на главную страницу

16 Апреля 2004 года

Заметки обозревателя

Пятница

На весах противостояния

Тбилисские варианты выхода к сухумскому берегу

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Восстановление территориальной целостности страны Михаил Саакашвили называет одним из приоритетов в своей деятельности на посту президента Грузии. И по большому счету стремится доказать это своими практическими действиями. Сегодня они связаны с возвращением «в новый государственный ландшафт Грузии», как образно выразился грузинский президент, Аджарии. Однако рано или поздно время придет и Абхазии. Тем более что, выступая в ходе своего недавнего визита в США на открытом заседании Совета Безопасности ООН по проблеме грузино-абхазского урегулирования, Саакашвили заявил о стремлении Тбилиси уладить этот конфликт.

     В Сухуми к намерениям и действиям новых грузинских властей относятся не только с большим вниманием, но и с тревогой. И дело здесь не в инерции мышления, не в одной лишь привычке постоянно ожидать от Тбилиси коварства, порожденной поступками прежнего грузинского руководства (достаточно вспомнить тайную переброску банды гелаевцев в Кодорское ущелье, осуществленную грузинскими силовыми структурами в 2001 г.). Просто в Абхазии знают и о том, что в Тбилиси заявляют о своей готовности «восстановить контроль над всей территорией Грузии всеми допустимыми методами», в том числе и силовыми. Например, после встречи 23 января с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном Михаил Саакашвили сказал: «До тех пор, пока грузинская армия не станет могучей силой, никакая ООН нам в Абхазии не поможет».
     Кофи Аннан, представив в январе Совбезу ООН очередной доклад «О положении в Абхазии, Грузия», призвал абхазскую сторону воспользоваться сменой руководства в Тбилиси, чтобы провести переговоры о взаимоприемлемом и прочном урегулировании конфликта. В Сухуми генсековский призыв услышали – президент Абхазии Владислав Ардзинба сообщил о готовности к конструктивному диалогу. Правда, напомнив о звучавших в Тбилиси угрозах, абхазский лидер заявил также и о решимости защитить суверенитет, независимость и территориальную целостность Абхазии.
     Следует отметить, что фактическая государственность Абхазии тесно связана с личностью Владислава Ардзинбы. Перефразируя известное изречение французского короля, можно вполне серьезно сказать, что Абхазия как государство (пусть и непризнанное, но существующее де-факто) – это в значительной степени он, нынешний абхазский лидер. По очень многим стратегическим вопросам, связанным с внешней политикой, не только население, но и высшие должностные лица республики доверяют ему, что называется, с закрытыми глазами. Однако он, как известно, болен. К тому же 3 октября 2004 г. истекают полномочия действующего президента, и в Абхазии состоятся президентские выборы. Многие аналитики считают, что главным на выборах станет не победа кого-то из новых кандидатов, а именно уход с этого поста Ардзинбы, поскольку в соответствии с конституцией Абхазии один и тот же человек не имеет права более двух раз занимать пост президента страны.
     Абхазия – маленькая страна, где все у всех на виду. В том числе и потенциальные кандидаты в президенты со всеми своими достоинствами, недостатками, грехами. Едва ли победитель в борьбе за главный пост в республике, даже если Ардзинба предварительно назовет его своим преемником, сразу приобретет такое же всенародное уважение, каким пользуется нынешний лидер. Значит, могут резко обозначиться противоречия между различными группировками. Тем более что многие в Абхазии недовольны и некоторыми лицами из числа окружения Владислава Ардзинбы. Спикер парламента Абхазии Нугзар Ашуба в одном из своих интервью как-то сказал, что «есть люди – не президент, конечно, а вокруг него, – которые оказались у кормушки. Уход президента станет для них абсолютным крахом, они многое потеряют». Если учесть, что фактически у каждого взрослого абхазца есть оружие, перерастание внутренних противоречий в активное противостояние может привести к весьма печальным последствиям.
     Но если противостояние случится, приобретя какие-то серьезные формы, у официального Тбилиси – с точки зрения международного права – появится повод принять любые меры для защиты населения в тех или иных районах Абхазии. Именно поэтому в Сухуми должны быть заинтересованы, чтобы смена власти прошла как можно более гладко, без эксцессов. Договариваться об этом нужно уже сейчас…
     Когда грузинская сторона говорит о приверженности политическим методам решения абхазской проблемы, то в свете предстоящих в Абхазии президентских выборов совершенно нельзя исключить попытки со стороны Тбилиси негласно, но мощно, в том числе финансами, поддержать кого-то из кандидатов, чтобы затем иметь своего (не простого, а главного) человека в Сухуми. Конечно, не факт, что грузинское руководство вообще станет делать ставки в абхазской предвыборной гонке. Тем более не факт, что эта ставка окажется выигрышной (вообще, если в Абхазии вдруг станет известно, что за кем-то из кандидатов стоит Тбилиси, этому кандидату уже ничто не поможет). Наконец, кто может дать стопроцентную гарантию в том, что, даже если победу на выборах одержит замаскированный ставленник Тбилиси, в дальнейшем он согласится плясать под грузинскую дудку?
     В этих условиях возрастает соблазн решить конфликт силой. Вопрос лишь в том, есть ли на то у Тбилиси возможности. Сейчас грузинская армия, по официальным (скорее всего, завышенным) данным, насчитывает около 20 тысяч человек. В соответствии с рекомендациями западных, прежде всего американских, консультантов, к 2015 году в вооруженных силах страны останется порядка 12 тысяч военнослужащих, причем уже в следующем году численность личного состава может сократиться до 15 тысяч. В подготовке личного состава Грузии большую помощь оказывают США. Американскими инструкторами по программе «Обучение и оснащение» будут подготовлены четыре батальона, танковая рота, несколько подразделений внутренних войск и пограничников. Во время визита в Соединенные Штаты грузинский президент сообщил, что «с апреля начнется новая программа помощи США вооруженным силам Грузии, рассчитанная на пять лет».
     Грузинские вооруженные силы в последние годы получили немало вооружений и боевой техники от США, Турции и других стран. Тем не менее основу грузинских ВВТ по-прежнему составляют изделия еще советской оборонной промышленности. Это около 70 танков Т-55 и Т-72, 180 БМП и БТР, порядка 80 систем ствольной артиллерии, 15 реактивных систем залпового огня, 10 самолетов Су-25 и 12 вертолетов Ми-24 и Ми-8, 10 боевых катеров. Конечно, переданные американцами 14 вертолетов тоже в какой-то степени повышают боеспособность грузинской армии. Однако эти вертолеты по своим ТТХ в горной местности гораздо менее эффективны вертолетов советского и российского производства. В составе ВМС Грузии находится дивизион быстроходных катеров, полученных от Турции, Украины, Греции и других стран, на выделенные США 27 млн. долларов на батумском судостроительном заводе организовано производство военных судов, военно-морская академия в Батуми готовит кадры для ВМС.
     По некоторым оценкам, мобилизационный ресурс Грузии составляет примерно 250 тысяч человек. Однако кратное численное превосходство для успешного ведения наступательных действий грузинская сторона может создать лишь теоретически. Боевые действия в незнакомой горной местности сводят на нет очевидное на равнине превосходство в живой силе и технике. Это подтверждает и опыт прошедшей грузино-абхазской войны. Не имеющие на первых порах достаточного количества боевых машин и артиллерии, абхазские формирования, умело используя местность, проявляя решительность и инициативу, тогда в считанные дни захватили довольно много грузинской бронетехники. Более 40 единиц бронетехники оказались в руках абхазцев после разгрома гагрской группировки грузинских «коммандос». На завершающем этапе грузино-абхазской войны, только в сентябре 1993 г., было захвачено 70 единиц бронетехники, а также более 80 единиц ствольной артиллерии различного калибра, 5 установок БМ-21 «Град», 42 миномета калибра 120 и 80 мм. Вся эта техника до сих пор находится на вооружении абхазской армии. По некоторым неофициальным данным, это 35 танков, 70 БТР, 80 единиц артиллерии, с десяток самолетов и вертолетов, 20 различных катеров и барж. Кроме того, имеется несколько ЗСУ.
     Вооруженные силы Абхазии состоят из сухопутных войск (мотострелковые, бронетанковые и артиллерийские части), ВВС, ВМФ и войск ПВО. Общая численность регулярной армии – порядка 5 тысяч человек, проходящих службу в основном в частях сокращенного состава. Основной упор в абхазском минобороны делают на резервистов. Каждый мужчина призывного возраста, как правило, имеет стрелковое оружие с боекомплектом. В 2001 году во время вторжения гелаевцев в Абхазию я был очевидцем, как по команде военкоматов резервисты являлись с оружием на пункты сбора, где происходило доукомплектование частей и подразделений. При всех имевшихся недостатках система мобилизации сработала быстро. Это позволяет сделать вывод, что в считанные часы численность абхазских вооруженных сил может увеличиться на несколько десятков тысяч человек, большинство из которых обладает боевым опытом. Кроме того, нельзя исключить и того, что в случае возобновления вооруженного противостояния на помощь абхазцам горными тропами пойдут представители других народов Северного Кавказа, как это было в минувшую войну.
     Таким образом, подавляющего преимущества в сфере ВВТ, которое могло бы гарантировать грузинской стороне успех в наступательной операции, пока что нет. Следовательно, гораздо большее значение имеют качественные характеристики личного состава. Боевой дух обороняющих свой кров абхазцев, разумеется, будет гораздо выше, чем у направленных возвращать Абхазию уроженцев центральной или восточной частей Грузии. Кроме того, элементарная логика подсказывает, что подготовка войск по американскому образцу предполагает обучение личного состава той тактике, которая прежде всего предполагает использование высокоточного оружия. Однако в грузинской армии такого оружия нет. Одним словом, для победы над абхазцами наступающая армия должна обладать не только современным оружием, но превосходящим их по боевым качествам личным составом, чем Тбилиси как раз и не располагает. Поэтому любые его попытки силовыми методами восстановить контроль над абхазской территорией обречены на провал. Для этого нужно использовать другую, более мощную силу. Сегодня на нашей планете ее знают, наверное, все… И вполне возможно, центральное грузинское руководство представляет себе способ ее привлечения в зону конфликта. Способ этот – интернационализация миротворческой миссии в Абхазии.
     Сравнительно недавно учредитель и заместитель директора Центра по превентивным действиям («СРА») Совета по Международным отношениям(«CFR») Дэвид Л. Филлипс в докладе на тему «Стабильность, безопасность и суверенитет в республике Грузия. Срочный ответ для предотвращения конфликта» представил рекомендации новому грузинскому правительству и международному сообществу. Один из разделов этого любопытного документа так и называется: «Интернационализация миротворчества в Абхазии».
     «С момента, когда Совет Безопасности ООН санкционировал миротворческие силы стран СНГ, министр иностранных дел Грузии должен был бы оказывать давление на постоянных членов Совета Безопасности с требованием интернационализации этих сил», – говорится в докладе. «Ему также следовало бы разработать соглашения со странами, которые по статусу могли формировать эти войска, и одновременно с руководящими органами СНГ», – подчеркивается далее и дается рекомендация Вашингтону по проработке этих вопросов с Россией.
     Президенты США и Грузии в ходе встречи в Вашингтоне фактически выразили намерение приступить к реализации некоторых рекомендаций, содержащихся в докладе. Значит, возможна попытка осуществления и тех из них, которые имеют отношение к Абхазии. Однако при этом все-таки нужно учитывать, что абхазская проблема для Вашингтона не является злободневной. Более того, не исключено, что при соответствующих шагах России Белый дом вообще никогда не станет предпринимать какие-либо шаги в данном направлении. Урегулирование грузино-абхазского конфликта – дело прежде всего самих конфликтующих сторон. Россия, направив в зону конфликта миротворцев, обеспечила условия для политического диалога. Время покажет, насколько он будет продуктивным после смены руководства в Тбилиси и после октябрьских выборов нового президента Абхазии.

     P. S. Статья была подготовлена к печати, когда стали известны результаты переговоров премьер-министра Грузии Зураба Жвания с Асланом Абашидзе – лидером другой грузинской автономии, Аджарии. Переговоры окончились безрезультатно. Требование центральных властей срочно разоружить, по их мнению, незаконные вооруженные аджарские формирования Батуми выполнить отказывается. Тбилиси же вместо гарантий устами Зураба Жвания говорит о наличии плана решения аджарской проблемы, который пока что рано обнародовать. Это еще больше заставляет аджарцев не расставаться с оружием, поскольку держать план в секрете, если он мирный, как-то не принято.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства