на главную страницу

22 Апреля 2004 года

Армия и общество

Четверг

«Косяк»

Как наш корреспондент от службы бегал

Сергей СЕВЕРИНОВ, «Красная звезда».



     В Российской армии идет призывная кампания. Однако далеко не каждый призывник намерен встать на защиту Родины с оружием в руках. Кто-то получит отсрочку, некоторые надумают «откосить», самые продвинутые прибегнут к услугам фирм, защищающих уклонистов. Есть такие и в столице.
     Сегодня рекламу по освобождению от службы в армии можно встретить во многих крупных городах, в местах тусовок молодежи: ночных клубах, вузах, школах, общественном транспорте и, конечно же, в Интернете. «Всемирная паутина» из года в год становится наиболее эффективным средством подобной рекламы. Если печатные объявления содержат лишь общую информацию о предоставляемых услугах фирмы, то на сайте компании найдется все: от «страшилок» о повсеместном голоде и «дедовщине» в армии до подробного руководства по избавлению от службы. Стоимость услуг по защите «права» призывника не служить колеблется от 200 до 3.000 долларов. Пройдя по таким «злачным» местам, я набрал довольно увесистую кипу рекламных объявлений антипризывного содержания.
     Набираю номер телефона фирмы, указанной в одном из объявлений. На другом конце провода – секретарь. «Мне бы так, чтоб вообще без армии…» - не мудрствую я. Молодая, если судить по голосу, женщина просто «плывет»: как раз на таких страждущих и рассчитано их заведение. «Приходите, все вопросы обсудите с юристом, – мягким и нежным голосом говорит она мне. – Приготовьте за первую консультацию триста рублей. И лучше всего предварительно запишитесь на прием, иначе можете надолго в очереди застрять».
     Место расположения офиса довольно престижное – центр столицы. Вынырнув из метро на поверхность и свернув направо от комплекса зданий, именуемых в простонародье «Лубянка», попадаю в какой-то дворик. Надпись на одной из дверей гласит: «Защита прав призывников. Второй этаж».
     Секретарь не преувеличила, в приемной уже сидели несколько клиентов призывного возраста в ожидании своего часа. Пришлось подождать и мне. Офис фирмы - просторная приемная и несколько кабинетов. Таких в городах множество. Однако сразу же бросается в глаза, что на стенах вместо привычных картин красуются плакаты советских времен: «Красной Армии слава!», «Ты записался добровольцем?» Да огромный список предполагаемой клиентуры: частные гимназии, школы и лицеи столицы.
     Очутившись в кабинете главного юрисконсульта, который представился Амираном Владимировичем, я с ходу изложил ему свою проблему: не хочу служить, хотя здоровье позволяет. Юрист понимающе улыбнулся, но беседу завел осторожно. Начал с того, что я не одинок в своих желаниях, что благодаря услугам их фирмы многие молодые люди получили освобождение от службы в армии. Услуги их состоят из двух частей: юридической и медицинской… И в конце вступительного слова добавил, что для определения цены необходимо пообщаться с врачом.
     Врач Валерий Максимович разговор начал с того, что в военкоматах медицинское освидетельствование зачастую проходит «спустя рукава». Поэтому он, как военный медик, не может безучастно смотреть на непрофессиональное отношение к делу своих коллег. Мол, в военкоматах обследование проводят по принципу: руки и ноги на месте - в строй. А результаты такого отбора расхлебывать командирам. Поэтому он, как представитель Минобороны, заинтересован в том, чтобы еще до военкомата отсеять тех, кто потом повернет оружие в сторону своего однополчанина. Вот и приходит сюда для консультаций призывников.
     Казалось бы, такие, как он, благое дело делают. Выслушав мое пожелание, Валерий Максимович корректно намекнул, что даже из копеечного ушиба можно «сделать» травму на рубль. Главное, найти тот самый недуг, пускай и из далекого прошлого, который впоследствии и станет тем самым «рублем». И чем больше исписана медицинская книжка, тем лучше для дела. К примеру, очень хорошее поле для деятельности - травма головы, так как последствия любого повреждения непредсказуемы. В расписании болезней вообще значится множество заболеваний, где при одной степени тяжести ты годен, а при другой - не призовут. Грань между ними в медицине строго не очерчена. И при различии методик обследования результат может быть различным. И тут я припомнил одно из заявлений на сайте фирмы: «При различии методик получения освобождения результат у всех был одинаков – никто из наших клиентов-призывников не служил в армии. И это – главная гарантия, которую мы даем». Посетовав на то, что я пришел без медицинской карты, врач сказал, чтобы в следующий раз я ее захватил, тогда все конкретно и обсудим. И пригласил следующего клиента.
     Отправившись к юрисконсульту за приговором моему кошельку, понял, что в умелых руках из совершенно здорового человека можно «состряпать» для военно-врачебной комиссии «негодного» к военной службе. Имена умельцев, ставящих «правильный» диагноз, узнать не удалось - секрет фирмы. Однако выяснилось, что все медобследования проводятся на базе одной из ведущих онкологических клиник столицы. Почему в онкологической? Все просто - там самое передовое медицинское оборудование в городе, поэтому и спектр методик весьма широк.
     Когда настанет призывная пора, можно смело идти в военкомат по повестке. При этом прихватив с собой перечень выявленных недугов и пару адвокатов. А далее сотрудники юридической фирмы по доверенности будут представлять интересы клиента в военкоматах, а также поликлиниках и больницах, где военкомат будет перепроверять данные медицинского обследования. В случае возникновения спорных ситуаций в ходе военно-врачебной экспертизы юристы защитят права клиента. Как выяснилось, отстаивать права уклонистов будут представители коллегии адвокатов Москвы. Вообще же, как пояснили сотрудники фирмы, случаи проверки подлинности поставленных диагнозов редки. И даже если диагноз будет опровергнут, то адвокаты подадут апелляцию и призывник имеет право на переосвидетельствование в независимом медицинском учреждении. Как правило, в этом качестве выступает городская больница. В той же, не обладая необходимым диагностическим оборудованием, обратятся за помощью в уже знакомую онкологическую клинику. Диагноз будет подтвержден. Конфликт исчерпан. Призывник так никогда и не окажется в армейском коллективе. Вводя меня в искушение принять их услуги, Амиран Владимирович не забыл упомянуть, что расходы на адвокатскую братию и медобследование окупятся сторицей. Ведь если посчитать все то, что я смогу заработать за два года на «гражданке», то выгода вполне очевидна…
     Так я стал законным уклонистом.
     
В качестве комментария

     Не все так радужно для уклонистов, как кажется на первый взгляд. Ни один правозащитник никогда не расскажет клиенту о тех осложнениях, которые возникнут в будущем, пускай и далеком. А именно при трудоустройстве и продвижении по службе. Кому нужен юноша с решением ВВК, где причиной значится та же любимая Валерием Максимовичем травма головы? Даже если и возьмут, то лишь мальчиком на побегушках. А лет через 5-6 работы проявит себя самолюбие, и захочется сделать карьеру. Когда же станет вопрос о том, кто же займет руководящий пост, тут-то диагноз и сыграет злую шутку. И это касается не только государственных структур, но и частного бизнеса. Да и не факт, что обещания «отмазать» от армии воплотятся в реальность. Но вот кто действительно при любом исходе дела останется в выигрыше, так это сами коммерсанты. Ведь клиент платит по мере предоставляемых услуг. Сделал анализ – плати, заглянул адвокат в военкомат – отстегни монету.
     Оказание услуг по «откосу» от армии для страны не ново, желающие увильнуть от своих обязанностей находились и ранее. Вот только в разные времена их число разнилось. До начала 1990-х годов производство «негодных» существовало лишь на уровне домашнего бизнеса. Во многом благодаря тому, что правоохранительные органы да и общественность пресекали любые попытки развития такого бизнеса. С появлением же в обществе антиармейских настроений и размытости понятий о нравственности в обществе деятельность правозащитников уклонистов приняла угрожающие размеры.
     Бороться с борцами за свободы уклонистов просто необходимо. Иначе такие язвы на теле государства в скором времени превратятся в огромную опухоль. Подтверждение тому - те полчаса, что я прождал в приемной: за это время было порядка десяти телефонных звонков. И не один из звонивших не отказался от услуг правозащитников.
     Конечно, уже сейчас можно «мочить всех в сортире», но на их месте будут вырастать все новые и новые фирмы, но уже повышенной живучести. Поэтому более эффективно - лишать их источника к существованию. Нет уклонистов - нет и фирм. Путь долгий и сложный, да осилит его идущий. А пока у нас строятся стратегические планы о повышении обороноспособности государства, правозащитники активно продолжают заниматься саморекламой. Теперь фирма, в которой я побывал, официально размещает свою рекламу в Московском метрополитене. 1.500 новых рекламных объявлений теперь больше и красочней, нежели ранее. Стикеры (самоклеющиеся объявления) пока красуются лишь в вагонах метро на Таганско-Краснопресненской ветке. Но вскоре они «украсят» стенки поездов и на многих других загруженных линиях. «Пиарить» фирму предложили не только в метро. За 20 тысяч долларов в месяц правозащитникам официально предлагали «засветиться» и на некоторых крупных радиостанциях, в частности на «Динамит FM». А реклама, как двигатель торговли, порой способна привлечь даже тех, кто никогда бы и не воспользовался предлагаемыми услугами. И кто знает, как много наивных школьников, студентов, далеких от мысли «откосить», попадут под воздействие лозунга: «Служить или не служить? Право призывника. Скажи армии – нет!»
     Получив задание редакции, я нисколько не сомневался, что московская фирма ООО «Право призывника», в которой побывал, представляет собой не что иное, как большой мыльный пузырь: привлекателен снаружи, а дотронься - вмиг лопнет. Пострадают лишь клиенты-уклонисты. Однако, как оказалось, на деле все гораздо сложнее и серьезнее. Я не мог равнодушно смотреть на то, как сотрудники фирмы рассказывали, что их деятельность «благословили» в Минобороны, как врач, по сути «оборотень в погонах», причисляет себя к военным медикам. Да и на то, как в поисках финансовой выгоды московская фирма, находящаяся по адресу: улица Мясницкая, д. 14/2, стр. 4, не гнушается разными методиками достижения желаемого результата. Все это настроило меня передать материалы журналистского расследования в прокуратуру.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства