на главную страницу

15 Апреля 2004 года

Армия и общество

Четверг

Атлантика-2004: предполетная подготовка началась

Роман ФОМИШЕНКО.



В сентябре этого года тяжелый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», согласно недавнему заявлению главнокомандующего ВМФ адмирала флота Владимира Куроедова, отправится на боевую службу в Атлантику. Единственный отечественный авианосец выйдет в дальний океанский поход с авиакрылом на борту - летчиками палубного истребительного авиационного полка ВВС Северного флота.
Можно с уверенностью сказать, что данное учебно-боевое мероприятие станет ключевым в цикле боевой подготовки ВМФ как этого года, так и нескольких последних лет: предыдущая боевая служба состоялась зимой 1995-1996 годов. Отсюда - особая ответственность при подготовке флотских специалистов и техники, а заодно, как ни крути, и сопутствующие масштабному подготовительному процессу трудности и проблемы, накопившиеся за долгое время ремонта авианосца и еще в большей мере из-за неинтенсивной летной практики палубных летчиков.


     Подготовка летного и корабельного состава к дальнему походу началась на Северном флоте несколько недель назад. Реанимация сложнейшей «авианосной махины» идет, объективности ради скажем, достаточно вяло, с переменным успехом. Даже при том, что брошены на это направление лучшие флотские специалисты. Можно сказать, и морякам, и авиаторам сегодня приходится намного труднее, чем девять лет назад, когда «авианосец» и его авиакрыло готовились к своей первой боевой службе.

     Первопроходцам, как известно, всегда приходится труднее. Но, оценивая ситуацию сегодня, надо признать, что за прошедшие девять лет накопленный опыт и навыки в значительной мере утеряны как летными экипажами, так и корабельным личным составом. Практически половина участников первой боевой службы уволилась в запас по предельному возрасту или по болезни. Погиб в катастрофе главный вдохновитель палубников, лидер палубных истребителей и самый опытный строевой летчик Герой России генерал-майор Тимур Апакидзе. Износилась техника. Подзабыты схемы взаимодействия между штабами и управлениями. Многое изменилось в связи с реформированием Вооруженных Сил в самой оргштатной структуре флота.

     В общем, и сегодня приходится плясать все от той же «печки» образца середины 90-х годов.

     Планируется, что на боевую службу должны уйти 25 подготовленных палубных летчиков. Их список, по словам начальника боевой подготовки корабельной истребительной и штурмовой морской авиации ВМФ полковника Мечислава Савицкого, уже определен. Помимо него, одного из участников похода «95-96» (а в молодые годы Мечислав Феликсович ходил на «боевые» еще с легендарным «авианосцем» «Киев» в составе эскадрилий Як-38), в этот раз с «Кузнецовым» уйдут в поход 12 летчиков его поколения - так сказать, «старая гвардия», давно обкатанная кораблем, и 12 новичков.

     Как своевременно и качественно подготовить 25 летных экипажей к полетам с корабля к сентябрю нынешнего года - вот главный вопрос, который в рамках подготовки к дальнему морскому походу решают сейчас штабы ВВС Северного флота, морской авиации ВМФ и всего ВМФ в целом.

     Крайний раз (будем уважительны к сленгу и приметам авиаторов) палубники летали с корабля 4 года назад. Все это время корабль находился в долгосрочном ремонте.

     С момента окончания первого океанского похода «Кузнецова» поддерживать навыки по корабельной программе удавалось благодаря тренажеру НИУТКА (наземный испытательный учебно-тренировочный комплекс авиационный - в обиходе «НИТКА»), установленному в Саках. Согласно межправительственному соглашению между РФ и Украиной от 7 февраля 1997 года наши палубные летчики и специалисты служб обеспечения ежегодно перебазировались летом на месяц-полтора на украинский полигон и летали с имитирующей палубу «авианосца» «НИТКИ».

     В прошлом году палубники также вылетели в сторону Крыма и долетели ни много ни мало до промежуточного аэродрома под Псковом. И тут по каким-то причинам Украина закрыла воздушный коридор до Сак.

     - Состояние было шоковое, - рассказывает инспектор ВВС СФ Герой России полковник Виктор Дубовой. - Проведя на промежуточных аэродромах почти три недели в ожидании «добра», мы возвратились домой не в лучшем настроении.

     Таким образом образовался двухлетний перерыв в полетах уже и с наземного тренажера, значит, теперь придется плясать даже не от нашей «печки», а где-то из ее нутра, от колосников, давно подернутых толстым слоем пепла и многолетней паутиной.

     Есть значительные проблемы с готовностью летчиков к полетам в обычных условиях с родного, наземного, аэродрома. К концу марта из всего полка допущен к полетам (не имел перерывов в полетах более 1,5 месяца) только командир полка. Сохранил допуск, правда, и инспектор ВВС СФ.

     Сейчас минимум влетанности Сергей Рассказов и Виктор Дубовой наращивают и «вывозят» на учебных «спарках» своих коллег. Первыми конечно же они подтягивают «старую гвардию» - 12 летчиков.
     - Из них двоим уже 48 лет, третьему - 46 лет, 45 лет - четвертому, - говорит полковник Рассказов. - Уже не раз продлевали им сроки службы. А без них нас вообще останется всего лишь восемь, младшему из которых 38.
     По мнению Сергея Геннадьевича, опытные палубники постарели, а смена не подготовлена.

     К сожалению, проблемы возрастного ценза болезненно переживает не один этот полк. По статистике, средний возраст летчика-североморца составлял в 1992 году всего 32 года. Сегодня он колеблется у отметки в 40 лет. Настораживает и другая цифра - с 1992 года в ВВС СФ по предельному возрасту и состоянию здоровья уволились 209 командиров экипажей! На смену им пришли единицы...
     И еще несколько характерных цифр - за последние 10 лет лимит ГСМ для ВВС СФ сократился почти в 10 раз.
     Как только палубные истребители наберут достаточную летную форму, они приступят к полетам по корабельной программе. В этом месяце в штабе морской авиации ВМФ прошел методический совет, куда помимо строевых летчиков и флотских специалистов были приглашены летчики-испытатели ОКБ «Сухого» и 929-го ГЛИЦ Минобороны РФ, которые традиционно на всех этапах освоения самолетов 4-го поколения (Су-33) тесно сотрудничали с палубниками. Решено не отступать от прежнего алгоритма, годами наработанного при подготовке к действиям с корабля: сначала полеты на влетанность на «спарках» Су-25УТГ, потом - боевые Су-33. Та же последовательность в типах самолетов будет соблюдаться при работе на «НИТКЕ». Только после «НИТКИ» начнутся полеты с корабля в акватории Баренцева моря, в дальнейшем — перебазирование на «авианосец» с последующим выходом на боевую службу. По срокам вырисовывается следующая картина: полеты дома, на Севере, до конца весны, июнь-июль - «НИТКА», август - тренировочные полеты в акватории Баренцева моря с «авианосца», сентябрь - убытие в океанский поход. На всех подготовительных этапах помогать строевым летчикам будут летчики-испытатели Николай Диордица, Александр Раевский и Вячеслав Петруша.
     Строевые летчики, как и девять лет назад, пока еще ведомые. Хотя половина из них, как уже говорилось выше, все эти сложные уроки проходила давным-давно.
     Но в том-то и главная трагедия нашего единственного корабельного полка, что воспитанники Тимура Апакидзе по различным причинам не могут удержаться на пике ежегодно набираемой ими летной формы.
     Судите сами. Начинается учебный год. Долгая северная зима и полярная ночь отбросили от рубежа допусков к полетам большую часть командиров экипажей. Инструкторы, сохранившие навыки, постепенно вывозят своих подопечных, влетывают их до полетов в сложных метеорологических условиях (СМУ). Далее перелет на «НИТКУ», работа на ней и закрепление полученных навыков в полетах с «авианосца». Это при условии, что корабль технически готов к выходу в море.
     А дальше - зима, полярная ночь, потеря допусков к полетам даже в простых метеоусловиях (ПМУ), восстановление, «НИТКА», корабль, опять полярная ночь... В итоге колоссальные материальные, временные и эмоциональные затраты, а коэффициент полезного действия (КПД), выражаясь языком точных наук, нулевой. Зимний перерыв, образующийся вследствие простоя «авианосца» у стенки, как альтернативы боевой службе («Киев» в свое время ежегодно уходил на зиму в Атлантику и Средиземное море), отнимает 90 процентов всего годового времени и лимитов материально-технических средств, отпущенных североморцам для боевой учебы.
     Только «НИТКА» ежегодно обходится в кругленькую сумму. Согласно прошлогоднему межправительственному договору одни сутки нахождения на полигоне обходятся нашей стороне более чем в 6 тысяч долларов. Традиционно командировка палубников длится около 60 суток. Добавьте сюда отдельные расчеты за обеспечение траекторных измерений и каждый взлет (6,31 у.е.), и зацеп за тросы аэрофинишера (25,78 у.е.). В среднем за командировку палубники делают около 300 взлетов и зацепов. Плюс ГСМ, питание, командировочные.
     Нельзя сказать, что эти деньги выбрасываются на ветер. Благодаря им продолжает биться сердце отечественной палубной авиации. Но стучит оно, как показывает наш КПД, большей частью вхолостую.
     По словам бывшего командира палубного истребительного авиационного полка, а ныне слушателя Военной академии Генерального штаба ВС РФ Героя России полковника Игоря Кожина, при условии цикличности боевой учебы от полетов с «НИТКИ» можно было бы постепенно отказаться. Может быть, лишь изредка направлять в Саки новую группу молодых летчиков, чтобы те сделали первые зацепы и взлеты и получили психологическую уверенность. А дальше - в кабину к инструктору и на корабль до первых самостоятельных посадок на палубу. Американские, канадские и французские летчики, к слову, вообще за редким исключением используют в своем цикле корабельной подготовки подобные тренажеры. На Западе такие комплексы - плацдарм для научно-исследовательской и конструкторской работы.
     Свою «НИТКУ» в России собираются создать давно. Сегодня поговаривают, что принято решение о ее строительстве в Краснодарском крае. В то же время, после продажи Индии ТАВКР «Адмирал Горшков» и получения ОКБ им. Микояна заказа на строительство для этой страны самолетов корабельного типа и учебного тренажера (назовем его «НИТКА-2»), разворачивать строительство в Краснодарском крае не обязательно. «НИТКА-2» сможет пропустить через себя индийских и наших заполярных летчиков. Таким образом, опять же можно экономить деньги, направляя их на решение других не менее важных задач.
     Таких, например, как возведение на аэродроме Североморск-3 системы захода на посадку «Луна» (полностью дублирует корабельную систему) и отводка раскрепощения (набор специальных видеокамер, установленных по оси палубы корабля (либо ВПП) и передающих сигнал на монитор руководителя визуальной посадки (РВП).
     - Будь на аэродроме Север-3 две эти системы, 80 процентов программы подготовки летчиков на корабль можно было бы отрабатывать, минимально задействуя «НИТКУ» и «Кузнецов», - объясняет полковник Мечислав Савицкий. - Ставь на ВПП аэрофинишер, держись в сигнальных лучах «Луны», слушай подсказки РВП - и вот тебе посадка на палубу, максимально приближенная к реальным условиям...
     Впервые разговоры о размещении на аэродроме Североморска-3 дублирующих корабельных систем захода на посадку начались лет пять назад. Тогда все высказывались за целесообразность такого строительства. Тем не менее по неясным причинам такие системы не установлены в Заполярье до сих пор. А ведь сколько бы, наверное, можно было сэкономить денег при минимальных затратах, а главное - поддерживать боеготовность полка в соответствии с его прямым предназначением.
     Как говорит начальник отдела боевой подготовки морской авиации ВМФ полковник Сергей Орлов, существующие трудности не помешают строевым палубным летчикам качественно подготовится к океанскому походу.
     Мне приходилось видеть летчиков этого полка, вырастившего за свою историю пятерых Героев страны, когда они чаруют небесными «кобрами», «колоколами», заставляют искренне сопереживать в момент их сложнейших посадок на корабль. Я не сомневаюсь, что сегодня они понимают: если и в этом году «боевой» не будет, если не долететь до «НИТКИ», то через год будет еще сложнее восстанавливать свои летные навыки. Поэтому я верю словам начбоя морской авиации ВМФ. Хотя конечно же дастся этот подготовительный период воздушным гардемаринам, как и девять лет тому назад, ценой сложнейшей, опасной работы на пределе человеческих возможностей.
     Проблемы палубной авиации, накопившиеся за многие годы, прекрасно понимает командование ВМФ. Тем не менее в этом году решено сделать серьезный рывок, хотя еще и не качественный прорыв в подготовке военных моряков и летчиков, чтобы вернуть их на уровень боеготовности, достигнутой по итогам первого океанского похода. Медлить дальше рискованно - в России осталось всего 12 боевых летчиков, способных действовать с корабля. Их, палубников, уже меньше, чем космонавтов.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства