на главную страницу

23 Апреля 2004 года

Армия и общество

Пятница

Учись, студент!

Военная кафедра — не проходной двор

Беседовал Яков ФИРСОВ.



Среди множества проблем в армии и на флоте одна из самых острых – укомплектование первичных офицерских должностей. Хронический дефицит кадровых лейтенантов заставляет активно использовать такой ресурс, как офицеры по призыву, которых готовят военные кафедры гражданских вузов. О том, как решаются вопросы подготовки двухгодичников, рассказывает главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны РФ генерал армии Николай КОРМИЛЬЦЕВ.

     – Николай Викторович, ни для кого не секрет, что в условиях значительного сокращения емкости военных вузов все шире практикуется призыв офицеров из запаса. Насколько такая практика оправданна, и какова ее перспектива?
     – Обучение студентов на военных кафедрах при гражданских вузах с их последующим призывом на два года в качестве офицеров становится серьезной альтернативой подготовке курсантов в военных учебных заведениях. Считаю подобную практику вполне оправданной и имеющей неплохие перспективы.
     Следует отметить, что нарождающаяся система комплектования в целом не противоречит общепринятой практике, сложившейся в вооруженных силах развитых стран.
     – Но ведь наши военные кафедры долгие годы были ориентированы главным образом на создание запаса военно-обученных резервов на военное время...
     – Да. При этом в процессе обучения студентов на военных кафедрах упор делался больше на общеинженерную, нежели на военно-профессиональную подготовку. Из запаса офицеров призывали не так много по сравнению с общей численностью военнослужащих, поэтому считалось, что в процессе службы за два года они как раз и доберут необходимые знания и навыки. А невысокий уровень их личной выучки компенсировался высоким уровнем общей подготовки подразделений и частей.
     Сегодня же ситуация кардинально изменилась. В России ежегодно тысячи выпускников гражданских вузов призываются на первичные офицерские должности. Достаточно сказать, что в 2003 году объем их призыва по сравнению с 1999 годом увеличился более чем в пять раз и приблизился к количеству офицеров, которое выпускают за год все военные вузы России. С этой точки зрения качество их обученности вызывает вполне понятное беспокойство.
     Произошедшее де-факто изменение целей подготовки офицеров запаса и превращение их в один из основных источников комплектования офицерского состава в мирное время как раз и диктует необходимость совершенствования образовательного процесса. Говоря о военных кафедрах гражданских вузов в нынешних условиях, определенно следует ставить вопрос о подготовке не офицеров запаса, а кадра.
     – Какие меры нужно принимать по совершенствованию качества подготовки офицеров на военных кафедрах?
     – Прежде всего необходимо адаптировать содержание и методику военно-профессиональной подготовки, которые применяются в военно-учебных заведениях, к условиям преподавания на военных кафедрах. При этом обучение студентов должно быть подчинено достижению двух основных целей: подготовке их в качестве руководителей, способных эффективно управлять подразделениями как в боевой, так и в повседневной деятельности, и выработке у них навыков методистов, умеющих обучать и воспитывать подчиненных.
     Сегодня в Сухопутных войсках предпринимаются действенные меры для достижения намеченных целей. В учебный процесс уже внедрены новые квалификационные требования к выпускникам военных кафедр. Скорректированы учебные планы и программы подготовки офицеров по соответствующим военно-учетным специальностям, которые направлены на выработку у них необходимых военно-профессиональных знаний, навыков и умений. Определены и конкретизированы по содержанию этапы подготовки обучаемых. Но этого пока недостаточно. Необходимо практическое воплощение принятых решений и наработанных документов.
     Одним из шагов на пути развития военного образования стал учебно-методический сбор, который мы недавно провели в Казани. В нем приняли участие около 200 генералов и офицеров, непосредственно отвечающих за организацию обучения и военно-профессиональную подготовку курсантов и офицеров запаса для Сухопутных войск. Более половины собравшихся составили руководители военных кафедр при гражданских вузах.
     В целом мероприятие оказалось деловым и чрезвычайно полезным как для начальников кафедр, так и для руководящего состава Сухопутных войск. Одни вооружились новыми знаниями и методиками, другие получили богатый аналитический материал, который предстоит в ближайшее время осмыслить, проанализировать и использовать в интересах дальнейшего развития системы военного образования.
     – Если говорить в общих чертах о существующих проблемах, какие бы вы выделили?
     – Непосредственно по результатам самого сбора определенные выводы уже сделаны. Подписан приказ, в котором определены меры ответственности должностных лиц за существующее положение дел в системе военного образования и поставлены задачи на перспективу. Мы выделяем несколько групп проблем, первоочередное решение которых позволит выйти на новое качество подготовки офицеров запаса.
     Во-первых, это проблемы, связанные с совершенствованием системы управления военными кафедрами. Надо признаться, что отдельные должностные лица тихо самоустранились от этой работы, и военные кафедры оказались предоставлены сами себе. Хотя министр обороны своим приказом в прошлом году четко определил задачи по совершенствованию системы управления обучением на военных кафедрах и возложил персональную ответственность за эту работу на командующих войсками военных округов, командующих родами войск, начальников главных и центральных управлений и подчиненные им подразделения военного образования.
     Во-вторых, серьезную озабоченность вызывает существующая система комплектования военных кафедр офицерским составом. Функционируя по остаточному принципу, она дает серьезные сбои. Из военно-педагогических коллективов «вымываются» профессионализм, методический опыт, а с ними - и военная составляющая учебного процесса.
     Анализ качественной характеристики офицеров военных кафедр свидетельствует о серьезных упущениях в работе соответствующих органов военного управления, прежде всего командования военных округов, по отбору, расстановке, обучению и воспитанию преподавательского состава. В результате инертности органов управления уровень комплектования военных кафедр офицерским составом оставляет желать много лучшего.
     Наиболее полно на сегодняшний день укомплектованы военные кафедры на территории Дальневосточного военного округа. Хуже обстоит дело на территориях Ленинградского, Приволжско-Уральского и Сибирского военных округов.
     Из-за низкой укомплектованности офицерским составом практические занятия зачастую подменяются лекциями или проводятся в составе двух взводов. Военная кафедра работает в авральном режиме, пытаясь угнаться за расписанием занятий. Методическая работа отходит на последний план. О повышении собственного научного потенциала и думать не приходится.
     В некоторых вузах практикуется назначение на военные кафедры, в том числе и на руководящие должности, офицеров, не имеющих базового образования, соответствующего профилю подготовки офицеров запаса. В этом смысле «отличились» Хабаровский ГПУ и Якутский ГУ. Ничего кроме недоумения не вызывают факты назначения офицеров на должности старших преподавателей военной кафедры с должностей... командиров взводов.
     Бывает, когда на должности назначаются офицеры, которые ни дня не служили в войсках. При полном отсутствии связи с войсками, «самопроизводством» преподавательских кадров занимаются Кабардино-Балкарский государственный, Иркутский лингвистический, Якутский государственный и некоторые другие университеты. Вот лишь несколько примеров. Капитан М. Сосналиев получил образование на военной кафедре при Кабардино-Балкарском госуниверситете в 1996 году. В Вооруженных Силах не служил. Приказом командующего войсками округа назначен преподавателем на кафедру общевоенной подготовки. Старшими преподавателями этой же кафедры назначены майоры С. Самтанов и С. Боваев, которые, отучившись в Калмыцком госуниверситете, отслужили по два года командирами взводов.
     Не менее «интересный» случай произошел с назначением майора Н. Асадова. Будучи уволенным в связи с невыполнением условий контракта с должности командира мотострелкового взвода дивизии МВД, имея подготовку на военной кафедре института, в 2000 году он был призван на военную службу по контракту и назначен... преподавателем военной кафедры Дагестанского госпедуниверситета.
     В целях устранения недостатков и недопущения подобных случаев от всех кадровых органов Сухопутных войск, родов войск и специальных войск, военных округов мы потребовали усилить контроль над состоянием комплектования военных кафедр офицерским составом, а также за соблюдением установленных требований к кандидатам, представляемым к назначению на соответствующие должности.
     В-третьих, серьезные недостатки в системе профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава военных кафедр, а в некоторых случаях отсутствие такой системы вообще негативно сказываются на результатах учебного процесса. Существует педагогическая аксиома: преподаватель может научить только тому, что знает и умеет делать сам.
     В условиях отрыва военных кафедр от полноценной боевой подготовки войск исключительное значение в повышении профессионального уровня офицеров имеет командирская подготовка. Анализ существующего положения дел показывает, что в настоящее время командирская подготовка офицеров ряда военных кафедр далеко не в полной мере обеспечивает необходимый уровень их знаний и умений для ведения преподавательской деятельности. Программы командирской подготовки во многих вузах не перерабатывались многие годы. Отсюда и результаты. В 2003 году в ПУрВО проверялась военная кафедра при Уральском государственном университете, который осуществляет подготовку офицеров запаса в интересах Сухопутных войск. Из 12 преподавателей почти половина получила неудовлетворительную оценку за тактическую летучку. Один из офицеров показал полное незнание основ использования артиллерии в общевойсковом бою. На следующий день он отчитывался за качество проведения занятий со студентами по теме «Боевое применение артиллерии». Комментарии здесь излишни.
     Во имя повышения качества профессиональной подготовленности офицерского состава мы потребовали пересмотреть цели, задачи и виды командирской подготовки, а также распределение учебного времени между ними.
     Наконец, проблемы, без решения которых военным кафедрам невозможно добиться высоких результатов в подготовке студентов, связаны с обеспечением вооружением, военной техникой и другими элементами учебной материально-технической базы. Результаты проверок учебного процесса убедительно подтверждают этот тезис. Невозможно качественно обучать людей военному делу при отсутствии необходимых учебных помещений, элементов полевой учебной базы, изучаемых образцов вооружения и военной техники. Надо ли убеждать, что отсутствие на военных кафедрах, осуществляющих подготовку командиров мотострелковых и танковых взводов, скажем, тренажеров по огневой подготовке и вождению боевых машин не позволяет добиться надлежащей выучки офицеров запаса.
     Главным командованием Сухопутных войск, родами войск разработан, утвержден и уже доведен до военных кафедр табель вооружения, военной техники и военно-учебного имущества в соответствии с профилями подготовки офицеров запаса. В ближайшее время в вузы будут направлены типовые перечни объектов учебно-материальной базы, которые определят минимум требований по количеству и назначению учебных классов для общевоенной, тактической (тактико-специальной), военно-технической (военно-специальной) подготовки.
     – Николай Викторович, какие эмоции вызывает сегодняшнее состояние военных кафедр при гражданских вузах: больше негативные или не все так плохо? Может быть, есть и положительные примеры?
     – Сгущать краски не следует. Идет нормальная плановая работа по развитию системы военного образования, придания ей облика, соответствующего существующим историческим и экономическим условиям. Что касается положительных примеров, конечно же они есть. Скажем, изучение положения дел на факультете военного образования при Пензенском государственном университете показало, что они идут достаточно успешно. По оценкам многих специалистов, факультет занимает одно из ведущих мест в системе военного обучения. Укомплектованность его профессорско-преподавательским составом составляет около 90 процентов, общая укомплектованность - 95 процентов. Трое преподавателей имеют ученую степень кандидата наук, еще трое работают над диссертациями, пятеро являются доцентами. На факультете создана учебная материально-техническая база, которая имеет в своем составе современные образцы вооружения и техники.
     Военная кафедра при Пензенском государственном университете архитектуры и строительства проводит подготовку офицеров запаса для инженерных войск. По всем темам и занятиям программы подготовки офицеров запаса по каждой военно-учетной специальности разработаны методические пособия, имеется наглядный справочный материал. Начальник кафедры полковник А. Маркеленко назначен с должности командира инженерного соединения. Он сумел сплотить коллектив кафедры. У него хорошие деловые контакты с должностными лицами ПУрВО, в том числе с довольствующими службами. Кафедра укомплектована на 90 процентов. Большая часть преподавателей имеет опыт боевых действий.
     На высоком уровне организована подготовка офицеров запаса в Омском и Красноярском государственных технических и Кубанском государственном технологическом университетах.
     Одним словом, есть примеры для подражания. А опыт лучших специалистов системы военного образования обязательно будет востребован и найдет продолжение в работе многих военных кафедр.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства