на главную страницу

29 Апреля 2004 года

Планета людей

Четверг

В чьих руках наследие Ваххаба?

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».



Произведение основоположника радикального религиозно-политического течения в исламе - ваххабизма - Мухаммада ибн Сулеймана аль-Ваххаба ат-Тамими «Книга единобожия» официально запрещена к распространению на территоррии России. Соответствующее решение вынес Савеловский суд Москвы, рассмотрев представление прокурора Москвы Анатолия Зуева. Ранее прокуратура Москвы расследовала уголовное дело по факту издания книги некоммерческим партнерством «Издательский дом «Бадр» в Москве в 1999 году. Уголовное дело было возбуждено по ст. 282 УК РФ (возбуждение религиозной вражды). Тогда прокуратура изъяла оставшуюся часть тиража книги. Нынешнее решение означает, что «в России эту книгу нельзя не только распространять, но и издавать», - сообщили в прокуратуре. аследие Ваххаба?

     
Рожденный в Аравии

     Ваххабизм, как секта и одновременно религиозно-политическое движение в суннитском исламе, появился в Аравии в середине XVIII в. на основе учения проповедника Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Основой учения было представление о единобожии (таухид): Аллах - единственный источник творения, и только он достоин поклонения со стороны людей, однако мусульмане отошли от этого принципа, поклоняясь святым и вводя различные новшества (бида). Поэтому необходимо очистить ислам и вернуться к его изначальным установлениям путем отказа от бида, культа святых и т.д.
     Ваххабиты проповедовали социальную гармонию, братство и единство всех мусульман, призывали к строгому соблюдению морально-этических принципов ислама, осуждая роскошь и стяжательство. Однако для осуществления этих благих намерений они уже тогда не ограничивались лишь увещеваниями братьев по вере. Важное место отводилось идее священной войны против многобожников и мусульман, «поступившихся принципами». И уже для раннего ваххабизма был характерен экстремизм в практике борьбы со своими идейными и политическими противниками. Он в еще большей степени используется сегодня сторонниками движения для изменения общественно-политического строя в странах распространения ислама.
     При этом в качестве объяснения такой политики служит современная интерпретация основных положений, характиризующих ваххабизм, - такфира и джихада. Такфир - это обвинение в неверии всех тех мусульман, кто не согласен с ваххабитами. Таких объявляют вероотступниками, для которых шариат предусматривает исключительную меру - смертную казнь. Правда, прежде всего необходимо выяснить действительное положение вещей и троекратно предложить вероотступнику покаяться и вернуться в лоно ислама, но ваххабиты об этом как-то забывают. Такфир ваххабиты распространяют на представителей власти в исламских государствах, на правоохранительные органы и силовые структуры, которые это государство защищают, на тех мусульман, которые самим фактом отказа ваххабитам в поддержке ставят себя в один ряд с правителями-вероотступниками.
     Джихадом в исламе традиционно называется не только и даже не столько война, сколько мирные созидательные усилия верующих вкупе с нравственным самосовершенствованием. Но ваххабитские группировки сегодня трактуют джихад как исключительно вооруженную борьбу и вменяют в обязанность каждому физически и умственно способному мусульманину ведение джихада против неверных. А поскольку неверными (кяфирами) объявляются все, кто не согласен с ваххабитами, джихад ведется не только против приверженцев других конфессий, но и - прежде всего - против остальных мусульман.
     Следует отметить, что проповедь Ибн Абд аль-Ваххаба встретила поддержку среди шейхов ряда аравийских племен, в том числе представителей рода Аль Сауд - правителей эмирата ад-Дирийя. С середины 40-х годов XVIII века Ибн Абд аль-Ваххаб включился в политическую борьбу на Аравийском полуострове, его учение вскоре стало знаменем борьбы Саудидов за объединение Аравии под их властью, а позднее - официальной идеологией первого государства Саудидов. К началу XIX века ваххабизм завоевал прочные позиции на большей части Аравийского полуострова, а затем получил распространение в Индии, Индонезии, Восточной и Северной Африке. В настоящее время ваххабизм - основа официальной идеологии Королевства Саудовская Аравия (КСА). Причем духовенство в стране получило и по сей день продолжает получать гораздо больше средств, чем необходимо для поддержания в саудовском обществе исламской, точнее ваххабитской, традиции. Это позволило ему обратить свой взор за пределы Аравийского полуострова.
     
«Джинн» экстремизма

     И в Старом, и в Новом Свете Саудовская Аравия стала финансировать строительство мечетей и медрессе, спонсировать студентов-теологов, а также огромными тиражами на разных языках издавать ваххабитскую литературу. Так, на территории США, по данным саудовских СМИ (которые не опровергаются их американскими коллегами), КСА финансировало сооружение и оборудование института «Дар ас-салам» и мечети в Фресно (Калифорния), Исламских центров в Колумбии (Миссури), Ист-Лансинге (Мичиган), Лос-Анджелесе (Калифорния) и десятков других объектов.
     Конечно, этого бы в США не произошло, если бы американская администрация в свое время не только не декларировала терпимость к ваххабизму, но и не стремилась использовать его в своих целях. В годы «холодной войны» американцы нуждались в экстремистах, готовых с оружием в руках противостоять Советскому Союзу и его сторонникам всюду, в том числе и в странах исламской традиции. Любая идеология, посев которой дал бы всходы агрессивного антикоммунизма или антирусизма, Штатами только приветствовалась. Так что если и не крестным отцом, то повивальной бабкой современной интерпретации ваххабизма в 70-х годах прошлого века США стали однозначно. Именно Штаты предоставили ваххабизму организационный ресурс своих спецслужб. И, кстати, далеко не факт, что «джинн» ваххабизма, выпущенный определенными штатовскими структурами из бутылки, в последние годы перестал выполнять задания своего господина-«освободителя». Некоторые эксперты полагают, что нити управления на самом деле по-прежнему остаются в тех же руках.
     Надо отметить, что штаб-квартиры многих исламистских (то есть не только исповедующих ислам, но и стремящихся навязать другим обществам правопорядок, основанный на приверженности определенным положениям шариата) организаций расположены также в Великобритании и других европейских странах. Не исключено, что ряд государств предоставляет исламистам убежище в расчете, с одной стороны, на то, что на территории этих государств исламисты не будут совершать терактов и ограничатся антизападной риторикой, а с другой стороны, сами эти государства используют исламистов в своей внешней политике. Прежде всего как инструмент давления на страны, являющиеся для активистов тех или иных исламистских групп исторической родиной. Протесты со стороны, например, Египта адресовались Великобритании, на территории которой действовали и продолжают действовать египетские исламисты, а также пакистанские и кашмирские исламистские группы, которые бравируют своей связью с Усамой бен Ладеном.
     Как бы там ни было, следует признать, что были созданы все условия для выхода ваххабизма за пределы Аравии. Что способствовало распостранению экстремизма и религиозной нетерпимости по всему миру. Правда, от него уже начинают страдать и в самом КСА. Там даже предприняты определенные меры по вытеснению наиболее экстремистски настроенных последователей ваххабизма за пределы королевства. Особенно после того, когда в мае прошлого года в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде произошла серия терактов. Именно о религиозном экстремизме и терроре тогда заговорили официальные представители саудовских властей. В ходе контртеррористических мероприятий в конце мая прошлого года были арестованы несколько ваххабитских улемов (от арабского слова «алим» - знаток религии), которые, по утверждениям властей, подстрекали террористов к совершению противоправных действий. Вполне вероятно, что именно этим улемам было адресовано предупреждение наследного принца Абдаллы, который заявил, что все, кто симпатизирует устроителям взрывов в Эр-Рияде, будут считаться их соучастниками. В ходе антитеррористических мероприятий в королевстве, по словам советника Абдаллы Адиль аль-Джубейра (характерно, что произнес он их в Вашингтоне), были арестованы около тысячи человек, из которых 300 - в связи с терактами в Эр-Рияде, из них 100 человек отданы под суд.
     В конце мая министерство исламских дел Саудовской Аравии отстранило от работы более 1.700 представителей духовенства в разных городах страны, чего за всю историю страны никогда не случалось. Правда, одновременно было объявлено, что на строительство и ремонт мечетей выделяется 128 млн. долларов. В ответ многие представители саудовского духовенства выразили готовность бороться против «чрезмерно усердствующих в религии», то есть религиозных экстремистов. А 23 мая 2003 г. в Мекке в мечети Аль-Харам имам-хатыб Усама Хайят прочел проповедь, в которой даже подверг критике одну из основ ваххабизма - принцип такфира. Наконец, светская власть королевства информировала мировую общественность о том, что в Эр-Рияде и Джидде начат эксперимент по изменению содержания школьных учебников, из которых будут изыматься положения о такфире, джихаде, проповедь религиозной нетерпимости и т.п.
     
Под прицелом — страны СНГ

     Когда и чем завершится эксперимент в Саудовской Аравии, покажет время. В СНГ с ваххабизмом решили не экспериментировать, гораздо раньше убедившись в том, что его идеи на постсоветском пространстве материализуются преимущественно в виде терактов и иных форм вооруженной борьбы против законных властей.
     Здесь следует напомнить, что в июле 1998 г. в Грозном прошел Конгресс мусульман Северного Кавказа, в котором приняли участие религиозные деятели региона. Резолюция конгресса в обращении к властям Чечни, Ингушетии и Дагестана требовала «объявить все экстремистские течения вне закона, установить контроль над всеми исламскими учебными заведениями, учебной литературой, средствами массовой информации во избежание проникновения вредной ваххабитской идеологии в общество». В 1999 г. вступил в силу закон Республики Дагестан «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан». В 2000 г. Ахмад Кадыров, будучи главой чеченской администрации, принял решение о запрещении ваххабизма в Чечне.
     Данные меры были небезупречны с точки зрения соответствия Конституции РФ, гарантирующей гражданам свободу вероисповедания. Однако тот факт, что республиканские власти решили к ним прибегнуть, лишний раз подчеркивает масштаб угрозы, которую они увидели в ваххабизме, ведь ваххабиты побеждать идейных противников пердпочитали отнюдь не в ходе мирных благопристойных диспутов.
     Активное противодействие распространению ваххабизма и другим формам религиозного экстремизма началось и в государствах Средней Азии. Например, еще в 1997 г. в Киргизии руководитель службы национальной безопасности сформировал специальные подразделения для контроля деятельности ваххабитов и религиозных сект, соответствующие меры предпринимались и в соседних республиках.
     Центрально-азиатский регион (ЦАР) вообще рассматривается рядом террористических организаций не только как транзитная область для нелегальной миграции, переправки боевиков, переброски оружия, а также наркотиков из Афганистана в Россию, Европу и США, но и как конкретный объект экстремистских устремлений. В планах идеологов религиозного экстремизма территория ЦАР видится как исламское государственное образование «халифат».
     Одним из активных проводников этой идеи в регионе выступает «Исламская партия Туркестана» (ИПТ) - ранее «Исламское движение Узбекистана» (ИДУ), наладившая устойчивые контакты с афганскими талибами, «Аль-Каидой» и боевиками «Исламской партии Афганистана». ИПТ не скрывает своих планов перенести экстремистскую деятельность в республики региона, и прежде всего в Узбекистан, с целью свержения конституционного строя. Деятельность ИПТ отмечена практически во всех государствах Средней Азии.
     Дестабилизирующее влияние на обстановку в Центральной Азии продолжает оказывать и «Исламская партия Восточного Туркестана» (ИПВТ), распространившая свое влияние на уйгурские диаспоры Казахстана, Киргизии, Узбекистана, а также Пакистана и Афганистана.
     Опасность для среднеазиатских стран заключается прежде всего в специфических формах и методах работы этих и других подобных организаций.
     - Эти организации характеризуются наличием жесткой иерархии и внутренней структуры, соблюдением принципов конспирации и собственной безопасности, но при этом демонстративным и масштабным характером работы с использованием последних достижений в области телекоммуникаций, - рассказывает руководитель Антитеррористического центра СНГ генерал-полковник Борис Мыльников. - Нелегальные ячейки создаются в мечетях и исламских культурных центрах, а также под другими прикрытиями.
     Национальные спецслужбы государств ЦАР располагают многочисленными данными о фактах вербовки граждан этих государств в члены международных террористических структур. В качестве своих пособников террористы, как правило, подбирают лиц из уголовной среды. По некоторым данным, террористы используют криминальные круги для легализации своих членов, в частности, путем изготовления для них поддельных паспортов, водительских удостоверений и других документов. Фальшивые документы имело большинство граждан Узбекистана из числа организаторов и исполнителей террористических актов в Ташкенте в конце 90-х годов.
     Важное стратегическое значение в планах боевиков имеет и территория Туркменской Республики. В первую очередь это связано с географическим положением - через территорию Туркменистана лежит кратчайший путь из Кавказского региона в государства Центральной Азии. Имеются данные о проведении боевиками ИПТ-ИДУ разведывательных мероприятий на территории Туркменистана с целью обеспечения транзита групп боевиков на территорию стран Содружества.
     
Координация противодействия

     Руководство стран - участниц СНГ 21 июня 2000 г. приняло решение о создании Антитеррористического центра Содружества. Решением Совета глав государств СНГ в 2002 г. было образовано Отделение АТЦ СНГ по Центрально-Азиатскому региону в Бишкеке. Это, безусловно, повысило результативность противодействия экстремистам.
     На сегодняшний день имеется немало примеров успешных действий спецслужб и других силовых структур государств ЦАР в данном направлении. Так, в июне 2001 г. в Таджикистане проведена ликвидация вооруженных бандформирований во главе с Р. Сангиновым и М. Муаккаловым, в результате которой главари и порядка 20 членов банд были уничтожены, а более 50 боевиков и их сообщников задержаны и привлечены к уголовной ответственности. Сравнительно недавно правоохранительными органами Республики Казахстан были задержаны 11 членов вооруженной группы ваххабитской направленности, представленной гражданами РК уйгурской национальности. Ими в среде уйгурской молодежи велась активная пропаганда идей воинствующего исламизма и «джихада против неверных». В 2003 г. были задержаны один из руководителей и два активиста нелегально действующей в центрально-азиатском регионе ячейки ИПВТ. Там же, в Казахстане, в 2002 г. удалось установить и задержать пятерых экстремистов ИДУ, в 2003 г. в республике были арестованы еще два боевика ИПТ (все — граждане Узбекистана).
     Нередко террористы пользуются поддельными документами. Фальшивые паспорта были изъяты, к примеру, у задержанных за осуществление в мае 2003 г. теракта в городе Ош граждан Узбекистана И. Изатуллаева и А. Каримова. Ранее они прошли диверсионно-террористическую подготовку на территории Чечни, участвовали в боевых действиях против сил антиталибской коалиции в Афганистане, по заданию главарей ИПТ были засланы в Киргизию, где, легализовавшись, занимались переводами денежных средств для бандформирований международных террористов.
     Спецслужбы государств Содружества первостепенное значение придают установлению и розыску лиц, прошедших диверсионно-террористическую подготовку в лагерях международных террористов и стремящихся легализоваться на территории стран СНГ для продолжения подрывной деятельности. В частности, в ходе проведения совместной операции Службы национальной безопасности Узбекистана и ФСБ РФ на территории Саратовской области был задержан Х. Холмирзаев, разыскиваемый по подозрению в совершении преступлений, предусмотренных статьями 151,
     ч. 1 (агрессия) и 159, ч. 4 (посягательство на конституционный строй Республики Узбекистан) УК Узбекистана. В июне 2002 г. Холмирзаев согласно постановлению Генеральной прокуратуры РФ был передан правоохранительным органам Узбекистана. На территории области удалось установить личности еще двух граждан Узбекистана, разыскиваемых правоохранительными органами республики за причастность к религиозно-экстремистской и террористической деятельности.
     Однако анализ обстановки в центрально-азиатском регионе, проводимый специалистами АТЦ СНГ, свидетельствует о том, что работы по противодействию экстремистским группировкам и по их постепенной нейтрализации у сотрудников органов безопасности государств региона предстоит еще немало. Несмотря на действия антиталибской коалиции, на афганской территории по-прежнему имеется достаточное число боевиков ИПТ-ИДУ, не отказавшихся от своих замыслов. С их стороны отмечаются факты вербовочных подходов к гражданам РТ, обучающимся в теологических учебных заведениях сопредельных государств. По данным АТЦ СНГ, активисты экстремистских организаций большое внимание уделяют созданию «пятой колонны» из числа своих сторонников и лиц, получивших определенные навыки в лагерях подготовки боевиков. Эти лица после участия в террористических акциях либо обучения в тренировочных лагерях возвращаются к местам своего проживания или оседают в соседних республиках с поддельными документами, легализуются, занимаются предпринимательством и ведут законопослушный образ жизни в ожидании специального сигнала к началу джихада.
     Особую тревогу вызывает сращивание террористических структур с контрабандой наркотиков. Террористические и экстремистские группировки прибегают к финансированию своей деятельности путем участия в наркобизнесе, где Таджикистану отводится роль перевалочной базы для контрабанды наркозелья из Афганистана и Пакистана.
     Ваххабитские группы и другие экстремистские исламистские организации (а не ислам и не его последователи в целом; в России, например, давным-давно между мусульманами и православными христианами сформировалась и по сей день сохраняется бесконфликтная атмосфера веротерпимости) представляют опасность для многих стран. Значит, угроза распространения религиозного экстремизма в различных регионах, в том числе на Кавказе и в Средней Азии, остается. Вряд ли ее можно будет предотвратить без координации усилий тех государств, против которых направлено острие этого зла.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства