на главную страницу

29 Апреля 2004 года

Военное образование в России

Четверг

Суворовец, курсант, офицер

Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».




     Сегодня в Совете Федерации начинается двухдневная конференция по теме «О состоянии и проблемах правового регулирования военного образования в Российской Федерации». Внимание организатора мероприятия - Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности к этой проблеме не случайно. Как заявил глава оборонного комитета верхней палаты Виктор Озеров, одна из серьезнейших современных проблем - несовершенство законодательной базы, регулирующей сферу военного образования в государстве.

     Если говорить об уровне образования, то он по-прежнему высок. Однако удручающие моменты уже себя проявили. Так, с 1997 года в военных учебных заведениях на 50 процентов уменьшилось время на тактику, войсковую стажировку, эксплуатацию военной техники. Кроме того, после 2001 года из рядов Вооруженных Сил были уволены около 750 докторов и кандидатов наук, причем почти 400 - досрочно. При этом более чем в половине вузов Минобороны уровень укомплектованности учеными, установленный требованиями государственной аккредитации, не достигнут.

     В общем, не все ладно в системе военного образования. Достаточно сказать, что ежегодно несколько тысяч курсантов по собственному желанию расстаются с мечтой об офицерских погонах. А из дотянувших до лейтенантских звездочек треть подают рапорты об увольнении в первый год службы и используют свой диплом вне армии. Счетная палата оценивает потери от отсева только лейтенантов в 16 миллиардов рублей (для сравнения: в 2002 - 2003 годы по разделу госбюджета «Военная реформа» на сертификаты для покупки жилья для военнослужащих выделена аналогичная сумма). Именно поэтому многими взводами и ротами командуют призванные на два года выпускники гражданских вузов. Кадровую проблему решают и по-другому. На днях офицерский корпус Сибирского и Дальневосточного военных округов пополнили 214 младших лейтенантов. Их путь к офицерскому званию занял всего 10 месяцев. 34-е офицерские курсы в Чите были созданы еще в 1997 году. За шесть лет курсы подготовили более 1.300 специалистов. По оценке замкомандующего войсками СибВО генерал-лейтенанта Хакима Мирзазянова, подавляющее большинство выпускников курсов успешно решают задачи воинской службы. Так, за участие в боевых действиях более 30 выпускников курсов отмечены государственными наградами, 19 из них награждены орденом Мужества. Однако создание краткосрочных офицерских курсов в мирное время - явление беспрецедентное.

     Как издревле на Руси, так и сегодня возникает вопрос: что делать? Как сообщил редакции председатель Комитета СФ по обороне и безопасности Виктор Озеров, существует несколько подходов к разрешению проблемы - радикальные, умеренные, компромиссные.

     Радикалы предлагают всю подготовку офицерского состава перевести в гражданские учебные заведения. Умеренные рекомендуют количество военных вузов существенно сократить и оставить не более двух-трех на каждый вид Вооруженных Сил; в военных вузах преподавать лишь чисто военные предметы; выбор места службы предоставлять выпускникам в зависимости от их успехов в обучении; для повышения профессиональной подготовки офицерского состава использовать систему гражданских вузов.

     В свою очередь отдельные представители Минобороны стоят на компромиссной позиции и считают, что систему военного образования необходимо строить на базе той, которой располагает Министерство обороны России, при существенном или, может быть, даже кардинальном изменении системы образования в других силовых структурах и ведомствах.

     Сенатор считает, что сегодня не следует торопиться раскачивать существующую систему. Следует детально проанализировать опыт ее реформирования за последние годы, выявить результаты и извлечь уроки, осуществить мониторинг нормативной правовой базы, разработать методику обоснования кадрового заказа на подготовку военных специалистов и квалификационных требований к ним. Важно определиться с содержанием и сроками обучения, обеспечивающими достижение современного уровня подготовки. И уже после этого решать организационные вопросы (в том числе и на законодательном уровне): где, кого и кому учить. На многие из этих вопросов парламентарии, представители руководящих органов силовых структур, начальники высших военных учебных заведений, руководители военных научно-исследовательских институтов, представители общественных организаций надеются найти ответ в процессе работы конференции.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства