на главную страницу

23 Апреля 2004 года

Планета людей

Пятница

ПРАВО НА АВТОНОМИЮ

На вопросы «Красной звезды» отвечает государственный министр Грузии по урегулированию конфликтов Георгий Хаиндрава

Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси).Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



     - Господин министр, вот уже более 10 лет Грузия живет с абхазской и южноосетинской проблемами. Причем за этот срок позиции конфликтующих сторон не приблизились друг к другу ни на йоту. Сегодня в Тбилиси и в регионах принято обвинять во всех грехах бывшего президента Шеварднадзе. Действительно ли весь груз ответственности лежит только на нем?
     - Главная ошибка прежнего руководства заключалась в том, что оно обратилось к силовому способу решения вопроса. Мы же ратуем за конструктивный, а главное, мирный диалог. Силой можно решить только проблему возврата территорий, но не урегулирования конфликтов. Мы же пытаемся устранить то непонимание и неприятие, которые существуют между грузинами и абхазами. Думаю, не надо стесняться признавать свои ошибки. И с этого должны начать мы. Мы являемся представителями большинства населения Грузии, с нас и спрос больше.
     - Как вы оцениваете перспективы урегулирования конфликтов?
     - Прежде необходимо сказать, что ситуация в Южной Осетии отличается от ситуации в Абхазии. В Цхинвальском регионе нет такого неприятия людьми друг друга. Здесь за 10 лет, несмотря на то что политическое решение вопроса так и не найдено, сделано много. Грузины и осетины взаимодействуют между собой в повседневной жизни. Немало грузин живут в самом Цхинвали, мирно сосуществуют соседние грузинские и осетинские села. Много смешанных семей. Поэтому в контексте взаимоотношений между людьми восстановление дружеских отношений двух народов в Южной Осетии идет успешнее и быстрее, чем в Абхазии. У нас много возможностей (в том числе и неиспользованных) найти общий язык с осетинами и так организовать устройство нашего общего государства, чтобы представители всех национальностей жили в нем достойно и комфортно. Я думаю, что мы предложим нашим друзьям и оппонентам в Цхинвали такую форму грузинской государственности, в которой будут полностью учтены интересы осетинского населения.
     Что касается Абхазии, здесь все сложнее. Раскручивание этого конфликта началось задолго до распада СССР. Но, несмотря на то что в Абхазии произошел жестокий и кровопролитный конфликт, были совершены преступления, которые трудно понять, думаю, что потребность к примирению существует у обоих народов. Я бы даже сказал, что у простых людей она выше, чем у многих политиков. Камнем преткновения здесь являются как раз политические мотивы. Я уверен, что после событий, произошедших в нашей стране в конце прошлого года, степень доверия к новому руководству государства значительно повысилась как внутри самой Грузии, так и со стороны международного сообщества. Это может послужить началом урегулирования грузино-абхазского конфликта.
     - Если я правильно понял, вы рассчитываете прежде всего на прямой диалог с абхазской стороной?
     - Я на это очень надеюсь. Без восстановления прямых двухсторонних взаимоотношений между Тбилиси и Сухуми, между абхазами и грузинами окончательного урегулирования конфликта не произойдет. Если простые люди, которые вместе должны жить на этой земле, не договорятся между собой, то какие бы усилия ни прилагали политики, примирения не будет. Для нас решающим фактором в принятии каких-либо решений являются именно желания людей, их заботы и боль. Я собираюсь побывать во всех местах компактного проживания беженцев, ознакомиться с мнениями всех и каждого. И я абсолютно уверен, что в ходе этих встреч разговор будет идти о мирном решении проблемы, о том, чтобы простить друг другу те безумства, которые были допущены в ходе конфликта.
     - В Грузии довольно много говорят о решающей роли России в урегулировании абхазского и южноосетинского конфликтов...
     - Я думаю, что потепление отношений между Россией и Грузией, повышение степени доверия друг к другу, укрепление сотрудничества, на которое мы небезосновательно рассчитываем, могут сыграть ключевую роль в судьбе народов Грузии. Дружественные отношения с Россией позволят нам поднять степень доверия между грузинами и абхазами, осетинами и грузинами. Население Абхазии и Южной Осетии доверяет России, и она на данном этапе является для них основным гарантом безопасности. Поэтому на фоне улучшения отношений между Москвой и Тбилиси естественно повысится степень доверия между руководством Сухуми, Цхинвали и Тбилиси, что значительно упростит процесс поиска взаимоприемлемых вариантов окончательного примирения. Так что мы рассматриваем российский фактор как решающий и постараемся сделать все возможное для дальнейшего улучшения грузино-российских отношений.
     - А каковы, на ваш взгляд, перспективы улучшения взаимоотношений между Россией и Грузией?
     - Уму непостижимо, до чего прежние власти довели наши взаимоотношения. Слава Богу, времена меняются, и свидетельством этому могут служить дружеские отношения, установившиеся между нашими президентами. Мы очень надеемся, что в сентябре Владимир Путин приедет в Грузию и воочию убедится в доброжелательном отношении грузин к российскому народу и к себе лично. Думаю, это станет важнейшим моментом в дальнейшем поступательном развитии добрососедских отношений между нашими государствами.
     Сегодня мы стараемся исправить все то, что натворили прежние власти. Прежде всего это касается общей государственной границы. Грузинская сторона не меньше российской заинтересована в том, чтобы вооруженные отряды боевиков не находились на ее территории и тем более не имели возможности проникать в Россию. Для нас подобные отряды представляют даже большую угрозу, чем для вас. Такие прецеденты, как печально известный рейд Гелаева, для нового руководства Грузии неприемлемы. Мы обязательно разберемся в том, кто и каким образом замешан в этой истории, и они однозначно будут наказаны. Мы считаем, что борьба с терроризмом - это наша общая проблема и задача. Грузия и Россия ответственны в этом вопросе перед мировым сообществом.
     Огромные перспективы открываются перед нами и в экономическом сотрудничестве. Наши страны в этом плане созданы друг для друга, и мы готовы широко распахнуть двери для российского бизнеса, российских инвестиций.
     - Каких конкретных шагов вы ждете от России в плане укрепления добрососедских отношений?
     - Прежде всего понимания того, что Грузия однозначно выбрала независимость. В свою очередь, мы прекрасно понимаем, что у России есть интересы в Закавказье. Но мы должны четко знать, чего Россия ждет от Грузии и как мы можем обеспечить ее интересы в регионе. Время противостояния между Западом и СССР давно прошло, и российские военные базы на грузинской территории утратили свое стратегическое значение. В связи с этим вопрос их вывода с нашей территории никак не должен отразиться на всем комплексе взаимоотношений между нашими странами. Мы однозначно заявили, что территория Грузии не будет предоставлена для размещения воинских формирований каких-либо других государств, в том числе и США. Мы надеемся, что в новых условиях и особенно после подписания рамочного договора с Российской Федерацией мы найдем столько дополнительных путей развития двусторонних отношений, что интересы России в Закавказском регионе будут учтены в полном объеме и соответственно защищены.
     - Возвращаясь к теме нашего разговора, хотелось бы узнать, какие шаги готово сделать грузинское руководство для нормализации отношений с Абхазией?
     - Есть огромное количество различных проектов, в том числе и реабилитационных. Существует ряд привлекательных бизнес-планов. Мы готовы рассматривать и претворять их в жизнь совместно с абхазской стороной. Надеемся и на российские инвестиции в этом регионе. Мы будем реально подходить к данной проблеме, а не заниматься болтовней. Я считаю, что нельзя лишать экономической помощи свое собственное население и за счет этого иметь какие-то политические или любые другие выгоды. Но, с другой стороны, мы ждем взаимопонимания в этом вопросе и со стороны абхазского руководства. Жизнь коротка; люди умирают, так и не поняв, куда делась та лучшая жизнь, короткую им обещали. Двенадцать лет нищенского существования народа в кошмарных условиях не делает чести ни грузинскому, ни абхазскому руководству.
     - Саакашвили заявил, что готов предоставить Абхазии широчайшую автономию - шире, чем имеет сегодня любая из российских автономий. С другой стороны, мы видим, что та же широчайшая автономия стала яблоком раздора между официальным Тбилиси и Аджарией...
     - Наш президент заявил даже больше, сказав, что мы готовы предоставить Абхазии самую широкую автономию из существующих в мире. Ситуация же в Аджарии не имеет ничего общего с вопросом автономии Абхазии. В Батуми власть узурпировал один семейный клан, разбогатевший преступными методами и третированием собственного населения. Никто не собирается лишать Аджарию права на автономию, но лишать местные власти прав на самоуправство, беззаконие и тиранию мы обязательно будем. Нынешнему руководству Аджарской автономии давно пора задуматься, к чему могут привести их действия. Аслан Абашидзе ходит по лезвию ножа. Его действия граничат с изменой родине. Но никакого конфликта с населением автономии, на который, возможно, и рассчитывает господин Абашидзе, уверяю вас, нет. Для этого нет причин. В Аджарии существует лишь группа людей, которая 12 лет назад захватила власть и не желает с ней расставаться. С подобным фактом мы разобрались в Тбилиси, разберемся и в Батуми. Если руководство автономии в ближайшее время не займется вопросами восстановления законности и правопорядка, то это сделаем мы. Грузия идет по пути демократического развития и своим автономиям предоставляет самые широкие полномочия, но это не значит, что кто бы то ни был может узурпировать власть и весь экономический потенциал региона использовать для собственного обогащения.
     - Как вы считаете, жители Абхазии могут полностью и безоговорочно доверять словам президента Грузии?
     - Доверие народа к центральной власти в Грузии было подорвано политическим и экономическим хаосом, творившимся в стране 12 лет. Я не стану никого и ни в чем убеждать. Могу сказать только одно - мы не словами, а делом докажем, что нам можно и нужно доверять.
     
Что героизм и где измена?

     По заявлению министра обороны Грузии Гелы Бежуашвили, руководством страны принято решение о передислокации 25-й мотострелковой бригады из Батуми в Тбилиси. Необходимость подобного шага обусловлена в первую очередь неоднократными заявлениями бывшего командира соединения генерал-майора Романа Думбадзе о переподчинении бригады главе аджарской автономии Аслану Абашидзе.
     Еще в начале апреля генерал Думбадзе по указанию президента Саакашвили был отстранен от должности за поддержку «антинародного режима» в Батуми в ходе мартовского кризиса. В отношении комбрига военной прокуратурой возбуждено уголовное дело по статьям, предполагающим привлечение к ответственности за незаконную торговлю оружием, неподчинение военному руководству страны и несанкционированный вынос оружия с территории воинской части. Следствие ведется и в отношении поддержавших командира военнослужащих. Отказавшись уходить со своей должности, Думбадзе заявил, что он и все 547 солдат и офицеров бригады переходят в подчинение Абашидзе.
     Минобороны страны расценивает действия бывшего комбрига как антиконституционные. Вместе с тем назначенный на должность командира 25-й мотострелковой бригады вице-полковник Виктор Микеладзе и еще около 40 офицеров бригады находятся сейчас в Тбилиси, не пожелав, по их словам, участвовать в антигосударственном заговоре. Саакашвили принял их у себя и назвал героями, а генерала Думбадзе обвинил в измене родине. Тем временем примеру Думбадзе последовал руководитель Батумского управления внутренних войск МВД Грузии полковник Мурад Цинцадзе, а также находящиеся под его командованием 300 военнослужащих. В министерстве внутренних дел страны в этом ничего удивительного не видят, так как третье управление внутренних войск, расположенное в Батуми, уже давно не подчиняется центру.
     Если в МВД сохраняют спокойствие, то Саакашвили продолжает выражать возмущение в адрес аджарского руководства. Президент Грузии негодует, успокаивает и предупреждает одновременно. «Центральные власти не желают осложнения ситуации в Аджарии», - говорит Саакашвили и тут же добавляет, что «будут приняты все меры, для того чтобы восстановить законность на территории автономной республики». Руководство Грузии не смирится «с незаконными действиями группы лиц, захвативших власть в Аджарии».
     Пока это лишь слова. Но слышат их не только в Батуми. В Цхинвали и Сухуми заявления Саакашвили тоже не остаются без внимания.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства