на главную страницу

12 Мая 2004 года

Актуальное интервью

Среда

ПРОКУРАТУРА БЕЗ РАБОТЫ НЕ ОСТАНЕТСЯ…

Беседу вел Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



Решением коллегии Главной военной прокуратуры по итогам работы за 2003 год вопросы обеспечения конституционных прав и правовой защищенности военнослужащих, членов их семей и лиц, уволенных с военной службы, выделены в приоритетное направление деятельности военных прокуратур в нынешнем году. Иными словами, прокуроры должны максимально использовать свои полномочия по защите прав и законных интересов людей в погонах. О том, как реализуется эта задача в Московском военном округе, рассказывает первый заместитель военного прокурора МВО генерал-майор юстиции Иван КРЫЛОВ, непосредственно курирующий эти вопросы.

     - Иван Дмитриевич, задача обозначена. А есть ли силы и возможности ее выполнить?

     - Есть желание помочь людям, чья служба и так нелегка. Хочу заметить, что в нашей деятельности это направление всегда было одним из основных. Конечно, в условиях судебной реформы приходится вносить некоторые коррективы. Есть ли силы? Несомненно. На местах военные прокуратуры укомплектованы достаточно квалифицированными кадрами из числа военных юристов. В военной прокуратуре МВО, охватывающей территорию 18 субъектов Российской Федерации, дополнительно создан отдел по обеспечению участия военных прокуроров в рассмотрении судами гражданских и арбитражных дел и соответственно жалоб военнослужащих на судебные решения в порядке надзора.
     Итоги нашей работы за минувший год показывают, что еще значительное число людей в погонах, потеряв надежду на то, что отдельные командиры и начальники разных рангов удовлетворят их законные требования, обращаются за помощью в органы военной прокуратуры.
     Прокурорско-следственным составом военных прокуратур МВО, аппаратом прокуратуры округа в прошлом году разрешено более 5 тысяч обращений военнослужащих и иных граждан, большинство из которых – на действия или, наоборот, бездействие должностных лиц органов военного управления – удовлетворено. По другим даны юридические консультации – как поступить и что сделать.
     Нередко ущемления прав военнослужащих вскрываются в ходе проведения прокурорских проверок по надзору за деятельностью должностных лиц. В этом направлении военными прокуратурами МВО в 2003 году проведено около 3 тысяч проверок исполнения законодательства. Выявлено 115 незаконных приказов, которые военными прокурорами гарнизонов МВО опротестованы.
     Командованию внесено 1.153 представления об устранении выявленных нарушений закона, а отдельным должностным лицам объявлено предостережение о недопустимости нарушений законов, связанных с ущемлением прав и законных интересов военнослужащих. Восстановлены права более 10 тысяч лиц, в том числе по вопросам незаконного лишения воинских званий, привлечения к материальной и дисциплинарной ответственности, сокращения нормального времени отдыха, отказа в получении образования и ряда других.
     Безусловно, значительное количество жалоб и заявлений по вопросам защиты своих прав военнослужащие и лица, уволенные с военной службы, сегодня направляют в военные суды гарнизонов МВО. Достаточно сказать, что в прошлом году судами рассмотрено более 16 тысяч дел этой категории.

     - Каково же отношение прокуратуры к такой форме защиты военнослужащими своих прав?

     - Отношение однозначно положительное. Более того, когда принятыми мерами нам не удается восстановить нарушенные права военнослужащих, то мы, добиваясь реального результата, также обращаемся в суд.
     И скажу, что прокурорское реагирование посредством обращения в суд для защиты прав и законных интересов граждан было и остается в нашей деятельности весьма распространенной формой реализации наших полномочий. В 2003 году в интересах военнослужащих военными прокурорами предъявлено в суды значительное количество исков (заявлений), большинство из которых удовлетворены. Только по Тульскому гарнизону через обращение военного прокурора в суд были восстановлены права 73 военнослужащих, связанных с нарушением отдельных видов законодательства. В Ярославском гарнизоне несколько лет нарушались права офицеров-преподавателей на получение ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции, надбавок за ученые степени и звания, полагавшихся им по законам РФ «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Исковые требования военного прокурора гарнизона судом удовлетворены. По судебным решениям более 40 преподавателей получили причитающиеся им по закону денежные выплаты.

     - Создается впечатление, что внимание военных прокуроров сосредоточено только на нарушениях прав значительного количества лиц. А как обстоят дела с защитой одного, конкретного военнослужащего?

     - Проблемы отдельных военнослужащих, членов их семей также не остаются без внимания военных юристов. Например, в одном из гарнизонов МВО в военную прокуратуру обратилась бывшая жена офицера гражданка К. Ее муж, находясь в служебной командировке, погиб при неизвестных обстоятельствах. Имея малолетнего ребенка на руках, она в 20 лет осталась вдовой. В приказе командира части об исключении офицера из списков личного состава части значилась формулировка, что смерть лейтенанта не связана с исполнением обязанностей по военной службе. Запись была не просто вопиюще несправедлива, но и лишала семью офицера права на получение предусмотренных в этом случае значительных льгот, в том числе материального плана. Протест военного прокурора на данный приказ командованием части был отклонен. Только через обращение прокурора в суд права членов семьи офицера были восстановлены. И такие случаи далеко не единичны, особенно это касается вопросов восстановления прав военнослужащих, принимавших участие в боевых действиях. Например, в Тверском и Реутовском гарнизонах только после вмешательства военных прокуроров были восстановлены права членов семей погибших военнослужащих на получение страховых выплат.

     - А насколько изменились функции прокурора по защите прав военнослужащих в связи с вступлением в действие в 2003 году нового Гражданского процессуального кодекса (ГПК) РФ?

     - Действительно, в соответствии с новым ГПК РФ полномочия прокурора претерпели некоторые изменения, в том числе в вопросах защиты прав и законных интересов граждан. Если закон допускает обращение прокурора в суд в защиту прав других лиц, то мы используем эту форму реагирования, если нет – разъясняем людям, что нужно сделать и как поступить. Опыт прокурорской деятельности убеждает меня в том, что роль прокурора как «социального адвоката» по защите прав и свобод граждан следует сохранить. Это имеет важное конституционно-правовое значение, поскольку права и свободы граждан, как социальные ценности, составляют основу и цель деятельности нашего государства. А поэтому их охрану должны нести в том числе и органы прокуратуры.
     Что касается полномочий прокурора при рассмотрении в судах гражданских дел, то они закреплены в статье 45 ГПК РФ. Этой статьей прокурор наделен правом на обращение в суд в интересах граждан только в строго ограниченных случаях. Остановлюсь на этом чуть подробнее, поскольку отдельные заявители упрекают нас в том, что мы не всегда обращаемся в суд для восстановления их прав и законных интересов, как это было ранее.
     Сегодня прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, составляющих неопределенный круг лиц, когда их нельзя назвать поименно. В интересах же конкретных лиц он может обратиться в суд только в случае, когда они по уважительным причинам (по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и т.д.) не могут самостоятельно реализовать свои права в судебном порядке. При этом изначально в суде нужно доказать, почему прокурор взял на себя функцию защиты права этого лица, а не сам пострадавший. Скажу честно, это не всегда просто, но мы используем любую возможность. Несколько исков заявили в 2004 году. Например, военным прокурором в феврале направлено в суд исковое заявление о взыскании с N-ской войсковой части в интересах гражданки И. отдельных денежных выплат, причитающихся ее сыну, бывшему военнослужащему, который трагически погиб при авиакатастрофе военного самолета. Матери 75 лет, и военный прокурор посчитал своим долгом и обязанностью защитить ее права в судебном порядке. Кстати, военный суд безотлагательно рассмотрел иск прокурора и полностью его удовлетворил. Несколько тысяч рублей престарелой матери, думаю, очень и очень пригодятся.
     Кроме того, прокурор вступает в процесс и дает заключения по делам о выселении, о восстановлении на работе (службе), о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также в иных случаях, если об этом прямо указано в законе. Поэтому суд, как правило, уведомляет прокурора о рассмотрении таких дел. На наш взгляд, если прокурор, задача которого способствовать законному разрешению жалобы (заявления) гражданина, не участвует в деле, то заявитель, если гражданское дело относится к вышеназванной категории, вправе ходатайствовать перед судом о вызове его в процесс. Судебная практика кассационной инстанции Московского окружного военного суда показывает, что неуведомление прокурора в этих случаях является одним из оснований для отмены состоявшегося решения. Мы в этом плане тоже не остаемся сторонними наблюдателями и соответствующим образом реагируем, вносим надзорные представления.

     - Судя по читательской почте нашей газеты, добиться в суде законного решения – еще не значит восстановить свои права…

     - Дальше можете не продолжать… Примерно каждая пятая жалоба, поступающая в органы военной прокуратуры, в той или иной мере связана с неисполнением судебного акта. Вы затронули, пожалуй, самую злободневную проблему по работе с жалобами и обращениями граждан. Хотя способы ее решения давно определены. С 1997 года они достаточно четко регламентированы федеральными законами «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве». Получив исполнительный лист, взыскатель вправе обратить его к исполнению непосредственно через должника, а если он по каким-либо причинам не выполнит требования суда, направить его судебному приставу-исполнителю. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок обязан возбудить исполнительное производство и добиться фактического исполнения судебного решения. Взыскатель имеет право ознакомиться со всеми материалами исполнительного производства, обжаловать действия (бездействия) пристава-исполнителя вышестоящему судебному приставу-исполнителю, прокурору или в суд. Особо хотелось бы подчеркнуть, что полномочиями по принудительному исполнению судебных решений наделена только служба судебных приставов-исполнителей, которая вправе штрафовать должностных лиц, виновных в неисполнении судебных решений, и решать вопрос о возбуждении в отношении них уголовных дел за злостное уклонение от исполнения решений судов.
     Что касается прав военного прокурора в этом вопросе, то следует отметить, что он не наделен полномочиями по надзору за правильным и точным исполнением судебных актов и не осуществляет контроль за деятельностью территориальных судебных приставов-исполнителей. Хочу обратить внимание читателей, что система судебных приставов-исполнителей едина и на них возложена задача по исполнению всех судебных актов, в том числе принятых военными судами. Поэтому зачастую мы такие обращения граждан из числа военнослужащих вынуждены направлять либо в службу судебных приставов, либо территориальным прокурорам в зависимости от поставленных в них вопросов. Хотя следует отметить, когда службой судебных приставов-исполнителей исчерпаны все меры по исполнению судебных решений, и они направили нам представления о возбуждении уголовного дела в отношении воинского должностного лица, допускающего злостное неисполнение требования суда (ст. 315 УК РФ), мы такие жалобы принимаем к разрешению, проводим тщательную проверку и принимаем процессуальное решение.

     - Иван Дмитриевич, даже судя по тем данным, которые вы назвали, искать защиты у прокурора стоит…

     - Несомненно. В последние годы в плане правовой защищенности граждан, в том числе военнослужащих, в стране сделано немало. Но пока не отлажена вся система исполнения в отношении военнослужащих и членов их семей социально-правовых гарантий и не обеспечена доступность качественной юридической помощи, прокуратура без работы не останется.

     На снимке: за работой – военные прокуроры отдела надзора за исполнением законов органами военного управления и воинскими должностными лицами майор юстиции Михаил КИЦУНОВ (слева) и подполковник юстиции Андрей ПОРШИН.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства