на главную страницу

30 Апреля 2004 года

Фронтовик

Пятница

На прохоровском поле

Сергей КНЯЗЬКОВ, «Красная звезда».Фото автора.



     Прохоровское поле... Третье - после Куликовского и Бородинского - поле нашей ратной славы. Здесь, на Белгородчине, 12 июля 1943 года в ходе Курской битвы произошло самое большое танковое сражение Второй мировой войны, в котором с обеих сторон одновременно участвовало свыше 1.200 танков и самоходных орудий. Наступавшая немецко-фашистская танковая группировка была разгромлена, противник потерял 400 танков и более 10 тысяч человек убитыми.
     Эта победа стоила жизни и многим советским воинам. В память о них 26 апреля 1995 года был создан Государственный военно-исторический музей-заповедник «Прохоровское поле».
     А недавно при помощи президента ОАО «Российские железные дороги» Геннадия Матвеевича Фадеева, руководства Московской и Юго-Восточной железных дорог состоялась совместная акция Союза журналистов Москвы и газеты «Московский железнодорожник», благодаря которой Прохоровское поле посетила группа ветеранов Великой Отечественной войны – журналистов.
     - Мы в окопах лежали и смотрели, как разведку боем проводили четыре танка, - вспоминает участник сражения, бывший полковой разведчик, простой солдат Николай Григорьевич Хваткин. - Они «полетели» в тыл врага, устроили там «мясорубку», а когда возвращались назад, их всех расстреляли фашисты. Спасся лишь один младший лейтенант. Фамилию его не помню, но знаю, что сейчас его танк стоит как памятник под Курском.
     Почему мы тогда победили? Смелостью брали, патриотизмом, и злость была у нас страшная: мы до того ненавидели врага, что готовы были его кусать, грызть... А как иначе: фашисты на своем пути все жгли, грабили, убивали.
     Когда фронтовик оказался на поле ратной славы, ему вспомнились все далекие события 1943 года, а на глаза то и дело наворачивались слезы. Из 19 тысяч бойцов и командиров стрелковой дивизии, в которой воевал Хваткин, после Курской битвы осталось меньше пяти тысяч человек. Это в память о них, своих погибших боевых товарищах, воевал Николай Григорьевич до Победы, а потом всего себя отдал обучению подрастающего поколения. Ныне кавалер двух орденов Отечественной войны, двух орденов Красной звезды и других отечественных и зарубежных наград Николай Григорьевич Хваткин преподает на кафедре экономики в Московском торгово-экономическом университете.
     Своя память о войне у другого участника поездки на Прохоровское поле генерал-майора в отставке Павла Васильевича Кукушкина. Первый бой он принял 26 июня 1941 года. Из числа курсантов 3-го Ленинградского артиллерийского училища были сформированы две артиллерийские батареи и тут же брошены в оборону у реки Великой. Воевали всего меньше месяца, но из 60 курсантов в живых остались лишь 23 человека. Присвоили «лейтенантов» – и дальше на фронт.
     Во время Курской битвы Павел Васильевич Кукушкин воевал в составе оперативного отделения гвардейских минометных частей Степного фронта. Да, хорошо тогда дали «прикурить» знаменитые «катюши» рвущимся на прорыв танковым армадам врага!
     Став кавалером двух орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны, Красной Звезды, после войны в течение 18 лет Павел Васильевич был одним из руководителей Воениздата.
     Тепло, по-отечески встречала белгородская земля и других ветеранов: Нину Федоровну Рагульскую, отдавшую более 50 лет работе в газете «Правда», Всеволода Николаевича Савинского – заведующего отделом печати МИД, который в ходе Курской битвы был награжден своим первым орденом Красной Звезды, и Якова Алексеевича Лямко - журналиста-международника, создателя и главного редактора газеты «Moskow news».
     – У нас, кто занимался послевоенной историей, — рассказывает Яков Алексеевич, — сложилось такое впечатление, что не 1944 год, не десять последующих ударов Советской Армии были решающими в Великой Отечественной войне, а именно 1943 год, год Сталинградской и Курской битв, определивших весь ход последующей истории.
     Радушно были встречены ветераны и губернатором Белгородской области Евгением Савченко. Он обстоятельно рассказал дорогим гостям о том, что предпринимает область, чтобы выполнить наказ Президента России об удвоении экономического потенциала. Важность исторического момента вызвали у фронтовиков волнующие параллели.
     Встреча с губернатором длилась более часа. На предложение одного из ее участников воссоздать на Прохоровском поле символичный момент, когда советский Т-34 и фашистский «тигр» вцепились друг в друга своими траками, Евгений Савченко ответил:
     - Если бы время можно было отодвинуть назад, мы бы, захоронив погибших, оставили бы на Прохоровском поле «все как есть». Как память о подвиге советских солдат...
     Идея такого рода памятника в виде сцепившихся советского и фашистского танков обсуждался ранее с председателем Попечительского совета музея-заповедника «Прохоровское поле» Николаем Ивановичем Рыжковым. А заминка с его воплощением исходит от того, что нам никак не удается найти для реализации этой идеи фашистского «тигра».
     Каждые двадцать минут над Прохоровским полем раздается трехкратный удар колокола с мемориальной звонницы. Удар – в память о героях Куликовского поля, второй – Бородинского, а третий – Прохоровского. В память о защитниках Русской земли, чья слава не поддается девальвации изменчивым временем.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства