на главную страницу

17 Апреля 2004 года

Азимут

Суббота

Тыловая альма-матер на всесиловые структуры

Беседу вел Петр АЛТУНИН, «Красная звезда».



На базе Вольского филиала Военной академии тыла и транспорта прошла межвузовская военно-научная конференция с руководящим и преподавательским составом вузов Тыла ВС. Стержневым вопросом ее было повышение качества обучения курсантов и слушателей с упором на совершенствование их практических навыков. На конференции были выработаны рекомендации, касающиеся обучения курсантов действиям в условиях современного боя (наглядным проявлением их послужили тактико-специальные учения с курсантами старших курсов филиала). О делах сегодняшнего дня в плане преломления поднятых на конференции вопросов - наша беседа с начальником Вольского филиала генерал-майором Михаилом ГОРБУНОВЫМ.

     - Михаил Михайлович, не так давно Вольский филиал отметил 75-летие. Сорок последних лет здесь готовят специалистов тыла, а до этого были другие учебные заведения. И, насколько мне известно, все они внесли лепту в развитие нынешнего филиала...
     - Вы правы. Мы вновь и вновь вспоминаем свою историю и гордимся, что она связана с героическим прошлым страны и ее Вооруженных Сил. Первоначально в Вольске была создана авиационная школа. А кирпичные трехэтажные здания нынешнего учебного корпуса помнят, как в начале позапрошлого века при Елизаветинском гусарском полку здесь находилась школа военных кантонистов, готовившая карабинеров, унтер-офицеров, фельдшеров для Русской армии. С 1905 года их место заняли юнкера, а потом, до 1918 года, кадеты. 5 лет училище было ракетно-техническим.
     Все их традиции мы бережно храним, и на них воспитываются курсанты. Ведь они, тыловые специалисты, по окончании филиала пойдут служить во все виды и рода войск. И очень хорошо, что они будут знать о своих предшественниках, скажем, авиаторах, которые воевали с фашистами в республиканской Испании, спасали экипаж ледокола «Челюскин», а в годы Великой Отечественной 30 офицеров-авиаторов стали Героями Советского Союза. Конечно, их традиции - наше общее достояние. И они постоянно живут и умножаются. У нас всем известны имена преподавателей полковников С. Одинцова, В. Меремьянина, подполковников Г. Гончара, Р. Васильева, А. Шумарова, капитана А. Гусева - участников боевых действий в Афганистане, Закавказье, Чечне. Повоевали в Чечне и нынешние курсанты В. Донских, М. Попов, А. Кирилов, С. Милов и другие. Они живые носители боевых традиций, конкретные проводники сегодняшней главной тенденции в учебном процессе - учиться тому, что требуется в бою.
     - Коль мы ведем речь о связи прошлого с настоящим, о продолжении традиций, закономерен вопрос: как, скажем, опыт боевых действий в Афганистане, Чечне, других «горячих точках» отражен в содержании программ, методике обучения курсантов?
     - Самым прямым образом. Более того, мы постоянно обращаемся к требованиям министра обороны - изучать конфликты и войны современности, в том числе советский и американский опыт в Афганистане, операции НАТО на Балканах, в Ираке, быть готовыми к участию в военном конфликте любого типа.
     С офицерами на всех кафедрах регулярно проводятся занятия по этим вопросам, а они потом разрабатывают учебно-методические рекомендации и материалы, по которым ведут занятия с курсантами. Занимаются этим и курсанты старших курсов, особенно во время войсковых стажировок, большая часть которых приходится на Северо-Кавказский военный округ. Ведь чему учит боевой опыт специалистов тыла? Как, скажем, приготовить горячую пищу в боевой обстановке и, соблюдая маскировку, доставить ее на передний край. Тут множество различных вариантов. Или, например, что предпринять, если не подвезли горючее для кухонных форсунок или оно по каким-то причинам вытекло? Практика подсказывает: не теряться, использовать дрова. Не оказалось воды - найти ближайшие колодцы, проверив воду на ее незараженность. А если вовремя не подошел санитарный транспорт? Без промедления эвакуировать раненых на попутном транспорте, например, на том, что доставляет боеприпасы и т.п. На недавнем тактико-специальном учении все это отрабатывалось в полном объеме.
     - В связи с реформированием последних лет, переходом на пятигодичный срок обучения, слиянием с другими вузами тыла, какие изменения произошли в Вольском филиале?
     - Да, в конце 2003 года мы слились с Нижегородским высшим военным училищем тыла и на этой основе у нас был открытый морской факультет. В прошлом году к нам прибыл и батальон курсантов из Внутренних войск и также стал факультетом филиала. В плане создания единой системы тылового обеспечения ожидается еще пополнение. Таким образом, мы теперь единственный на все силовые структуры вуз, готовящий специалистов тыла. Тут, как говорится, нам и доверие, и дополнительная ответственность.
     Надо сказать, моряки-нижегородцы во главе с капитаном 1 ранга Виктором Листишенковым привезли с собой солидную часть учебно-материальной базы, которая имеет свою специфику, и сразу же начали ремонтные работы в своем корпусе. В первые же дни на плацу соорудили флагшток, где каждое утро в 8 часов согласно требованиям корабельного устава стал подниматься Андреевский флаг... А главное, активно включились в учебный процесс и заняли достойное место среди других подразделений филиала.
     Что касается перехода на 5-годичный курс обучения, то это не означает, что прежние 4-годичные планы и программы мы растянули на 5 лет. Наоборот, они стали еще более конкретными и интенсифицированными. Основой для них послужили Государственный образовательный стандарт (061100) «Менеджмент организации» и Квалификационное требование к выпускнику филиала, разработанное штабом Тыла Вооруженных Сил и являющееся государственным заказом на подготовку офицеров Тыла. В связи с этим подверглось пересмотру соотношение тематических и прежде всего общеобразовательных и практических дисциплин. Конечно, они находятся в неразрывной связи, однако, учитывая опять же главную задачу - курсант учится для ведения боевых действий, приоритет отдается военным и военно-специальным дисциплинам. Наш выпускник должен в совершенстве выполнять обязанности в звене батальон - полк, правильно ориентироваться в сложной боевой обстановке и принимать адекватные целесообразные решения не только по своей продовольственной или вещевой службе, но и по родственным: ГСМ, КЭС, автослужбе. Он должен иметь представление об обязанностях офицера тыла соединения, объединения и даже округа.
     - Качество обучения зависит и от учебно-материальной базы. Достаточно ли совершенна она сегодня?
     - С учетом требований современного боя она, конечно, нуждается в обновлении. Но мы стараемся «выжимать» все необходимое из того, что есть. 19 кафедр имеют в своем распоряжении 21 лекционный зал, 119 учебных классов общего назначения, 24 специализированных класса, 18 учебных лабораторий, в том числе хлебопечения, вычислительной техники, 2 спецмастерские. Полевая учебно-материальная база занимает 47,7 га земли постоянного пользования, на которой размещены учебный центр, автодром, стрельбище.
     В соответствии с указаниями начальника Тыла ВС РФ - «каждый объект войскового хозяйства в вузе должен быть учебной точкой» (а это ротное хозяйство, столовая, медпункт, склады, подсобное хозяйство, котельная, караульное помещение и др.) – командование филиала требует от преподавательского состава и командиров подразделений, чтобы, во-первых, занятие в наибольшей степени было приближено к условиям реальной обстановки, а во-вторых, чтобы объект УМБ был образцовым, все его элементы, документация соответствовали уставным положениям. Это и понятно, ведь если ежедневно на занятиях по 6 часов будем учить одному, а курсант в казарме, столовой, бане увидит совсем другое, то все наши усилия по подготовке специалистов Тыла сойдут на нет.
     - Каковы основные планы на ближайшее время?
     - В последнее время наметился перелом в реорганизации и модернизации высших учебных заведений. Мы движемся в фарватере этих преобразований. Вот и на недавней межвузовской конференции вместе с представителями других высших военно-учебных заведений мы обсуждали пути совершенствования подготовки специалистов служб Тыла, вели поиск новых активных форм и методов ведения образовательного процесса. Большую помощь в его организации и подготовке нам оказывают начальник Тыла ВС РФ – заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков, начальник штаба Тыла ВС РФ генерал-полковник Дмитрий Булгаков, начальники управлений Тыла.
     Пожалуй, самая главная на ближайшее время задача – пройти аттестацию и государственную аккредитацию. Вопросами подготовки к этим мероприятиям мы главным образом и занимаемся. В образовательном же процессе будем и дальше углублять и расширять возможности повышения его на более качественный уровень.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства