на главную страницу

24 Апреля 2004 года

Вестник РОСТО

Суббота

Фантастический полет

ВЕХА

Александр БУГАЙ. Фото из архива совета РОСТО Татарстана.



В энциклопедии «Авиация», изданной ЦАГИ им. Н. Жуковского в 1994 году, в разделе «Авиамодельный спорт» о мировых рекордах под № 14 сообщается: «Модели вертолетов с поршневыми двигателями - дальность по прямой 91,491 км, 1 октября 1963 г., В.И. Титлов, СССР». В новом издании этой энциклопедии, за 2003 год в таблице рекордов эта строка осталась неизменной. Только за фамилией рекордсмена вместо «СССР» значится «Россия». Предыдущий рекорд принадлежал тогда тоже нашему соотечественнику, а ныне гражданину Украины Борису Паценкеру из Харькова. Он был перекрыт Титловым более чем на десять километров. Рекордное достижение казанского инженера-конструктора остается непревзойденным уже на протяжении сорока лет.

     Автор этого уникального спортивно-технического достижения Вячеслав Титлов, изобретатель и дипломированный инженер, в свое время окончил Казанский авиационный институт, был ведущим конструктором ОКБ «Сокол», которое занималось разработками для большой авиации. Но с юношеской поры и до пенсионного возраста в нем жила еще одна страсть - это авиамоделизм, которым Вячеслав Иванович занимается уже более полувека.
     Этому легендарному человеку – 65 лет, но на вид ему не дашь и пятидесяти. Мастер спорта СССР, трехкратный рекордсмен мира, он своим примером буквально увлекает детей и подростков для занятий в авиамодельной лаборатории Центра детско-юношеского технического творчества Ново-Савиновского района Казани. Многие его ученики, которым он подсказывал, как заставлять авиамодели подниматься к небу, в последующем стали инженерами, изобретателями, летчиками, чемпионами и рекордсменами. На их счету 48 всесоюзных и 3 мировых достижения. Кстати, педагог-руководитель авиамодельного кружка Вячеслав Титлов рекорды своих подопечных рассматривает не как самоцель, а как средство воспитания, становления подростков как граждан и патриотов.
     К первому официально зарегистрированному мировому рекорду Вячеслав Титлов шел лет десять, регулярно посещая авиамодельный кружок, совершенствуя навыки, расширяя технический кругозор. У него до сих пор хранится диплом, выданный в 1953 году Хабаровским краевым комитетом ДОСААФ. Семиклассник Слава Титлов получил его за полет самостоятельно сконструированной и изготовленной модели самолета с поршневым двигателем продолжительностью 40 минут 20 секунд. Это был один из его первых рекордов в авиамодельном спорте.
     На качественно новый уровень поднялось увлечение авиамоделизмом после того, как Вячеслав Титлов поступил в Казанский авиационный институт. Именно в это время он приступил к созданию модели вертолета с поршневым двигателем, полет которой будет зарегистрирован в качестве мирового рекорда в парижской штаб-квартире Международной авиационной федерации.
     Без специальных знаний создать такой летательный аппарат невозможно, хотя конструкция его может показаться достаточно простой. В основу ее была положена так называемая однолопастная схема. Каждому приходилось наблюдать, как, планируя и вращаясь вокруг вертикальной оси, падает с дерева однокрылое семечко клена. Это и есть однолопастной полет. Кстати, на этом аэродинамическом свойстве строится схема выживания современных вертолетов в случае отказа двигателя: они начинают авторотировать, опускаясь к земле.
     К одному концу крыла модели длиной больше метра для устойчивости крепится стабилизатор. Поршневой микродвигатель с воздушным винтом заставляет ее вертикально взлетать. На нее устанавливают также шасси, топливный бак и макет фюзеляжа.
     Такой аппарат является свободнолетающим. После его взлета авиамоделист не имеет с ним никакой связи, а следовательно, возможности управлять его полетом. В воздухе модель подчиняется только воздушным течениям.
     В полете модель смотрится, как настоящий вертолет. Ее скороподъемность может достигать 5 м/сек. Но особенностью полета такой конструкции является то, что если она не соответствует аэродинамическим законам, то в воздухе становится неустойчивой и не- способной выдерживать заданное направление. А по правилам соревнований рекорд на дальность полета фиксируется по прямой – от точки взлета до точки посадки.
     Рекорду предшествовали сотни регулировочных и контрольных стартов. Дело это кропотливое и дорогостоящее. Следить за полетом модели вертолета приходилось из настоящего самолета сопровождения. Летчики несколько раз теряли модель из вида, и она улетала неизвестно куда. Но всякий раз ее находили добрые люди и возвращали по адресу, указанному на табличке, закрепленной на ее борту.
     В конце сентября 1963 года в Казани стартовали авиамодельные соревнования вузов страны. На них выступали именитые спортсмены, в том числе неоднократные рекордсмены мира Валентин Найдовский из Харькова и Валерий Слепков из Ленинграда. Но Титлову повезло больше всех. Его модель стартовала во время штормового ветра. Укрывшись от бешеного напора воздушных масс за бензовозами, стоящими на бетонной площадке Казанского аэропорта, он запустил модель. Шквал тут же подхватил ее и понес… на стоящие у кромки взлетной полосы самолеты. Но она, проявив завидную устойчивость при столь неблагоприятной погоде, продолжила набирать высоту. Уже через три минуты ее не стало видно в бинокли. Спортивные комиссары даже не успели взлететь на самолете сопровождения. Они в соответствии с правилами соревнований телеграммой уведомили Москву о месте старта модели. Оставалось надеяться на удачу и ждать, что честный человек найдет улетевшую конструкцию вертолета и сообщит об этом.
     16 октября 1963 года была получена телеграмма из деревни Шикши Сабинского района Татарии. Из нее следовало, что пастух Сафа Сафеев, утром выгуливая стадо, обнаружил в поле авиамодель.
     Спортивные комиссары и Вячеслав Титлов добрались до деревни Шикши на «газике» поздним вечером. Разыскали сельсовет. Там их уже ждал Сафа Сафеев с найденной моделью. Ее опознали, определили по карте предварительный результат полета, составили акт о находке, заверили его у председателя сельсовета и отправились в Казань.
     Через несколько дней Татарский обком ДОСААФ оформил необходимые документы и отправил их в Авиационную спортивную комиссию ЦАК СССР им. В.П. Чкалова, где этот полет и был зарегистрирован в качестве всесоюзного рекорда. Признала его и Международная авиационная федерация, но уже как мировой.
     Позже Титлову вручили медаль и диплом рекордсмена СССР, а также диплом рекордсмена мира по авиамодельному спорту. Порадовал и денежный перевод за установленный рекорд - почти 200 рублей. В те времена для студента Титлова это были немалые деньги…

     На снимке: мастер спорта СССР, трехкратный рекордсмен мира по авиамодельному спорту Вячеслав ТИТЛОВ и его ученики.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства