- Иван Дмитриевич, задача обозначена. А есть ли силы и возможности ее выполнить?
- Есть желание помочь людям, чья служба и так нелегка. Хочу заметить, что в нашей деятельности это направление всегда было одним из основных. Конечно, в условиях судебной реформы приходится вносить некоторые коррективы. Есть ли силы? Несомненно. На местах военные прокуратуры укомплектованы достаточно квалифицированными кадрами из числа военных юристов. В военной прокуратуре МВО, охватывающей территорию 18 субъектов Российской Федерации, дополнительно создан отдел по обеспечению участия военных прокуроров в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел и соответственно жалоб военнослужащих на судебные решения в порядке надзора.
Итоги нашей работы за минувший год показывают, что еще значительное число людей в погонах, потеряв надежду на то, что отдельные командиры и начальники разных рангов удовлетворят их законные требования, обращаются за помощью в органы военной прокуратуры.
Прокурорско-следственным составом военных прокуратур МВО, аппаратом прокуратуры округа в прошлом году разрешено более 5 тысяч обращений военнослужащих и иных граждан, большинство из которых – на действия или, наоборот, бездействие должностных лиц органов военного управления – удовлетворено. По другим даны юридические консультации – как поступить и что сделать.
Нередко ущемления прав военнослужащих вскрываются в ходе проведения прокурорских проверок по надзору за деятельностью должностных лиц. В этом направлении военными прокуратурами МВО в 2003 году проведено около 3 тысяч проверок исполнения законодательства. Выявлено 115 незаконных приказов, которые военными прокурорами гарнизонов МВО опротестованы.
Командованию внесено 1.153 представления об устранении выявленных нарушений закона, а отдельным должностным лицам объявлено предостережение о недопустимости нарушений законов, связанных с ущемлением прав и законных интересов военнослужащих. Восстановлены права более 10 тысяч лиц, в том числе по вопросам незаконного лишения воинских званий, привлечения к материальной и дисциплинарной ответственности, сокращения нормального времени отдыха, отказа в получении образования и ряда других.
Безусловно, значительное количество жалоб и заявлений по вопросам защиты своих прав военнослужащие и лица, уволенные с военной службы, сегодня направляют в военные суды гарнизонов МВО. Достаточно сказать, что в прошлом году судами рассмотрено более 16 тысяч дел этой категории.
- Каково же отношение прокуратуры к такой форме защиты военнослужащими своих прав?
- Отношение однозначно положительное. Более того, когда принятыми мерами нам не удается восстановить нарушенные права военнослужащих, то мы, добиваясь реального результата, также обращаемся в суд.
И скажу, что прокурорское реагирование посредством обращения в суд для защиты прав и законных интересов граждан было и остается в нашей деятельности весьма распространенной формой реализации наших полномочий. В 2003 году в интересах военнослужащих военными прокурорами предъявлено в суды значительное количество исков (заявлений), большинство из которых удовлетворены. Только по Тульскому гарнизону через обращение военного прокурора в суд были восстановлены права 73 военнослужащих, связанных с нарушением отдельных видов законодательства. В Ярославском гарнизоне несколько лет нарушались права офицеров-преподавателей на получение ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, надбавок за ученые степени и звания, полагавшихся им по законам РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Исковые требования военного прокурора гарнизона судом удовлетворены. По судебным решениям более 40 преподавателей получили причитающиеся им по закону денежные выплаты.
- Создается впечатление, что внимание военных прокуроров сосредоточено только на нарушениях прав значительного количества лиц. А как обстоят дела с защитой одного, конкретного военнослужащего?
- Проблемы отдельных военнослужащих, членов их семей также не остаются без внимания военных юристов. Например, в одном из гарнизонов МВО в военную прокуратуру обратилась бывшая жена офицера гражданка К. Ее муж, находясь в служебной командировке, погиб при неизвестных обстоятельствах. Имея малолетнего ребенка на руках, она в 20 лет осталась вдовой. В приказе командира части об исключении офицера из списков личного состава части значилась формулировка, что смерть лейтенанта не связана с исполнением обязанностей по военной службе. Запись была не просто вопиюще несправедлива, но и лишала семью офицера права на получение предусмотренных в этом случае значительных льгот, в том числе материального плана. Протест военного прокурора на данный приказ командованием части был отклонен. Только через обращение прокурора в суд права членов семьи офицера были восстановлены. И такие случаи далеко не единичны, особенно это касается вопросов восстановления прав военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. Например, в Тверском и Реутовском гарнизонах только после вмешательства военных прокуроров были восстановлены права членов семей погибших военнослужащих на получение страховых выплат.
- А насколько изменились функции прокурора по защите прав военнослужащих в связи с вступлением в действие в 2003 году нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ?
- Действительно, в соответствии с новым ГПК РФ полномочия прокурора претерпели некоторые изменения, в том числе в вопросах защиты прав и законных интересов граждан. Если закон допускает обращение прокурора в суд в защиту прав других лиц, то мы используем эту форму реагирования, если нет – разъясняем людям, что нужно сделать и как поступить. Опыт прокурорской деятельности убеждает меня в том, что роль прокурора как «социального адвоката» по защите прав и свобод граждан следует сохранить. Это имеет важное конституционно-правовое значение, поскольку права и свободы граждан, как социальные ценности, составляют основу и цель деятельности нашего государства. А поэтому их охрану должны нести в том числе и органы прокуратуры.
Что касается полномочий прокурора при рассмотрении в судах гражданских дел, то они закреплены в статье 45 ГПК РФ. Этой статьей прокурор наделен правом на обращение в суд в интересах граждан только в строго ограниченных случаях. Остановлюсь на этом чуть подробнее, поскольку отдельные заявители упрекают нас в том, что мы не всегда обращаемся в суд для восстановления их прав и законных интересов, как это было ранее.
Сегодня прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, составляющих неопределенный круг лиц, когда их нельзя назвать поименно. В интересах же конкретных лиц он может обратиться в суд только в случае, когда они по уважительным причинам (по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и т.д.) не могут самостоятельно реализовать свои права в судебном порядке. При этом изначально в суде нужно доказать, почему прокурор взял на себя функцию защиты права этого лица, а не сам пострадавший. Скажу честно, это не всегда просто, но мы используем любую возможность. Несколько исков заявили в 2004 году. Например, военным прокурором в феврале направлено в суд исковое заявление о взыскании с N-ской войсковой части в интересах гражданки И. отдельных денежных выплат, причитающихся ее сыну, бывшему военнослужащему, который трагически погиб при авиакатастрофе военного самолета. Матери 75 лет, и военный прокурор посчитал своим долгом и обязанностью защитить ее права в судебном порядке. Кстати, военный суд безотлагательно рассмотрел иск прокурора и полностью его удовлетворил. Несколько тысяч рублей престарелой матери, думаю, очень и очень пригодятся.
Кроме того, прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе (службе), о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, если об этом прямо указано в законе. Поэтому суд, как правило, уведомляет прокурора о рассмотрении таких дел. На наш взгляд, если прокурор, задача которого способствовать законному разрешению жалобы (заявления) гражданина, не участвует в деле, то заявитель, если гражданское дело относится к вышеназванной категории, вправе ходатайствовать перед судом о вызове его в процесс. Судебная практика кассационной инстанции Московского окружного военного суда показывает, что неуведомление прокурора в этих случаях является одним из оснований для отмены состоявшегося решения. Мы в этом плане тоже не остаемся сторонними наблюдателями и соответствующим образом реагируем, вносим надзорные представления.
- Судя по читательской почте нашей газеты, добиться в суде законного решения – еще не значит восстановить свои права…
- Дальше можете не продолжать… Примерно каждая пятая жалоба, поступающая в органы военной прокуратуры, в той или иной мере связана с неисполнением судебного акта. Вы затронули, пожалуй, самую злободневную проблему по работе с жалобами и обращениями граждан. Хотя способы ее решения давно определены. С 1997 года они достаточно четко регламентированы федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Получив исполнительный лист, взыскатель вправе обратить его к исполнению непосредственно через должника, а если он по каким-либо причинам не выполнит требования суда, направить его судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок обязан возбудить исполнительное производство и добиться фактического исполнения судебного решения. Взыскатель имеет право ознакомиться со всеми материалами исполнительного производства, обжаловать действия (бездействия) пристава-исполнителя вышестоящему судебному приставу-исполнителю, прокурору или в суд. Особо хотелось бы подчеркнуть, что полномочиями по принудительному исполнению судебных решений наделена только служба судебных приставов-исполнителей, которая вправе штрафовать должностных лиц, виновных в неисполнении судебных решений, и решать вопрос о возбуждении в отношении них уголовных дел за злостное уклонение от исполнения решений судов.
Что касается прав военного прокурора в этом вопросе, то следует отметить, что он не наделен полномочиями по надзору за правильным и точным исполнением судебных актов и не осуществляет контроль за деятельностью территориальных судебных приставов-исполнителей. Хочу обратить внимание читателей, что система судебных приставов-исполнителей едина и на них возложена задача по исполнению всех судебных актов, в том числе принятых военными судами. Поэтому зачастую мы такие обращения граждан из числа военнослужащих вынуждены направлять либо в службу судебных приставов, либо территориальным прокурорам в зависимости от поставленных в них вопросов. Хотя следует отметить, когда службой судебных приставов-исполнителей исчерпаны все меры по исполнению судебных решений, и они направили нам представления о возбуждении уголовного дела в отношении воинского должностного лица, допускающего злостное неисполнение требования суда (ст. 315 УК РФ), мы такие жалобы принимаем к разрешению, проводим тщательную проверку и принимаем процессуальное решение.
- Иван Дмитриевич, даже судя по тем данным, которые вы назвали, искать защиты у прокурора стоит…
- Несомненно. В последние годы в плане правовой защищенности граждан, в том числе военнослужащих, в стране сделано немало. Но пока не отлажена вся система исполнения в отношении военнослужащих и членов их семей социально-правовых гарантий и не обеспечена доступность качественной юридической помощи, прокуратура без работы не останется.
На снимке: за работой – военные прокуроры отдела надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами майор юстиции Михаил КИЦУНОВ (слева) и подполковник юстиции Андрей ПОРШИН.