на главную страницу

14 Мая 2004 года

Армия и общество

Пятница

Оружием слова

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     ПОЛИТУПРАВЛЕНИЕ, политотдел, замполит... За этими словами, казалось бы, не столь уж отдаленное прошлое нашей армии. Но каждый ли вспомнит, как в момент упразднения именовался центральный орган, ведавший политическим воспитанием личного состава, и кто Главное военно-политическое управление Вооруженных Сил СССР к тому времени возглавлял. Слишком уж бурно, непредсказуемо складывались события августа 91-го. Да и тревоги в те дни были не о частностях. С исторической арены уходила страна, в которой мы родились, границы вместе с ней рассекали на части армию, которая была нашей судьбой. В памяти тех, кто носил тогда погоны, прочнее закрепилось иное название структуры, ведавшей духовным арсеналом защитников Отечества, - Главное политическое управление Советской Армии и Военно-Морского Флота. Структуры мощной, авторитетной и влиятельной.
     Много с тех пор воды утекло. И мы, кажется, едины в том, что в Вооруженных Силах, иных силовых ведомствах государства партийная разноголосица, политические страсти недопустимы. И в страшном сне не привидится ситуация, когда командир принадлежал бы к одной, а, скажем, начальник штаба — к другой партии. Вполне объяснимо, почему сами слова «политическое воспитание», хотя без этого аспекта работа с людьми немыслима, вышли из обихода. Их заменили другие слова, тоже по-своему емкие и обязывающие - общегосударственная подготовка, гуманитарное воспитание. Многие из методов и форм прежней политической работы в войсках, а она была подчеркнуто партийной, несовместимы с новыми реалиями. Так есть ли смысл вспоминать, анализировать минувшее?
     Знание истории, умение извлекать из прошлого уроки, брать из него в новую, неизведанную дорогу не пепел, а огонь, не крупицы, а бесценные пласты опыта, проверенного в самой кровопролитной войне, только прибавляют мудрости и сил.
     А ВСПОМНИЛИ мы о системе политического воспитания, в которой и на расстоянии видишь немало поучительного, не случайно. Ровно 85 лет тому назад, 15 мая 1919 года, политотдел Реввоенсовета Республики был преобразован в политуправление – ПУР. Эту дату и принято считать днем рождения, отправной точкой в развитии и совершенствовании военно-политического института, Главного политического управления СА и ВМФ, без которого нашу армию и флот в недалеком прошлом и представить было невозможно. Теперь его нет и никогда уже не будет. Но задачи, которые плечом к плечу с командирами-единоначальниками, штабами решал политсостав, остались. Задачи исключительной сложности, поскольку ничего труднее работы с людьми в армии, и не только в ней, нет. Иные из проблем при всей мощи прежних политических структур не удавалось решить десятилетиями. Актуальны, остры они и сейчас.
     С политуправлением РККА неразрывно связана и история «Красной звезды». Она создавалась его усилиями. В двадцатые, тридцатые годы начальники политуправления – В.А. Антонов-Овсеенко, А.С. Бубнов, Я.Б. Гамарник – были ответственными редакторами газеты. Через «Красную звезду», на ее примере показывали, чего ждут, чего требуют от армейской и флотской печати в целом. Позднее руководство газетой осуществлялось главным образом путем подбора кадров. Многие годы главный редактор «Красной звезды» получал важную информацию не в пересказе других, не в форме руководящих указаний. Он по должности входил в состав Бюро Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Именно в те годы газете был присущ остро критический подход к анализу армейской жизни. Именно тогда большая часть трехмиллионного тиража уходила к гражданскому читателю, ощущавшему личную причастность к оборонным делам, к Вооруженным Силам. Обычно особой самокритичностью выделялись в «Красной звезде» выступления членов военных советов – начальников политуправлений групп войск, военных округов и флотов.
     К СЧАСТЬЮ, вроде бы отшумели бесплодные споры о том, нужно ли вообще воспитывать человека в духе любви к Отечеству, прививать ему какие-то идеалы, моральные принципы, крепить дух. Были суждения, что все это придет к нему само по себе. Один из талантливых писателей, фронтовиков, к мнению, голосу которых общество особенно чутко, утверждал, что советский период истории глубокого следа в сердцах людей якобы не оставил и потому разговоры о заслугах политработников в войне надуманны. «Что такое двадцать четыре года в тысячелетней истории народа? – задавался он вопросом и себе же объяснял: - Извечная, передающаяся в генах любовь народа к своей Родине – вот история нашей Победы».
     Даже враг с таким выводом был не согласен. Нетрудно привести свидетельства многих битых гитлеровских генералов, видевших все иначе. Скажем, Блюментрит, имевший возможность сравнивать боевые действия Красной Армии с действиями русских войск в Первую мировую войну, когда воевал на Восточном фронте в звании лейтенанта, признавал: «Уже сражения июня 1941 года показали нам, что представляет собой новая Советская Армия. Мы теряли в боях до пятидесяти процентов личного состава... Красная Армия 1941 – 1945 годов была гораздо более сильным противником, чем царская армия, ибо она сражалась за идею». Сказано это было в беседе с английским военным историком Лидделом Гартом, который от своего имени добавил, что Красная Армия действительно духовно превосходила противника, даже когда отступала, терпя поражения. В преддверии 60-летия Великой Победы еще раз вспомним: на фронтах погибло 3 млн. коммунистов. 65 процентов из числа удостоенных звания Героя Советского Союза были членами партии.








     Кто еще, кроме политработника, мог вот так общаться с людьми?








     Если бы любовь к Отечеству, готовность защищать его, не щадя жизни, передавались человеку, как полагал писатель, в генах, вместе с молоком матери, насколько легче всем нам жилось бы. Только нет этого. Патриота надо растить. В семье, детском саду, школе. Начиная с букваря. А военная служба – это, если хотите, суровый мужской университет, где уже держат экзамен. Если же в воспитании доверяться генному уровню, то не стоит удивляться выродкам, способным погасить Вечный огонь перед Днем Победы, напялить на себя униформу нацистского образца, требовать легализации марихуаны. И, конечно же, публично выражать гордость тем, что службы в армии удалось избежать.
     Наверное, говорить об этом было бы излишне, если бы и сегодня, видимо, по инерции, во имя каких-то невнятных политических и корыстных целей роль патриотического воспитания не принижалась, если бы политработник фронтовой поры, да и мирного времени тоже, не изображался в противостоянии командиру, далеким и непонятным солдату и матросу. Ладно, если таким видишь его в фильмах, сделанных зарубежными режиссерами, но таков он порой и в наших. Косноязычно читает, не отрываясь от газеты, передовую разведчикам, которые ждут не дождутся, когда бумага разойдется на самокрутки. Таким ли образ комиссара, замполита остался в памяти фронтовиков, и прежде всего рядовых той войны? Об этом еще не поздно спросить живых. Об этом оставили убедительные свидетельства те, кого уже нет среди нас.
     Командующих и членов военных советов, командиров и комиссаров, а затем заместителей по политчасти обычно связывали не только общее дело, общая ответственность, но и глубочайшая мужская дружба. Они несли ее через войну, а часто и через всю жизнь, до последних своих дней.
     Каждый видит в прошлом то, что его больше устраивает, что ближе к личному восприятию бытия. Разные люди представляли наш политсостав. Как, впрочем, и командный тоже. Известна, к примеру, трагическая судьба генерал-лейтенанта В.Я. Качалова, погибшего в боевых порядках войск при нанесении в районе Рославля контрудара по противнику. Не без участия начальника Главного политуправления РККА Л.З. Мехлиса он был объявлен изменником Родины, якобы сдавшимся в плен врагу. Многим Мехлис сумел тогда заронить в душу сомнения, даже адьютанту командующего. Только не политработникам, которых в ярости назвал политическими младенцами – член военного совета 28-й армии, которой командовал Качалов, бригадный комиссар В.И. Колесников, начальник политотдела армии дивизионный комиссар В.П. Терешкин были в своих показаниях неколебимы: командующий мог только погибнуть, они готовы поручиться за него головой. Спустя годы останки героя войны В.Я. Качалова извлекли из братской могилы, куда в сорок первом его положили смоленские крестьяне, – первым, на правом фланге. Он погиб в атаке, в составе танкового экипажа. Нет, не были Колесников и Терешкин политическими младенцами. Они были истинными, типичными для того времени политработниками, в которых Качалов верил так же, как они верили в него.
     А вглядитесь в снимки фронтовой поры, сделанные мастерами и любителями, часто уже блеклые, пожелтевшие. Командиры на них всегда рядом со своими заместителями по политчасти. Органично дополняя друг друга, они не расставались и перед объективом. Часто и погибали в одном бою.
     В ВОЕННОМ строительстве не оглядываются назад, смотрят только вперед и как можно дальше. Современную армию не представить без космических средств разведки и контроля, автоматизированных систем сбора информации и управления, без оружия, применяемого по принципу «выстрелил и забыл»... И только воспитание человека автоматизировать невозможно. Здесь по-прежнему главным и практически единственным средством остается слово. Искреннее, честное, правдивое. Да еще личный пример.
     С лейтенантских лет моя память хранит имена командира батальона майора Михаила Кудинова и его заместителя по политчасти майора Николая Кондратьева. Они оба закончили войну командирами стрелковых рот. Важнее службы для этих людей ничего в жизни не было. И если Кудинова со штабом, прибегая к высоким словам, которые в армейской среде употребляют нечасто, можно назвать мозговым центром батальона, то Кондратьев, успевший после войны послужить на Южном Сахалине, Кунашире, Новой Земле, несомненно, был его душой. Я видел его всегда среди людей, в постоянном общении с ними. Комиссары в пыльных шлемах, замполиты навсегда ушли в историю. Остались батальоны, дивизионы, полки, и без души им не обойтись. А олицетворять ее представителям нового отряда офицеров-воспитателей, которым, как выразился Герой Советского Союза писатель Владимир Карпов, дальше вести бой за человека. От всего сердца поздравляем их вместе с ветеранами-политработниками с юбилеем. Успехов вам и вечного непокоя!


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства