на главную страницу

30 Апреля 2004 года

НАВСТРЕЧУ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ

Пятница

ПРОБЛЕМЫ ПРИБЫВАЮТ ВМЕСТЕ С ГОДАМИ

Юрий Белоусов, «Красная звезда».



Вместо ответа на вопрос о том, какие проблемы волнуют среднеуральских фронтовиков в канун очередного Дня Победы председатель Свердловского областного комитета ветеранов (инвалидов) войны и военной службы Ильфат Каюмов протянул исписанный неровным почерком листок. Читаю: «...С вечера приболел. Наутро пришел в городскую поликлинику. Народу много. Подошел к окну регистратуры в надежде получить талон на прием. Но на меня вся очередь закричала. Я показал удостоверение инвалида Великой Отечественной войны. В ответ услышал, что настоящие инвалиды давно сдохли. Люди взяли меня за воротник и силой отпихнули от окна... Со слезами на глазах пришел домой». И подпись: «Фронтовик Багин, 77 лет».

     Как говорится, комментарии излишни. По всей видимости, не оказалось их и у ответственного чиновника из управления здравоохранения Екатеринбурга. В ответе на письмо Каюмова бюрократ от горздрава не нашел ничего лучше, как сделать виновным во всем происшедшем самого Багина: мол, слишком часто ходит в поликлинику.
     А как не ходить, если возраст да и физическое состояние ветеранов теперь такие, что без регулярной помощи медработников с проблемами здоровья в одиночку справляться уже невмоготу.
     По возрастному «ранжиру» фронтовиков Багин - один из молодых ветеранской когорты. Тем, кто постарше, идет девятый десяток. Только их, сетует Ильфат Каюмов, год от года все меньше. Судите сами. Из более чем 700 тысяч среднеуральских бойцов война «списала» почти 300 тысяч. До нынешнего года дожил лишь каждый пятнадцатый. Ежегодно костлявая обрывает жизни трех - пяти тысяч фронтовиков. Так что нынешние майские праздники встретят не более 25.000 свердловских ветеранов. К 60-летию Великой Победы их останется не более 20 тысяч. Приходится быть реалистом и со скорбью признавать: не за горами тот день, когда участников Великой Отечественной войны мы будем пересчитывать по пальцам.
     Так стоит ли бросать упреки в адрес тех, кто, не щадя себя, свои лучшие годы посвятил великому делу - защите независимости Родины?
     По словам фронтовиков, они были бы рады «не маячить» перед глазами молодого поколения и лечиться, как раньше, в ветеранских отделениях горбольниц. Но сегодня об этих структурах остались лишь воспоминания. К примеру, при Екатеринбургской больнице №21 работало отделение на 110 коек. Теперь его нет. Городские чиновники от медицины заявляют, что средства на подобную роскошь бюджетом не предусмотрены. Хотя есть и иной пример - в соседнем городе Каменске-Уральском ветеранское медицинское отделение не только сохранено, но успешно функционирует.
     Поэтому все чаще инвалидам войны предлагают пройти стационарное лечение на общих основаниях, в условиях, не учитывающих специфику заболеваний, а главное, перенесенные фронтовиками ранения и контузии. В противном случае отсылают стариков «поправлять здоровье» в Свердловский областной клинический психоневрологический госпиталь ветеранов войн. Но последний - не резиновый. Емкость госпиталя - 1.080 мест. Реально в его палатах проходят ежедневное лечение до 1.500 человек. Последняя запись предварительной очереди на «стационар» датируется 2005 годом. Была надежда, что с возведением по соседству новой поликлиники нагрузка на госпиталь существенно снизится. Оно бы так и произошло, если бы удалось собрать средства на строительство медобъекта. Только, увы, даже ряд проведенных в последние годы в масштабе области благотворительных марафонов пока не собрали необходимую сумму.
     Не все благополучно в регионе с лекарственным обеспечением фронтовиков. Льготный перечень медпрепаратов, насчитывающий более 140 наименований, не радует своим количеством, а порой и качеством. Это только с виду их много. В ежедневном наличии бывает лишь часть. Особенно остро это ощущают на себе жители отдаленных населенных пунктов. К тому же предлагаемые медикаменты из разряда дешевых и мало востребованных. Так что необходимые и, как правило, дорогостоящие препараты ветераны приобретают за личные средства.
     В разговоре о проблемах среднеуральских ветеранов Ильфат Каюмов произнес поговорку о том, что беда не приходит одна. В последние годы к трудностям медобеспечения свердловчан добавились, по его мнению, кустарные препоны местечкового законотворчества, в том числе и по коммунальным услугам. В частности, никто не отменял решение Постановления Правительства СССР от 23 февраля 1981 года и продублированное в июле 1984 года подтверждение о том, что инвалиды - участники Великой Отечественной войны имеют право на льготу по частичной оплате коммунальных услуг с учетом числа совместно проживающих членов семей. Более того, в Законе РФ «О ветеранах» записано, что «права и льготы, а также другие меры социальной защиты ветеранов и членов их семей, ранее установленные законодательством СССР и законодательством РФ, не могут быть отменены без равноценной замены».
     Коммунальщики Екатеринбурга и ряда других городов области невыгодные им законы, по всей видимости, просто игнорируют. При составлении коммунальных расчетов они с завидным постоянством исключают из числа льготников членов семей фронтовиков. На правомерные претензии ветеранов приводятся ссылки на противоречащие законодательным актам «самопальные» инструкции местных начальников. И ничем, по словам Ильфата Каюмова, возведенную стену бездушия не пробить. Разве только решением судебного органа. Так, как это сделал председатель совета ветеранов фронтовых радистов Леонид Козлов. Суд ветеран выиграл. Члены семьи Козлова вновь обрели статус льготников. Спросите: «А как же остальные семьи фронтовиков?» Да никак. Остальным, поначалу воспрявшим на примере товарища ветеранам, представители коммунальных служб открыто указали путь: идите в суд; выиграете дело - будет вам льгота.
     Судиться в восемьдесят с лишним лет... У какого фронтовика на это хватит сил?
     Но не меньше проблем и у ветеранов военной службы. Представьте ситуацию: человек выдвигает законные претензии по поводу ущемления своих прав, а ему в ответ: «Предъявите пенсионное удостоверение». Зачем? Чтобы узнать, где именно стоит человек на пенсионном довольствии. Если выяснится, что не у Минсоцзащиты, а у Министерства обороны - пиши пропало. Чиновники не любят, когда отставник обращается за помощью в городское медучреждение. Непременно укажут на наличие военной поликлиники. Не удается реализовать законное право на компенсацию по оплате телефона? В ответ - встречный совет передать «привет» родному Министерству обороны, чтобы не забывало о своевременном погашении накопленных долгов.
     Приятным подарком для участников Сталинградской, Курской битв, обороны Москвы и защитников Ленинграда стали произведенные по линии соцзащиты единовременные вознаграждения. Однако откровенное разочарование принесли эти выплаты ряду среднеуральских ветеранов. Из-за несохранившихся или затерявшихся в архивах документов фронтовики так и не смогли доказать свою причастность к минувшим сражениям. Так, например, тщетны оказались попытки председателя координационного совета при губернаторе Свердловской области полковника в отставке Виктора Ковалева. В годы войны он был мобилизован спецорганами для ведения диверсионно-разведывательной работы на занятой врагом территории Подмосковья. В силу секретности либо по иным причинам соответствующей записи в личном деле ветерана об участии в московской операции не оказалось. Выходит: не был, не защищал. Так что единовременное вознаграждение участника не положено. Да что отдельно взятый человек... Были примеры, когда «терялись» судьбы отдельных рот и батальонов. Тем же участникам 10-го Уральского добровольческого танкового корпуса(!) приходилось самим доказывать причастность соединения к конкретной войсковой операции Великой Отечественной войны.
     - Да что перечислять, - говорит Ильфат Каюмов. - Проблем из года в год лишь больше становится. Нерешенными остаются вопросы по улучшению жилищных условий отставников. Серьезную озабоченность вызывают скудные вливания в региональные целевые программы по развитию учреждений социальной защиты, в капитальный ремонт этих учреждений. Несмотря на серьезные подвижки в «разруливании» ситуации по выделению спецавтотранспорта для инвалидов войны, с 1998 года нуждающимся ветеранам области было вручено около 5 тысяч спецавтомобилей, число очередников на «Оку» только возрастает. И уже ясно, что ранее намеченную цель по ликвидации областной очереди фронтовиков на автомобили к 60-летию Победы реализовать не удастся. Точно так же, как не удастся улучшить жилищные условия всех нуждающихся инвалидов войны. Всерьез волнуют разговоры о предстоящих компенсациях взамен ряда прежних льгот. Ветераны переживают, как бы в погоне за добрыми намерениями мы вновь не оказались у пресловутого разбитого корыта. Но даже при всем вышеназванном горевать фронтовики не собираются. Дескать, все-таки о нас заботятся. Только усилиями областного правительства в последнее время был принят пакет документов, нацеленных на дальнейшее повышение социальной защиты ветеранов, регулярно в областном бюджете изыскиваются средства на реализацию законов о ветеранах...
     Случается, в День Победы полковнику в отставке Ильфату Каюмову удается встретиться с коллегами по прежнему месту службы в Чехословакии. «Ильфат, мам проблем?» - интересуются недавние товарищи по оружию. «Немам проблем», - нарочито бодро отвечает ветеран. Зачем им, «забугорным» ветеранам военной службы, знать, что у российских отставников даже на излете жизни забот невпроворот?..


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства