Самолеты ОКБ им. А.С. Яковлева по праву составляют гордость отечественной авиации. Еще во время Великой Отечественной Яки стали грозой немецких асов. Потом был перехватчик Як-25, многоцелевой Як-28, самолет общего назначения Як-12, сверхзвуковой палубный истребитель КВВП Як-41, корабельный самолет радиолокационного дозора Як-44, учебно-тренировочный Як-130 и другие. Широкий круг разработок яковлевцев также включает беспилотные летательные аппараты. О сегодняшнем дне одного из старейших отечественных КБ рассказывает его генеральный директор Олег ДЕМЧЕНКО.
– Разработки нашего ОКБ, как и прежде, отличаются большой широтой тематики – самолеты учебные, спортивные, многоцелевые, пассажирские, военные, а также беспилотные аппараты. Среди основных итогов работы фирмы в 2003 году можно назвать завершение постройки первого серийного учебно-боевого самолета Як-130 на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде и победу проекта МС-21 фирм «Яковлев» и «Ильюшин» на конкурсе ближне- среднемагистральных самолетов. Эта машина создается на основе проекта Як-242.
Традиционно уделяем повышенное внимание авиационным комплексам вертикального взлета и посадки. Как известно, работы по первому в мире сверхзвуковому истребителю короткого взлета и вертикальной посадки (КВВП) Як-141 были остановлены из-за прекращения финансирования. Но уникальный опыт ОКБ может быть востребован в процессе создания отечественного истребителя 5-го поколения по победившему на конкурсе проекту Авиационной холдинговой компании «Сухой», в котором мы принимаем участие. Аналогичный самолет создается в США по программе F-35.
По-прежнему приоритетным остается направление по модернизации существующей техники. Это в первую очередь работы по Як-52М и обновление беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Пчела». «Пятьдесят вторых» было построено более 1.800 машин. Этот самолет модифицируется по госзаказу для ВВС России и будет служить первоначальному обучению военных летчиков с последующим переходом на Як-130. Программа модернизации предусматривает замену двигателя, доработку крыла для повышения безопасности полета, установку современного оборудования, катапультных кресел, увеличение запаса топлива, продление срока службы. Первый Як-52М был представлен на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2003.
Также идет модернизация находящегося на вооружении БПЛА «Пчела-1», который успешно применялся в составе комплекса «Строй-П» в боевых действиях в Чечне. Эта разработка была удостоена премии Правительства РФ. Уже в следующем году в рамках гособоронзаказа будет выпущена серия модернизированных «Пчел».
О работах по программе Як-130 хочется сказать особо. Они выполняются в соответствии с государственным контрактом и планом-графиком, утвержденным командованием ВВС. В этом году мы начинаем этап заводских летных испытаний двух серийных образцов самолета. Одновременно будут проходить наземные прочностные испытания.
НАША СПРАВКА
УТС Як-130: взлетная масса – 3.000 кг, масса вооружения- 9.000 кг, запас топлива - 1.800 кг, максимальная скорость – более 1.000 км/ч, потолок - 12.500 метров. Аэродинамическая компоновка обеспечивает возможность управляемого полета на углах атаки до 40 градусов. Маневренные характеристики самолета обеспечивают имитацию полета на современных и перспективных боевых машинах.
Напомню, что Як-130 и МиГ-АТ были созданы в начале 90-х годов как учебно-тренировочные самолеты (УТС), призванные заменить использовавшиеся в летных училищах страны для обучения чехословацкие машины Л-29 и Л-39. Предпочтение было отдано нашей машине. Наш самолет имеет хорошие перспективы поступления на вооружение как в ВВС России, так и в страны СНГ. Ведется активная работа по его продвижению на международном рынке с участием ФГУП «Рособоронэкспорт».
Як-130 обеспечивает высококлассную подготовку летчиков в короткие сроки для любых типов истребителей 4-го и в перспективе – 5-го поколений как на основном этапе обучения, так и на переходном к пилотированию истребителей. Предварительное заключение о соответствии этого самолета ВВС и возможности его серийного производства и поставок планируется получить в конце этого года. В соответствии с достигнутой договоренностью ВВС РФ готовы со следующего года заказать партию из десяти машин.
Такое внимание к Як-130 со стороны Минобороны не случайно, поскольку он может выступать не только как учебно-тренировочный самолет. В перспективе его можно использовать в качестве легкого штурмовика, поскольку машина оснащена бронированной кабиной и имеет пилоны, на которых можно разместить до 3 тонн боеприпасов. В плане вооружения самолета рассматривается возможность подвески восьми авиабомб по 250 кг или четырех корректируемых авиабомб КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Предусмотрена возможность применения управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
По оценке специалистов, рынок самолетов этого типа на ближайшие 15 лет оценивается в 1.300 машин. Российские ВВС до 2020 года планируют закупить до 200 Як-130.
изготовление и модернизация беспилотных летательных аппаратов для комплексов беспилотной воздушной разведки «Строй-П» также является одним из приоритетных направлений для нашего КБ. К сожалению, в связи с известными трудностями с производством новой военной техники для ВВС заказ «беспилотников» затягивается. Хотя потребность Российской армии в комплексах подобного типа составляет как минимум десять единиц. Ведь боевые действия в Чечне подтвердили их высокую эффективность.
НАША СПРАВКА
БПЛА «Пчела-1»: взлетная масса - до 138 кг, крейсерская скорость – 110-180 км/ч на высотах 100-3000 м, продолжительность полета - 2 ч, дальность приема команд и телевизионного изображения - 60 км, количество одновременно управляемых аппаратов - 1-2, количество взлетов/посадок - более 5. Обслуживающий персонал комплекса – 9 человек. Имеется возможность установки на борт сменного комплекта разведоборудования, в состав которого входят телевизионная камера или тепловизор.
Следует отметить, что в создании этого вида техники задействованы 10 основных и более 50 мелких предприятий-поставщиков. Так, Смоленский авиационный завод осуществляет серийное изготовление планеров аппаратов «Пчела», а монтаж целевого и иного оборудования на БПЛА производим мы.
Напомню, что этот комплекс разрабатывался в интересах мобильных частей Вооруженных Сил ВДВ. На бронетранспортере размещен наземный пункт дистанционного управления, пусковая установка и БПЛА «Пчела-1» в транспортно-десантном контейнеpе. Аппаратура обеспечивает получение информации в реальном масштабе вpемени, и картинка «читаемой» «Пчелой» местности сразу же передается на экраны мониторов. Найдя интересующую цель, оператор тут же определяет ее координаты.
В дальнейшем предполагается применение «Пчелы» совместно с новым учебно-боевым самолетом Як-130, для обеспечения лазерной подсветки целей и оперативно-тактических разведывательных и ударных БПЛА. Научно-исследовательские работы в этом направлении мы проводим на собственные средства.
В общем производственном объеме по созданию перспективного авиационного комплекса пятого поколения на долю ОКБ им. А.С. Яковлева будет приходиться примерно 10-15 процентов. Сюда войдет комплекс работ по обеспечению укороченного взлета и посадки самолета – одно из наших приоритетных направлений. Согласно техзаданию новый истребитель должен быть включен в единую авиационно-космическую и наземную сеть системы управления. Самолет сможет получать целеуказания с удаленных пунктов управления и космических спутников.
Другие наши программы - это легкий боевой самолет на базе Як-130, самолет первоначального обучения нового поколения Як-152, акробатический учебно-тренировочный самолет Як-54, легкие многоцелевые самолеты Як-58 и Як-112, регионально-административный самолет Як-48. Также мы работаем по дальнейшей модернизации эксплуатирующихся Як-40, Як-42, Як-18Т. Наше ОКБ принимает участие в проекте регионального самолета RRJ фирмы «Сухой». Совместно с китайской фирмой разрабатываем сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет для ВВС Китая и т. д. Интенсивность работ по программам варьируется в зависимости от возможностей финансирования.
Что касается других областей, то недавно нашими специалистами был создан принципиально новый тренажер. Аппарат пригоден как для обучения летчиков для полетов на самолетах марки «Як», так и для проектирования перспективных образцов авиационной техники. На нем можно быстро и качественно отработать программное обеспечение дистанционной системы управления самолетом. Ранее это производилось на наземном стенде, и лишь потом на крылатой машине. Сегодня имеется возможность «прогнать» реальную систему управления на тренажере. По мнению специалистов, стоимость тренировочных аппаратов подобного класса на мировом авиационном рынке составляет примерно $6-8 млн. Но российским ВВС они обойдутся гораздо дешевле.