострадавшие, однако жертв удалось избежать. И уже на следующее утро места проведения митингов мало чем напоминали о событиях минувшей ночи.
     Таким образом, очередная «бархатная революция» в Закавказье не удалась. Наиболее радикально настроенные лидеры оппозиции, по некоторым данным, арестованы. Однако говорить о разгроме оппозиционных сил нельзя. Лидер оппозиции и Народной партии Армении Степан Демирчян, имеющий довольно значительную поддержку части населения, остается на свободе и отнюдь не выбит из «политической колеи». В обществе, где имущественное расслоение велико и огромное число трудоспособных и готовых работать (армяне умеют трудиться хорошо и помногу) граждан живет за чертой бедности, у оппозиции всегда есть возможность использовать их в достижении своих целей. Вопрос лишь в том, что получат люди, когда их используют и перестанут нуждаться в их протестных услугах.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства