на главную страницу

27 Апреля 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

СТАРЫЙ СВЕТ В НОВОМ ОКОШКЕ

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».



1 мая Европейский союз, насчитывающий сегодня 15 членов, примет в свой состав еще 10 стран Центральной и Восточной Европы: Польшу, Венгрию, Чехию, Словакию, Словению, Эстонию, Латвию, Литву, а также две средиземноморские страны - Кипр и Мальту. Что будет представлять собой после этого ЕС? Как изменится его политика, с какими проблемами ЕС сталкивается сейчас и столкнется уже в недалеком будущем? Как отразится расширение Евросоюза на России, для которой ЕС остается крупнейшим экономическим партнером и от которой по некоторым позициям зависит и сам Евросоюз? Ответы на эти и другие вопросы интересуют многих.

     
Политическое решение

     Никогда прежде Евросоюз не стоял перед перспективой такого внушительного расширения: с приемом 10 новых стран в свои ряды экономически возникает крупнейший в мире единый рынок с населением свыше 520 миллионов человек, территорией более 5 миллионов кв. км и ВВП почти в 8 триллионов долларов.
     В то же время еще ни разу (а ЕС переживает далеко не первую волну расширения) прием в состав союза новых членов не ставил перед этой организацией столь сложных социально-экономических проблем, как сейчас. Для многих наблюдателей очевидно, что расширение для ЕС - сплошные проблемы, но тем не менее он на него идет. На саммите Евросоюза в Копенгагене еще в 1993 году (все эти расширения давно продуманы) были даже выработаны специальные - «копенгагенские» - критерии контроля за готовностью стран-кандидатов к вступлению в союз. Оценка происходила по следующим параметрам. Обязательным для членства в ЕС становились наличие функционирующей рыночной экономики, способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в рамках ЕС, принятие институциональных и юридических норм союза, выполнение обязательств члена ЕС. Учитывается также выполнение политических требований ЕС, в числе которых обеспечение стабильности институтов, гарантирующих демократию, господство права, соблюдение прав человека и защита национальных меньшинств.
     Претензий к выполнению политических требований к новичкам у ЕС в принципе нет (если не принимать слишком близко к сердцу раскол в Евросоюзе, вызванный действиями США и ряда их европейских союзников против Ирака, в результате чего, как известно, появились «Новая и Старая Европа» и закупки некоторыми странами-кандидатами в ЕС американского оружия вместо европейского). Даже ситуация с массовым безгражданством в Латвии и Эстонии и положением в этих странах русскоязычного населения, которое, по оценкам в том числе и собственно «еэсовских» экспертов, напоминает, мягко говоря, дискриминацию, считается в ЕС проблемой чьей угодно, но только не Брюсселя. Не принимается к особому вниманию и неурегулированность границ некоторых стран-кандидатов с соседними государствами (Россией). Свои незачеты есть практически у всех новичков ЕС - начиная от разделенного Кипра и заканчивая, к примеру, проблемой цыган, скажем, из Словакии, которых гоняют из одной страны ЕС в другую...
     Но ради идеи «единой Европы» глаза в Брюсселе на сей счет, похоже, закрыли.

     
«Перегрев» обеспечен

     Присоединение новых членов однозначно усложняет функционирование ЕС. По мнению экспертов, институциональная структура, созданная почти полвека назад, когда в состав ЕС входило всего 6 государств, функционировала с большим напряжением уже в системах ЕС-12 и ЕС-15. Еще десять новых стран в условиях нереформированности основной организации могут попросту парализовать ее работу. Например, в штате исполнительного органа ЕС Европейской комиссии и до расширения насчитывалось более 15 тысяч сотрудников. Надо ли говорить, что сегодня с расширением ЕС увеличивается и количество еврочиновников.
     Заметим, что в Европе понимают, что реформа институтов ЕС назрела давно. Но пока принимаются лишь полумеры по их реставрации. Так, срок полномочий действующей Еврокомиссии истекает в конце этого года. Решено, что с 2005 года государства ЕС будут направлять в этот орган только по одному представителю. А когда число государств ЕС достигнет 27 (за счет Болгарии и Румынии - по всем официальным документам ЕС эти страны будут рано или поздно, но приняты в союз), численность членов Еврокомиссии будет уменьшена и введена система ротации. А еще намечено принятие европейской конституции, в которой все было бы прописано раз и навсегда (кстати, планировалось, что переговоры по принятию новой конституции должны быть завершены до 1 мая 2004 года, консенсуса пока так и не удалось добиться).
     Но все благие намерения разбиваются о позиции отдельных стран, которые опасаются потери своего влияния на европейскую политику, которое они оказывали, в том числе и через свое участие в том или ином управленческом органе. Также, конечно, приходится учитывать и своеобразное «братство» еврочиновников - никто из них не хочет терять те большие зарплаты и массу льгот, которые они сейчас имеют, и сравнительно «не пыльную» работу.
     Еще одна проблема ЕС - блоковость внутри союза. Сама структура нынешнего ЕС, где есть государства, не принявшие евро - денежную единицу союза, уже предполагает наличие тех, кто вместе, и тех, кто тоже вместе, но в то же время подальше. А соответственно и существование разных блоков. Например, явно на особое место в структуре объединенной Европы претендует сейчас блок Польша - Испания, «благополучно» разваливший почти что найденный консенсус по европейской конституции. Заметим также, что именно эти страны изначально поддержали действия США в Ираке, за что получили от Вашингтона массу преференций в виде кредитов, своих секторов в Ираке (Польша) и командование многонациональными силами. Сейчас Испания в Ираке уже «отыграла», но позиции в Евросоюзе не сдает. Региональную зону сотрудничества намерены создать уже в 2005 году Австрия, Чехия, Венгрия и Словакия. Вышеградская четверка - страны Центральной Европы - принимает решения для развития отношений друг с другом. На лидерство в южном регионе ЕС претендует Италия, которая в силу своего географического положения влияет также на Грецию, Кипр, Мальту и Балканы. Есть и Вильнюсская десятка - в этом блоке объединились в свое время все нынешние новички ЕС. Наконец, есть страны Скандинавии и Балтии, которые теперь все, кроме Норвегии и Исландии, - члены ЕС, но при этом именно здесь наибольшее неприятие евро.
     Что касается государств - основателей Евросоюза, то они пытаются держаться по большей части вместе. Хотя и здесь есть свои подводные течения. В частности, действуют связки Германия - Франция, Великобритания - Франция - Германия, Германия - Франция - Бельгия - Люксембург, каждая из которых олицетворяет собой не просто какие-то исторические моменты - они реально влияют на происходящие в ЕС события.

     
«Тактические группировки»

     Это особенно проявилось в вопросе создания коллективных вооруженных сил ЕС. На состоявшейся в начале апреля в Брюсселе неформальной встрече министров обороны стран ЕС после длительных переговоров были приняты решения в этой области. Однако, по мнению экспертов, главным характеризующим их моментом стали половинчатость планируемых мер и отдаленность сроков реализации. Так, в частности, было одобрено принципиальное решение о создании в рамках оборонных структур ЕС «тактических группировок быстрого реагирования» для локализации кризисных ситуаций и конфликтов в различных районах мира. Эти контингенты, численностью в 1.500 человек и состоящие из сухопутных сил, ВВС и ВМС, планируется создать к 2007 году и использовать в случае неожиданных вспышек насилия, «предположительно в африканских странах».
     Однако Африкой вряд ли ограничатся географические амбиции ЕС. Во всяком случае, как много раз указывалось в теоретических выкладках представителей ЕС разного ранга, конечной целью является способность Евросоюза проводить самостоятельные операции, подобные установлению контроля над Косово в 1999 году.
     В концептуальных установках относительно создания «тактических группировок» особо подчеркивается «важность принципа взаимного усиления с НАТО». Силы быстрого реагирования ЕС «должны быть в распоряжении как одной, так и другой организаций. Без этого не будет взаимного усиления, а будет дорогостоящее и бесполезное соперничество», считает, к примеру, «министр иностранных дел» ЕС и бывший генсек НАТО Хавьер Солана.
     Крупным препятствием в создании собственных вооруженных сил ЕС по-прежнему является позиция Великобритании. Она все последние годы тормозила этот процесс из-за нежелания подрывать роль НАТО и соответственно США, которые, как известно, в альянсе играют главную роль, а с появлением сильной и независимой в военном плане Европы могут потерять часть своего влияния в мире. Только после трехсторонней встречи президента Франции, канцлера ФРГ и британского премьера осенью 2003 года и половинчатого согласия британцев на создание собственных военных сил и структур ЕС стал возможен переход к практической фазе проекта.
     Отпечаток этого компромисса лежит и на другом важном решении, принятом на апрельской встрече министров обороны стран ЕС, - о создании собственных органов военного планирования, иными словами собственного генштаба. На начальном этапе, как сообщил ИТАР-ТАСС, в этой штабной структуре будет только 30 офицеров, что, конечно, недостаточно для обеспечения серьезных операций на далеких театрах военных действий с использованием ВВС и ВМС. Правда, большую роль играет сам факт создания такого сугубо европейского штаба, где не будет американцев. Кроме того, эти структуры военного планирования можно усилить личным составом уже существующего с 2002 года в Брюсселе главного штаба ЕС, который пока не занимается собственно военным планированием и командованием войсками. Свыше сотни задействованных здесь военных экспертов разрабатывают скорее теоретические и экономические вопросы военной политики ЕС. Сейчас, например, главный штаб ЕС прорабатывает все аспекты предстоящей операции Евросоюза в Боснии, командование которой к концу года уступит ему НАТО.
     Кроме того, надо отметить, что тактические группировки быстрого реагирования ЕС не будут коллективными в обычное время. Все их подразделения будут находиться в местах постоянной дислокации в своих странах и только после принятия решений будут сводиться воедино и перебрасываться на место действия. Отрабатывать взаимодействие они будут на частых военных учениях.
     Еще одна важная деталь: использоваться группировки быстрого реагирования ЕС будут только в тех операциях, где не принимает участие НАТО. Правда, если речь пойдет о выполнении резолюций СБ ООН, то надо ожидать первоочередного обращения ООН именно к ЕС как к более нейтральной организации, а не к Североатлантическому альянсу. Окончательное решение о структурах военного планирования ЕС должно быть утверждено на июньском саммите ЕС, а вывести их на оперативную готовность запланировано до конца 2004 года.

     
Последствия для России

     Если сегодня доля торговли России с ЕС, по данным Минэкономразвития, составляет 36 процентов от товарооборота России с иностранными государствами, то после расширения ЕС она вырастет до 54 процентов товарооборота и достигнет 100 миллиардов евро. Сотрудничество России и ЕС опирается на Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое было подписано в июне 1994 года, а вступило в силу 1 декабря 1997 года. Наиболее крупными инициативами сторон в торгово-экономической сфере остаются энергодиалог и формирование четырех общих пространств, которые уже прошли экспертную стадию.
     Решение начать регулярный энергодиалог, инициатором которого выступил Брюссель, было принято на парижском саммите Россия - ЕС в октябре 2000 года. Причина заинтересованности Евросоюза в поставках сырья очевидна. По некоторым прогнозам, зависимость ЕС от импорта энергетических ресурсов может возрасти с 50 процентов в 2000 году до 70 процентов в 2020 году, причем наиболее близкими и надежными источниками энергоснабжения ЕС считает Россию, Центральную Азию и Каспий.
     Формирование вблизи российских границ крупнейшего единого рынка, работающего по общим, а не национально разрозненным правилам, и возможное ускорение экономического роста в странах-новичках после их вступления в ЕС могут способствовать расширению спроса на российский экспорт. Протяженнее станет и общая граница России и ЕС, в том числе вокруг Калининградской области, что позволит более полно использовать приграничное сотрудничество. Но негатива для нашей страны от расширения ЕС все же, похоже, больше. На традиционные для России рынки распространяются все режимы Евросоюза - общий внешний таможенный тариф; рост субсидированных поставок сельхозпродукции; политика конкуренции; перспективы распространения на новичков антидемпинговых мер ЕС в отношении России; стандартизация, в том числе и переход на нормы ЕС в отношении авиатранспорта; шенгенский визовый режим. О прямых экономических потерях сообщалось, что только российский агропром будет терять до 300 миллионов евро в год. Из других озвученных российскими официальными лицами проблемных вопросов, возникающих при расширении ЕС, - условия транзита российских товаров в Европу через порты стран Балтии; торговля товарами ядерного топливного цикла и услугами в этой сфере; тарифные и нетарифные ограничения российского экспорта. Говорилось также, что вступление в ЕС, например, стран Балтии сократит их импорт из России при росте сырьевой составляющей российских поставок.
     Эти проблемы, сформулированные в виде перечня «российских озабоченностей», были поставлены перед ЕС еще в 1999 году. Однако консультации по ним все это время шли крайне медленно, явно отставая от подготовки стран-кандидатов к вступлению в Евросоюз. По большому счету стороны договорились в основном о том, что расширение ЕС должно произойти в формах, которые не только сохранят, но в перспективе и увеличат торговлю нашей страны и с новичками, и с ЕС в целом. При этом Россия все это время настаивала, чтобы процесс консультаций был завершен формальными договоренностями до начала расширения Евросоюза. При этом в Москве отдают отчет в том, что эта ситуация служит для нашей страны своеобразным «пробным камнем»: если стороны не придут к взаимоприемлемым договоренностям по вопросам расширения, то это поставит под сомнение большинство перспективных проектов России и ЕС, не говоря уж о создании каких-то общих пространств.
     27 апреля в Люксембурге эти вопросы обсудит с коллегами из ЕС министр иностранных дел РФ Сергей Лавров. Там же планируется подписать протокол о распространении СПС на новых членов Евросоюза и заявление о готовности Евросоюза урегулировать «озабоченности России» в установленные сроки. Накануне «исторической» встречи 27 апреля на уровне глав внешнеполитических ведомств ЕС и России в Люксембурге сообщалось, что сторонам удалось договориться практически по всем так называемым экономическим «озабоченностям России» в связи с расширением ЕС, кроме двух: грузового транзита в Калининград и положения русскоязычного населения в странах Балтии. Но подписание этих документов - протокола к СПС и совместного заявления по урегулированию российских «озабоченностей» - пройдет одновременно. Это условие Москвы, а значит, сторонам просто придется найти устраивающее всех решение.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства