на главную страницу

17 Апреля 2004 года

Все о льготах и правах

Суббота

Отсудить-то можно...



     По информации, полученной из аппарата уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (АУПЧ), немало проблем существует сегодня в сфере исполнения судебных решений о взыскании с воинских частей Министерства обороны РФ денежных средств в пользу военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. По данному вопросу в АУПЧ поступают многочисленные жалобы. В чем же дело?
     Как показывает практика, воинскими частями решения судов после вступления их в законную силу в добровольном порядке не исполняются. Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, в том числе судов общей юрисдикции, определены Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве». Вместе с тем порядок обращения взыскания на денежные средства должника - бюджетного учреждения по исполнительным листам регламентируется бюджетным законодательством, и нормы указанного закона о принудительном исполнении судебных решений в отношении воинских частей как получателей средств федерального бюджета не действуют.
     Добровольный порядок взыскания денежных средств органами Федерального казначейства установлен «Правилами взыскания на основании исполнительных листов судебных органов средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета» (утверждены постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2001 г. № 143). При этом предусмотрен сложный многоступенчатый механизм исполнения судебных решений, в который вовлечены Главное управление и территориальные органы Федерального казначейства, Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны РФ и подчиненные ему нижестоящие подразделения. Вот только на деле обращения заявителей в вышеуказанные органы в порядке, предусмотренном этими правилами, своевременного исполнения судебных постановлений не обеспечивают.
     Чтобы как-то повлиять на сложившуюся ситуацию, АУПЧ были направлены соответствующие запросы в Минюст, Минфин и Мин-обороны России. Из их ответов следует, что для разрешения обозначенной проблемы принимается ряд мер.
     Так, в Министерстве обороны РФ 12 февраля 2003 г. создан отдел финансирования расходов по решениям судебных органов, а с 12 мая 2003 г. функционирует временная рабочая группа, которая оформляет платежные документы по оплате исполнительных листов в порядке очередности их календарного поступления за счет средств текущего финансирования в пределах ассигнования по смете Минобороны России. Создание таких специальных органов позволило в 2003 году увеличить число профинансированных исполнительных листов в 3 раза по сравнению с 2002 годом.
     В свою очередь Министерство финансов в целях совершенствования работы по исполнению судебных решений разработало и представило в Правительство РФ проект постановления правительства, утверждающего новый порядок взыскания средств на основании исполнительных листов судебных органов по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, который, по мнению Минфина, будет более действенным.
     То есть меры принимаются. Но, к сожалению, положение дел кардинально пока не меняется.
     Вот один из свежих примеров. Старший прапорщик В. Королев находился в командировке в составе Коллективных сил по поддержанию мира в зоне грузино-абхазского конфликта. Командировка закончилась в июле 2002 г. Положенные суточные деньги за время пребывания в командировке Королеву выплачены не были (как утверждало командование, из-за ненадлежащего финансирования).
     Свои права военнослужащий решил отстаивать в суде. Решением Майкопского гарнизонного военного суда от 24 января 2003 г. его жалоба была удовлетворена, и с воинской части взысканы в пользу заявителя соответствующие недоплаченные денежные суммы. Однако, как выяснилось, это еще не означало, что старший прапорщик сможет получить свои деньги даже после вступления решения суда в законную силу. На счетах части денег не было, поэтому пришлось обращаться с исполнительным листом в региональный орган Федерального казначейства. Как можно догадаться, там денег для Королева тоже не нашлось. Пришлось старшему прапорщику направлять документы в Министерство финансов РФ и ждать.
     Время шло, а денег все не было. Не помогли старшему прапорщику обращения как к главе администрации Краснодарского края, так и в управление юстиции Российской Федерации по Краснодарскому краю. Только в феврале 2004 года, после его обращения к уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, из Главного финансово-экономического управления Минобороны было получено сообщение, что денежные средства для оплаты исполнительного листа переведены в финансово-экономическое управление СКВО. Теперь появилась надежда, что на втором году после вступления решения суда в законную силу оно будет наконец-то исполнено.
     Таким образом на получение от государства положенных денег военнослужащий потратил почти два года, в течение которых ему пришлось последовательно обращаться в суд, органы исполнительной власти и к главному правозащитнику страны...
     В заключение остается отметить, что обещанный Минфином России новый порядок исполнения судебных решений до настоящего времени не утвержден.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства