на главную страницу

15 Мая 2004 года

Армия и общество

Суббота

КБ особого назначения

Петр КОРОТЕЦКИЙ, «Красная звезда».



Самолеты ОКБ им. А.С. Яковлева по праву составляют гордость отечественной авиации. Еще во время Великой Отечественной Яки стали грозой немецких асов. Потом был перехватчик Як-25, многоцелевой Як-28, самолет общего назначения Як-12, сверхзвуковой палубный истребитель КВВП Як-41, корабельный самолет радиолокационного дозора Як-44, учебно-тренировочный Як-130 и другие. Широкий круг разработок яковлевцев также включает беспилотные летательные аппараты. О сегодняшнем дне одного из старейших отечественных КБ рассказывает его генеральный директор Олег ДЕМЧЕНКО.

     – Разработки нашего ОКБ, как и прежде, отличаются большой широтой тематики – самолеты учебные, спортивные, многоцелевые, пассажирские, военные, а также беспилотные аппараты. Среди основных итогов работы фирмы в 2003 году можно назвать завершение постройки первого серийного учебно-боевого самолета Як-130 на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде и победу проекта МС-21 фирм «Яковлев» и «Ильюшин» на конкурсе ближне- среднемагистральных самолетов. Эта машина создается на основе проекта Як-242.
     Традиционно уделяем повышенное внимание авиационным комплексам вертикального взлета и посадки. Как известно, работы по первому в мире сверхзвуковому истребителю короткого взлета и вертикальной посадки (КВВП) Як-141 были остановлены из-за прекращения финансирования. Но уникальный опыт ОКБ может быть востребован в процессе создания отечественного истребителя 5-го поколения по победившему на конкурсе проекту Авиационной холдинговой компании «Сухой», в котором мы принимаем участие. Аналогичный самолет создается в США по программе F-35.
     По-прежнему приоритетным остается направление по модернизации существующей техники. Это в первую очередь работы по Як-52М и обновление беспилотного летательного аппарата (БПЛА) «Пчела». «Пятьдесят вторых» было построено более 1.800 машин. Этот самолет модифицируется по госзаказу для ВВС России и будет служить первоначальному обучению военных летчиков с последующим переходом на Як-130. Программа модернизации предусматривает замену двигателя, доработку крыла для повышения безопасности полета, установку современного оборудования, катапультных кресел, увеличение запаса топлива, продление срока службы. Первый Як-52М был представлен на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2003.
     Также идет модернизация находящегося на вооружении БПЛА «Пчела-1», который успешно применялся в составе комплекса «Строй-П» в боевых действиях в Чечне. Эта разработка была удостоена премии Правительства РФ. Уже в следующем году в рамках гособоронзаказа будет выпущена серия модернизированных «Пчел».
     О работах по программе Як-130 хочется сказать особо. Они выполняются в соответствии с государственным контрактом и планом-графиком, утвержденным командованием ВВС. В этом году мы начинаем этап заводских летных испытаний двух серийных образцов самолета. Одновременно будут проходить наземные прочностные испытания.
     
НАША СПРАВКА

     УТС Як-130: взлетная масса – 3.000 кг, масса вооружения- 9.000 кг, запас топлива - 1.800 кг, максимальная скорость – более 1.000 км/ч, потолок - 12.500 метров. Аэродинамическая компоновка обеспечивает возможность управляемого полета на углах атаки до 40 градусов. Маневренные характеристики самолета обеспечивают имитацию полета на современных и перспективных боевых машинах.
     
Напомню, что Як-130 и МиГ-АТ были созданы в начале 90-х годов как учебно-тренировочные самолеты (УТС), призванные заменить использовавшиеся в летных училищах страны для обучения чехословацкие машины Л-29 и Л-39. Предпочтение было отдано нашей машине. Наш самолет имеет хорошие перспективы поступления на вооружение как в ВВС России, так и в страны СНГ. Ведется активная работа по его продвижению на международном рынке с участием ФГУП «Рособоронэкспорт».
     Як-130 обеспечивает высококлассную подготовку летчиков в короткие сроки для любых типов истребителей 4-го и в перспективе – 5-го поколений как на основном этапе обучения, так и на переходном к пилотированию истребителей. Предварительное заключение о соответствии этого самолета ВВС и возможности его серийного производства и поставок планируется получить в конце этого года. В соответствии с достигнутой договоренностью ВВС РФ готовы со следующего года заказать партию из десяти машин.
     Такое внимание к Як-130 со стороны Минобороны не случайно, поскольку он может выступать не только как учебно-тренировочный самолет. В перспективе его можно использовать в качестве легкого штурмовика, поскольку машина оснащена бронированной кабиной и имеет пилоны, на которых можно разместить до 3 тонн боеприпасов. В плане вооружения самолета рассматривается возможность подвески восьми авиабомб по 250 кг или четырех корректируемых авиабомб КАБ-500 с телевизионным или лазерным наведением. Предусмотрена возможность применения управляемых ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
     По оценке специалистов, рынок самолетов этого типа на ближайшие 15 лет оценивается в 1.300 машин. Российские ВВС до 2020 года планируют закупить до 200 Як-130.
     изготовление и модернизация беспилотных летательных аппаратов для комплексов беспилотной воздушной разведки «Строй-П» также является одним из приоритетных направлений для нашего КБ. К сожалению, в связи с известными трудностями с производством новой военной техники для ВВС заказ «беспилотников» затягивается. Хотя потребность Российской армии в комплексах подобного типа составляет как минимум десять единиц. Ведь боевые действия в Чечне подтвердили их высокую эффективность.
     
НАША СПРАВКА

     БПЛА «Пчела-1»: взлетная масса - до 138 кг, крейсерская скорость – 110-180 км/ч на высотах 100-3000 м, продолжительность полета - 2 ч, дальность приема команд и телевизионного изображения - 60 км, количество одновременно управляемых аппаратов - 1-2, количество взлетов/посадок - более 5. Обслуживающий персонал комплекса – 9 человек. Имеется возможность установки на борт сменного комплекта разведоборудования, в состав которого входят телевизионная камера или тепловизор.
     
Следует отметить, что в создании этого вида техники задействованы 10 основных и более 50 мелких предприятий-поставщиков. Так, Смоленский авиационный завод осуществляет серийное изготовление планеров аппаратов «Пчела», а монтаж целевого и иного оборудования на БПЛА производим мы.
     Напомню, что этот комплекс разрабатывался в интересах мобильных частей Вооруженных Сил ВДВ. На бронетранспортере размещен наземный пункт дистанционного управления, пусковая установка и БПЛА «Пчела-1» в транспортно-десантном контейнеpе. Аппаратура обеспечивает получение информации в реальном масштабе вpемени, и картинка «читаемой» «Пчелой» местности сразу же передается на экраны мониторов. Найдя интересующую цель, оператор тут же определяет ее координаты.
     В дальнейшем предполагается применение «Пчелы» совместно с новым учебно-боевым самолетом Як-130, для обеспечения лазерной подсветки целей и оперативно-тактических разведывательных и ударных БПЛА. Научно-исследовательские работы в этом направлении мы проводим на собственные средства.
     В общем производственном объеме по созданию перспективного авиационного комплекса пятого поколения на долю ОКБ им. А.С. Яковлева будет приходиться примерно 10-15 процентов. Сюда войдет комплекс работ по обеспечению укороченного взлета и посадки самолета – одно из наших приоритетных направлений. Согласно техзаданию новый истребитель должен быть включен в единую авиационно-космическую и наземную сеть системы управления. Самолет сможет получать целеуказания с удаленных пунктов управления и космических спутников.
     Другие наши программы - это легкий боевой самолет на базе Як-130, самолет первоначального обучения нового поколения Як-152, акробатический учебно-тренировочный самолет Як-54, легкие многоцелевые самолеты Як-58 и Як-112, регионально-административный самолет Як-48. Также мы работаем по дальнейшей модернизации эксплуатирующихся Як-40, Як-42, Як-18Т. Наше ОКБ принимает участие в проекте регионального самолета RRJ фирмы «Сухой». Совместно с китайской фирмой разрабатываем сверхзвуковой учебно-тренировочный самолет для ВВС Китая и т. д. Интенсивность работ по программам варьируется в зависимости от возможностей финансирования.
     Что касается других областей, то недавно нашими специалистами был создан принципиально новый тренажер. Аппарат пригоден как для обучения летчиков для полетов на самолетах марки «Як», так и для проектирования перспективных образцов авиационной техники. На нем можно быстро и качественно отработать программное обеспечение дистанционной системы управления самолетом. Ранее это производилось на наземном стенде, и лишь потом на крылатой машине. Сегодня имеется возможность «прогнать» реальную систему управления на тренажере. По мнению специалистов, стоимость тренировочных аппаратов подобного класса на мировом авиационном рынке составляет примерно $6-8 млн. Но российским ВВС они обойдутся гораздо дешевле.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства