Ответственность за противодействие террористическим угрозам сегодня в России вменена в обязанность нескольким спецслужбам и правоохранительным органам. Так, в соответствии с Законом «О борьбе с терроризмом» к субъектам, осуществляющим борьбу с терроризмом, отнесено шесть ведомств - ФСБ, МВД, СВР, ФСО, ФПС и Министерство обороны России. Другими словами, основная роль в борьбе с терроризмом отводится военным.
Но, действуя лишь силовыми методами и ограничиваясь реагированием на возникающие кризисы, сможем ли мы ликвидировать саму систему, которая трансформировалась из единичных случаев запугивания в глобальный феномен устрашения?
Один из главных выводов, который должен лечь в основу новой стратегии борьбы с терроризмом, заключается в том, что бороться нужно не с симптомами и даже не с последствиями, а с причинами, порождающими терроризм.
Поскольку террористическая угроза носит глобальный характер, принципиально важен наметившийся в последнее время курс Контртеррористического комитета СБ ООН на плотное регулярное сотрудничество с региональными структурами по ключевым вопросам антитеррористического взаимодействия.
Кстати, после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года правительство США на борьбу с терроризмом «откомандировало» 196.000 сотрудников спецслужб и выделило более 38 миллиардов долларов.
Тем не менее, несмотря на некоторую консолидацию мирового сообщества, продолжают сохраняться двойные стандарты в трактовке понятия «терроризм». Часто западные партнеры теракты на своей территории рассматривают однозначно как уголовное преступление, а аналогичные проявления в России склонны трактовать чуть ли не как «освободительную борьбу».
Противодействие терроризму лишь силовыми методами не приводит к предотвращению или хотя бы существенному снижению количества терактов, число которых в прошлом году выросло в полтора раза. За последние четырнадцать месяцев сотрудники правоохранительных органов зарегистрировали 612 преступлений, квалифицированных как террористический акт. Определяющим в этом отношении остается положение в Южном федеральном округе, прежде всего в Чеченской Республике, на территории которой в минувшем году совершено 95 процентов преступлений террористического характера.
- Основной задачей Государственной Думы, - заявил на парламентских слушаниях председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев, - является концентрация усилий на законодательном обеспечении противодействия терроризму.
В частности, члены Комитета ГД по безопасности считают, что в уточнении нуждаются Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении», Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ, федеральные законы «О борьбе с терроризмом», «О безопасности», «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О милиции», «О Внутренних войсках МВД России», «О внешней разведке», «О средствах массовой информации» и ряд других нормативно-правовых актов.
|