на главную страницу

14 Апреля 2004 года

Планета людей

Среда

Россия, год 2020

Сергей ГРИНЯЕВ, Михаил КОВТУНЕНКО.



На интернет-сайте Национального совета по разведке (НСР) Соединенных Штатов представлены первые материалы нового исследования, посвященного тенденциям развития современного мира, – «Global Trends 2020». Предыдущее исследование («Global Trends 2015») было опубликовано в конце 90-х годов прошлого века. Отличием нынешнего прогноза от предыдущих является наличие так называемых «wild cards» - сценариев неожиданного и неблагоприятного развития событий. Как отмечается экспертами НСР, в предыдущих исследованиях им не удалось с достаточной долей уверенности спрогнозировать ряд событий, оказавших серьезное воздействие на развитие ситуации в мире. Введение подобных сценариев призвано во многом исправить это упущение.
Отметим, что общим вектором нового исследования стал тезис о том, что в ближайшей перспективе продолжится глобальное доминирование США, хотя эксперты не снимают со счетов и усиление влияния Китая, уменьшение стратегической важности Европы в вопросах мировой безопасности, старение ее населения, а также рост и омоложение населения в США и Китае. В этой связи интересной представляется оценка американскими экспертами перспектив нашей страны.

     
ТАКИМ ВИДЯТ НАШЕ БУДУЩЕЕ

     
По-прежнему двойственность

     По мнению экспертов НСР, Россия сегодня все еще находится на переломном моменте истории. При этом указывается, что наша страна стоит перед огромными объективными проблемами управления: политическая инфраструктура и политическая культура по-прежнему очень слабы, «демократическая трансформация» не доведена до конца, реально усилилась роль бюрократии, реформирование экономики не завершено, Россия все еще сильно зависит от добывающих отраслей промышленности, следовательно, от цены на нефть, обострились демографические проблемы – продолжительность жизни ниже восполняемого уровня, идет неуклонная убыль населения и т.п.
     В 2020 году отношения России с окружающим миром будут оставаться двойственными и противоречивыми. Она будет определять свои интересы путями, которые не всегда совпадают с интересами ведущих европейских стран, но возврат к военной и идеологической конфронтации с Западом даже виртуально уже невозможен. В международных отношениях Россия станет близко идентифицировать себя с Европой и, возможно, даже свяжет себя с ней каким-либо видом формального договора или соглашения. Станет ли это членством в Евросоюзе, будет зависеть в равной мере от ЕС и от российской политики.
     В качестве члена ВТО Россия намного глубже интегрируется в мировую экономику, хотя в отдельных секторах и регионах, возможно, сохранятся протекционистские настроения. Многие в России (возможно, даже большинство) будут сопротивляться включению ее в эту глобальную международную организацию, где Россия не будет ведущим звеном, даже несмотря на возможные экономические выгоды. По мнению авторов исследования, основной проблемой российского руководства будет проблема примирения региональной по масштабам экономики с глобальными политическими амбициями «быть великой державой». Ключевыми внешнеполитическими партнерами к 2020 году будут оставаться США и ЕС, а также Китай и Индия.
     Россия переместится ближе к НАТО. Не исключена даже просьба с ее стороны о вступлении в эту организацию. Российская система взглядов не предполагает сильных отклонений от ее теперешней двойственности в отношении Америки: США будут рассматриваться не только как ключевой объект внешней политики и как союзник, но и как успешный соперник. Россия желает, чтобы ее серьезно рассматривали в качестве партнера: больше всего она боится быть проигнорированной или оказаться на вторых ролях. Не допуская проявлений крайнего национализма, Россия будет держаться вместе с США. Но она будет продолжать отстаивать свои права, часто, как отмечают в НСР, «неуклюжими и причудливыми способами».
     Проводимое перебазирование американских войск – особенно создание постоянных баз США и НАТО на территории стран СНГ, на Кавказе и в Центральной Азии – войдет в противоречие с существующими российскими взглядами на национальную безопасность. Вместе с возможной разработкой Соединенными Штатами системы ПРО эти события могут привести к напряженности в американо-российских отношениях
     Россия останется главной державой Евразии и сохранит свой интерес к сотрудничеству в рамках СНГ. Отношения в области политики и безопасности со странами СНГ скорее всего будут носить характер асимметричных коалиций. Связи же России со славянскими государствами бывшего СССР (Украина и Белоруссия) могут быть несколько сильнее. Даже если Украина будет иметь успех в своем желании вступить в Евросоюз (а Россия, по мнению авторов исследования, сделает все, чтобы этого не допустить), социальные, инфраструктурные и экономические связи останутся достаточно сильными. Возможна некая форма федерации, даже союз с Белоруссией.
     Государства Кавказа и Закавказья (Азербайджан и Грузия) будут стремиться находиться на большей дистанции от России, однако состоятельность Грузии как государства все еще может оставаться под вопросом. Армения же наиболее близка к тому, чтобы стать близким и стабильным соседом при сохранении собственной идентичности. Центрально-азиатские государства скорее всего будут политически удаляться от России, сохраняя свою идентичность и некоторые экономические связи для поддержания стабильных отношений с Россией, но также выбирая и другие альянсы (особенно с США и другими основными региональными игроками).
     
Политическая система и безопасность

     По мнению экспертов НСР, сегодня российская власть пытается продолжить свою работу по совершенствованию основных законов и по проведению административной реформы. Развитию реформ и хорошему управлению препятствует децентрализация власти как на региональном, так и на федеральном уровнях. К 2020 году важные институты демократии (такие, как выборы) будут существовать и на федеральном, и на региональном уровнях, но российская политическая система останется «авторитарной по европейским стандартам». Более глубокая демократизация – правовая сфера, развитие парламентаризма, политических партий, гражданского общества – будет фрагментарной.
     В условиях отсутствия масштабных внутренних потрясений (таких, как серьезные экономические проблемы) федерация будет сохраняться. Парадоксально, но, по мнению специалистов НСР, политическая недоразвитость может быть фактором стабильности: будет наблюдаться отсутствие политических групп, заинтересованных в подстрекательстве к беспорядкам. Россия сохранит свое место в составе Совета Безопасности ООН.
     Роль военной силы будет занимать более весомое место в официальных определениях национальной безопасности, чем в Европе. Авторы исследования не исключают возможности возврата к советским уровням военных расходов. Стержневым элементом военного планирования останется возможность использования стратегических ядерных сил.
     Чечня скорее всего все еще останется «запутанным клубком проблем» на ближайшее будущее. Другие региональные конфликты на территории стран СНГ будут зависеть от множества факторов, но Россия не является держателем всех козырных карт и не торопится (в основном по тактическим соображениям) играть даже теми картами, которые у нее имеются.
     Проблемы демографии
     По мнению экспертов НСР, Россия пока не демонстрирует даже признаков готовности соответствующим образом решать демографические вопросы. Продолжительность жизни далека от нормальных европейских стандартов, уровень рождаемости очень низкий (соотношение смертности к рождаемости - 2:1), уровень хронических, особенно психических заболеваний очень высок, главным образом среди детей, что не позволяет говорить о формировании в будущем здоровой нации. Существует вероятность взрывного роста заболеваемости СПИДом, гепатитом и туберкулезом. Маловероятно, что власти будут в состоянии справиться с этим, еще меньше уверенности, что они смогут предупредить подобное развитие событий. В результате численность населения России скорее всего упадет к 2020 году со 143 до 130 миллионов человек.
     Сохранится неравномерное распределение населения как результат географии и исторических особенностей развития в советский период. В Сибири и районах к востоку от нее проживает сегодня только 20 процентов населения (и этот процент быстро уменьшается).
     
Природные ресурсы и окружающая среда

     До 2020 года российские энергетические ресурсы будут эксплуатироваться во все возрастающем темпе. В этот период ЕС скорее всего станет основным покупателем российских энергоносителей, хотя экономические выгоды от прокладки трубопроводов в центрально-азиатских государствах могут заставить Россию повернуться на восток в поисках новых направлений экспорта энергии. Важно то, что произойдет приток иностранных инвестиций в энергетический сектор, хотя ситуация с нефтяной компанией «Юкос» может и отложить поступление инвестиций.
     Растет осознание проблем природных ресурсов и окружающей среды, также как и желание справиться с огромным грузом проблем советского наследства. Но это очень тяжелая задача, и вряд ли она будет выполнена к 2020 году. Сама же Россия не очень стремится к западным стандартам.
     Наука и техника
     Это направление в России традиционно сильно, но очень плохо финансируется в последние годы. Текущее состояние дел в экономике не дает надежд на перемены в ближайшем будущем, но центральная власть может принять политическое решение о больших инвестициях в науку и технику.
     
Мировая экономика и глобализация

     Сегодня Россия достигла некоторого прогресса в проведении экономических реформ, но столкнулась с серьезными проблемами их реализации «на местах». Это положение может продлиться и до 2020 года. В дополнение ключевые реформы идут очень трудно. Реализация этих реформ, затягиваясь по времени, может быть и вовсе отложена. Россия к 2020 году не совершит экономического рывка, подобно Китаю. По мировым стандартам ее экономика останется средней. Это будет некий структурный гибрид из элементов рынка (европейских стандартов) с существенным влиянием государства. Ключевые отрасли промышленности будут корпоративными и скорее всего неэффективными. Внутренние рынки (капитала, труда, производства) останутся неразвитыми и сегментированными. Слабое трудовое законодательство, высокая преступность, коррупция и незащищенность от колебаний цен на товары первой необходимости не позволят сохранить существующие высокие темпы экономического роста.
     В целом производство по стране будет развиваться неравномерно, что явится причиной увеличивающегося разрыва в уровне жизни регионов. В свою очередь это будет мешать готовности руководства поднять внутренние жизненные стандарты. Несмотря на общий рост, Россия не сможет справиться с проблемой бедности, которая актуальна для миллионов россиян. Вместе с тем по большей части эти люди в принципе уже смирились с нуждой и не будут являться угрозой для социальной и политической стабильности. Событий, подобных октябрю 1993 года, уже не будет.
     Таким образом, в политико-экономическом плане Россия к 2020 году будет представлять нечто подобное тому, что уже наблюдается и сейчас. Экономический коллапс, развал основной экономической инфраструктуры, маловероятен. Коррупция и (в отдельных регионах и секторах) организованная преступность будут оставаться существенными факторами российской действительности.
     К 2020 году в России увеличится активность иностранного капитала. Законодательная база будет в большей степени это позволять, хотя полностью и не достигнет европейских стандартов.
     Хотя доступ в глобальную сеть Интернет сейчас недостаточно распространен среди населения, темпы его внедрения возрастут (в любой форме его существования в будущем). Это позволит источникам информации отчасти уйти из-под контроля властей, но в то же время может привести к ускоренной утечке «русских мозгов» за рубеж.
     
Неблагоприятные сценарии

     - В качестве так называемых «wild cards» - сценариев экспертами НСР прогнозируются такие возможные повороты в развитии России:
     - Возврат к политической нестабильности вследствие внезапных трагических перемен в высшем эшелоне власти (болезнь и т.п.). Это приведет к десятилетиям «политической нестабильности и авантюристического правления».
     - Экономическая стагнация или упадок (низкие цены на нефть или прекращение иностранных инвестиций ведут к усилению экономической депрессии с политическими последствиями).
     - Внутренний кризис безопасности (Россия переживает всплеск террористических действий чеченских сепаратистов на Северном Кавказе и исламистов в Центральной Азии, гражданских беспорядков на российском Дальнем ----- Востоке вкупе с ростом китайской иммиграции и экономического проникновения Китая).
     - Серьезное ухудшение отношений с США и НАТО вследствие развертывания системы национальной ПРО и их военных интервенций в некоторых регионах мира.
     Таким образом, для России к 2020 году четко очерчены границы региональной державы, и даже наличие ядерных вооружений, места хранения которых к тому времени, возможно, будут охраняться, по мнению аналитиков НСР, совместными усилиями России и США, не позволит нашей стране поддержать свой статус «великой державы».

     

     
СУДЬБА В НАШИХ РУКАХ

     Отдавая должное тщательности аналитических выкладок авторов исследования, отметим известную неадекватность их оценок применительно к России. В первую очередь, конечно, к развитию ее политической системы. Авторы пытаются смотреть на «российскую материю» ровно под таким же углом, под каким они наблюдают классические устои в западных странах. По сути они пренебрегают такой важной внутренней связью, как культурная традиция в отношении к власти, к государству, которое у россиян исторически наделено патерналистской функцией. Но ведь это своеобразие национальной психологии никуда не денется в обозримой исторической перспективе, мечта о «добром царе» не улетучится из сознания народа. И какими бы плохими словами ни ругали авторитарные методы в управлении, россиянин будет судить об эффективности производства по результату, а не по методу. При этом он еще долго будет вспоминать о великих научно-технических и промышленных победах советской эпохи, хотя она и была лишена «утонченной» технологии управления экономикой. Кроме того, россиянин, хорошо читающий газеты, с чувством неоспоримой правоты укажет на примеры успешных хозяйственных модернизаций в странах, где правят (или правили) именно авторитарные режимы.
     Недостаточно объективными представляются нам и рассуждения о ревностной склонности россиян считать свою страну великой державой. Уничижительные нотки в отношении России, которые вольно или невольно позволяют себе авторы трактата, свидетельствуют о том, что они оперируют технократическими категориями. Раз, мол, страна не сумела удержаться в авангарде мировой экономики, она не может считать себя великой державой. Прямо скажем, по-американски вульгарно. Так могут рассуждать лишь люди, читавшие исторические романы в сокращенных версиях и полагающие высшим достижением цивилизации так называемую американскую мечту. Между тем на Западе, в частности в Германии или во Франции, совсем нетрудно встретить интеллигентного человека, который скажет примерно так: Россия была и остается великой державой уже потому, что она дала миру Пушкина и Чайковского, сломала хребет поработившему Европу нацизму, вывела на орбиту первый искусственный спутник Земли. Скажет не потому, что захочет поласкать слух россиянину, а потому, что действительно так считает.
     Россия испытала на себе разрушительный вихрь реставрации, причем не без содействия из-за океана. Сейчас она занимает не первые торговые ряды на мировом рынке. Соответственно отстает по социальным стандартам. Это правда. Но разве Россия с ее территорией, ресурсами, интеллектом не есть сама цивилизация?
     Наконец, обладание военной мощью. Кто-то сегодня склонен полагать, что больших войн уже не будет. И поэтому ракетно-ядерный потенциал является лишь головной болью для его хозяина. Позволим себе назвать такого рода заявления легкомысленными. Фактор силы (или фактор сдерживания) никто не отменял в международных отношениях. О нем могут и не говорить, но его всегда подразумевают. Так что и в этом плане Россия, давайте называть вещи своими именами, остается в почетном первом ряду. Она исправно контролирует ядерную обстановку у себя, хотя ей время от времени и подбрасывают идейки о совместном контроле над ядерными арсеналами.
     И последнее. Всякий более-менее образованный россиянин не питает иллюзий насчет нынешнего уровня развития своей страны. Он многое повидал за последние годы, имея возможность беспрепятственного выезда за рубеж. Вопрос, однако, не в сегодняшнем дне, а в известной среднесрочной перспективе. И тут нет сомнений в том, что абсолютное большинство наших граждан верит в ум и силу России. Ее же успех на мировой арене зависит только от нее самой. При этом есть объективные предпосылки для реализации оптимистических планов: трезвый и волевой лидер, упрочившаяся стабильность, богатые ресурсы, растущий класс предпринимателей, общая атмосфера уверенности в том, что худшее позади. Так стоит ли накачивать нас пессимизмом?
     Вадим МАРКУШИН.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства