на главную страницу

15 Апреля 2004 года

Радиоэлектронной борьбе — 100 лет

Четверг

Перебивая искрой телеграммы

Евгений ЛИСАНОВ, «Красная звезда». Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.



Ежегодно 15 апреля в Вооруженных Силах Российской Федерации отмечается День специалиста радиоэлектронной борьбы. Об основных этапах зарождения и развития радиоэлектронной борьбы в беседе с нашим корреспондентом рассказывает начальник Управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации генерал-лейтенант Андрей ОСИН.

     В истории Отечества и его Вооруженных Сил особое место занимает война с Японией (1904—1905 гг.). Закончившись тяжелым военным поражением России, она в то же время явила миру высочайшие образцы мужества и героизма. В многочисленных трудах военных историков подробно рассмотрены и проанализированы основные события этой войны. Вместе с тем отдельные вопросы по различным причинам оказались вне поля зрения специалистов.
     К числу таких вопросов, представляющих значительный интерес и в наши дни, относятся зарождение и первый практический опыт ведения радиоэлектронной борьбы в ходе боевых действий Тихоокеанского флота в 1904—1905 гг.
     «Крестным отцом» радиоэлектронной борьбы по праву можно назвать незаурядного русского ученого и флотоводца вице-адмирала С.О. Макарова.
     Еще в бытность главным командиром Кронштадтского порта он активно содействовал работам А.С. Попова в области беспроволочного телеграфа и всесторонне оценил все сильные и слабые стороны радиосвязи как нового средства боевого управления. Получив же буквально в первые дни войны с Японией назначение командующим флотом Тихого океана и прибыв в Порт-Артур, С.О. Макаров приступил к практической реализации мероприятий по радиоразведке и радиоподавлению.
     В рапорте на имя наместника императора сообщалось:
     «В 9 часов 11 мин. утра 2 апреля 1904 года (15 апреля) неприятельские броненосцы и крейсера «Ниссин» и «Кассуга», маневрируя на юго-западе от маяка Ляотишан, начали перекидную стрельбу по фортам и внутреннему рейду...
     С самого начала стрельбы два неприятельских крейсера, выбрав позиции против прохода Ляотишанского мыса, вне выстрелов крепости, начали телеграфировать, почему немедленно же броненосец «Победа» и станция Золотой горы начали перебивать большой искрой неприятельские телеграммы, полагая, что эти крейсера сообщают стреляющим броненосцам об их попадании снарядов. Неприятелем выпущено более 60 снарядов большого калибра. Попаданий в суда не было».
     Данный факт однозначно подтверждается и официальными японскими источниками.
     Оценивая описанные события с современных позиций, можно сделать вывод, что этот незначительный с точки зрения общего хода войны эпизод знаменовал собой нечто большее, чем срыв очередной «перекидной стрельбы» японских кораблей по Порт-Артуру. Фактически в военном деле началась новая эпоха - эпоха радиоэлектронной борьбы.
     Указанный эпизод является первым документально подтвержденным, но не единичным примером создания преднамеренных радиопомех в ходе русско-японской войны.
     Документы убедительно свидетельствуют, что именно России принадлежат заслуга и неоспоримый приоритет в деле перевода радиоэлектронной борьбы из области общих теоретических рассуждений в сферу конкретных практических действий. К началу Первой мировой войны Российский флот занимал в данной области передовые позиции, опережая западную военную мысль.
     По мнению зарубежных специалистов, начало практическому применению средств и методов радиоэлектронной борьбы было положено англичанами и немцами в Первой мировой войне, в операции по прорыву отряда кораблей германского флота в Дарданеллы, в ходе которой был зафиксирован взаимный обмен радиопомехами. Однако это событие произошло спустя десятилетие после Порт-Артура и Цусимы.
     В период Первой мировой войны, и особенно после ее окончания, в ряде европейских стран, особенно в Великобритании и Германии, активизировались работы по дальнейшему развитию средств и способов радиоразведки и созданию преднамеренных радиопомех, началось формирование специальных подразделений и частей. Учитывая возросшие возможности радиоразведки, в вооруженных силах начали отрабатывать и внедрять способы радиомаскировки и радиодезинформации. Весьма успешно радиодезинформация была проведена, например, в 1939 году командованием советских войск в период боев на Халхин-Голе. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков так писал о результатах радиодезинформации: «Мы знали, что противник вел радиоразведку и подслушивал телефонные разговоры, и разрабатывали в целях дезинформации целую программу радио- и телефонных сообщений. Переговоры велись только о строительстве обороны и ее подготовке к осенне-зимней кампании. Передачи использовали код, легко поддающийся расшифровке. Эти операции сыграли важную роль, и противник действительно был захвачен врасплох».
     ВТОРАЯ мировая война отличалась непрерывным и упорным противоборством средств и способов радиоэлектронного подавления и защиты от помех радиосредств воюющих стран. Если в Первую мировую войну акцент был сделан на радиоразведку, то во Вторую мировую войну широко применялись радиопомехи для нарушения радиосвязи между штабами соединений и объединений, что способствовало успеху ряда сражений, военных действий на суше, в воздухе и на море.
     Начало созданию и развитию органов управления и частей радиоэлектронной борьбы было положено более 60 лет назад. 16 декабря 1942 года было принято Постановление Государственного Комитета Обороны № 2633 «Об организации в Красной Армии специальной службы по забивке немецких радиостанций, действующих на поле боя», в соответствии с которым были сформированы первые части радиопомех - 130-й, 131-й, 132-й и 226-й отдельные радиодивизионы специального назначения, которыми командовали Лукачер В.Г., Петров В.А., Бушуев А.К. и Константинов И.А. Общее руководство возлагалось на специально организованный отдел в составе Управления Войсковой Разведки Генерального штаба под руководством Рогаткина М.И. Радиодивизионы принимали участие в битве под Курском, Корсунь – Шевченковской, Белорусской, Львовско-Сандомирской, Восточно-Прусской и Берлинской операциях Великой Отечественной войны. Ими была сорвана передача более 24 тысяч радиограмм в оперативном и оперативно-тактическом звеньях управления противника. За успехи в решении боевых задач 130-й и 131-й радиодивизионы были награждены орденами Красной Звезды, а 132-й радиодивизион за особые успехи в срыве управления войсками окруженной фашистской группировки под Глотау и Бреслау - орденом Богдана Хмельницкого.
     К сожалению, по окончании Второй мировой войны радиодивизионы специального назначения были расформированы, и в развитии радиоэлектронной борьбы образовалась некоторая пауза.
     С НАЧАЛА 50-х годов в видах ВС, родах войск, объединениях и соединениях по сути вновь начали формироваться воинские части и органы управления радиоэлектронной борьбы. В 1960 году директивой Генерального штаба ВС СССР был создан 9-й отдел борьбы с радиоэлектронными средствами противника Генерального штаба ВС СССР, который явился прообразом Управления радиоэлектронной борьбы Генерального штаба ВС РФ.
     Долгие годы РЭБ ограничивалась решением задач радиоподавления отдельных радиоэлектронных средств в интересах дезорганизации управления силами и средствами противостоящей стороны и обеспечения устойчивости управления собственными силами. Такая концепция полностью соответствовала узкой специализации радиоэлектронных средств.
     В ходе локальных войн послевоенного периода, особенно в арабо-израильских войнах, непрерывно совершенствовались способы и тактика ведения радиоэлектронной борьбы, ее масштабы и возможности неуклонно повышались. Особенно заметно это проявилось в совершенствовании тактики применения авиационных средств радиоэлектронной борьбы.
     Неоценимый вклад в дело развития теории и практики на различных этапах внесли ветераны радиоэлектронной борьбы А.И. Палий, Н.А. Макаренков, Э.В. Косенко, А.А. Быстров, В.Н. Володин, И.Я. Демьянов, В.С. Пирумов, Н.А. Костин, В.И. Кузнецов, В.Я. Палей, А.М. Красовский.
     В настоящее время, продолжая славные традиции наших ветеранов, знамя радиоэлектронной борьбы с достоинством несут такие высококвалифицированные специалисты радиоэлектронной борьбы, как Л.В. Симонов, О.А. Иванов, В.А. Пугачев, Д.Ю. Фунтов, И.Ю. Слепов, А.И. Селезнев, С.Н.Тараканов, И.С. Бураков, В.Н. Гуменный, Г.И. Ковалев, Ю.В. Ефимов, В.Б. Глазунов, А.А. Бондарович, А.П. Филин, Ф.П. Степанов, Л.Г. Степановский, А.В. Куц, Н.В. Гусаков, Ю.И. Маевский и многие другие.
     Благодаря известным достижениям в области информационных технологий, элементной базы и цифровых методов обработки сигналов в последние 15–20 лет наметился явный качественный скачок в развитии радиоэлектронного вооружения. Такие едва ли не революционные преобразования связаны, прежде всего, с формированием на основе ранее разрозненных радиоэлектронных средств различного назначения (радиосвязи, радиолокации, радионавигации и т.п.) единых интегрированных информационно-управляющих систем (структур), отличающихся повышенной устойчивостью по отношению к традиционным видам радиопомех.
     Это обстоятельство, с одной стороны, является объективным стимулом дальнейшего развития и совершенствования РЭБ, а с другой – требует превращения РЭБ в ключевую составляющую информационной борьбы XXI века.
     Возрастание роли радиоэлектронной борьбы в современных условиях хорошо понимает руководство Вооруженных Сил Российской Федерации. С его стороны ощущаются неослабные внимание и поддержка в решении задач РЭБ.
     Динамичное развитие РЭБ привело к преобразованию ее сегодня в самостоятельную отрасль военной науки и техники, отличающуюся комплексным характером и наукоемкостью. Прочным фундаментом данной отрасли является сложившаяся в течение последних трех десятилетий система военно-научного обеспечения РЭБ, которая включает две основные подсистемы: военно-научных исследований проблем РЭБ и подготовки специалистов РЭБ. Первая подсистема представляет собой совокупность взаимосвязанных по целям и решаемым задачам научно-исследовательских учреждений и организаций Минобороны, а вторая – академий, институтов и учебных центров, осуществляющих подготовку специалистов по РЭБ. Обе эти подсистемы тесно взаимосвязаны и, безусловно, дополняют друг друга.
     Сегодня ключевыми элементами системы военно-научного обеспечения и подготовки кадров - специалистов РЭБ – являются Центральный научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации, Военный институт радиоэлектроники и Тамбовский межвидовый учебный центр подготовки специалистов РЭБ, которыми руководят генерал-майоры А. Акулинин, В. Подлужный, полковник И. Гершкович. Коллективы этих организаций внесли заметный вклад в оснащение войск высокоэффективной техникой, укомплектованием высококвалифицированными специалистами радиоэлектронной борьбы.
     Основной научный потенциал сосредоточен в ЦНИИИ Минобороны РФ (г. Воронеж), являющимся головным по проблемам радиоэлектронной борьбы.
     Научный потенциал и современная лабораторно-полигонная база института позволяют проводить фундаментальные теоретические и экспериментальные исследования. Структура выполняемых исследований охватывает вопросы развития идеологии, проведения фундаментальных исследований, создания экспериментальных образцов техники РЭБ и обеспечения эксплуатации их в войсках.
     В настоящее время в стране сформировалась устойчивая и слаженно работающая кооперация научно-исследовательских организаций, конструкторских бюро, предприятий оборонной промышленности, способная в короткие сроки проводить не только модернизацию имеющихся средств и комплексов РЭБ, но и создавать образцы техники нового поколения, объединенные современными автоматизированными системами управления, отличающиеся повышенной мобильностью и живучестью на поле боя. При этом неоценимый вклад в разработку и серийное производство техники радиоэлектронной борьбы вносят такие крупные специалисты радиопромышленности, как В. Борисов, В. Блохин, В. Балыбин, Ю. Дубровский, Г. Капралов, С. Бирюков, Ю. Волков, Н. Бублик, Э. Чекрыгин, Ю. Перунов, Е. Качанов и многие другие.
     Основываясь на опыте локальных конфликтов последних лет и широко используя теоретические и экспериментальные наработки в области создания средств и комплексов радиоэлектронной борьбы, в настоящее время разрабатываются новые и осуществляется модернизация существующих средств РЭБ, использование которых в боевых действиях на Северном Кавказе позволило сохранить сотни, а то и тысячи жизней наших военнослужащих. Возможности этих средств позволяют им успешно конкурировать с лучшими зарубежными образцами.
     Специалисты радиоэлектронной борьбы на протяжении многих десятилетий с достоинством и честью выполняют свои обязанности по защите нашей Родины. Многие из них исполняли свой интернациональный долг в Афганистане. Да и недавние события на Северном Кавказе показали, что «ребовцы» в подавляющем своем большинстве проявили мужество и героизм при выполнении боевых задач.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства