на главную страницу

18 Мая 2004 года

Планета людей

Вторник

ГОЛОС ФРАНЦИИ ЗВУЧИТ СИЛЬНЕЕ

Алексей ВЕНЦЛОВСКИЙ, «Красная звезда».



В середине марта в Желтом море близ города Циндао прошли совместные учения военно-морских сил Франции и Китая. С французской стороны в них приняли участие противолодочный корабль «Латуш-Тревиль» и фрегат «Командан Биро». ВМС Народно-освободительной армии Китая (НОАК) были представлены одним из самых современных эсминцев – «Харбин», танкером-заправщиком «Хунцзэху». Наблюдатели отмечают, что это были первые французско-китайские маневры и одновременно наиболее крупные совместные учения ВМС НОАК с вооруженными силами зарубежных стран.

     
Ее дом – не только Европа

     Эти учения стали еще одним свидетельством складывающихся между Парижем и Пекином особых отношений. В их основу заложен ряд далеко идущих французско-китайских соглашений, которые были достигнуты в ходе государственного визита во Францию председателя КНР Ху Цзиньтао. Среди них и рамочное соглашение, подписанное французским министерством ядерной энергетики и министерством науки КНР и предполагающее «сотрудничество двух стран в области ядерного синтеза и совместное изучение новых видов энергии». Столицы обеих держав неизменно выражают друг другу симпатии, закрепляя их практическими делами. Так, французский президент Жак Ширак назвал «серьезной ошибкой» намерение Тайваня отделиться от материкового Китая и высказался за воссоединение этой провинции со всей страной, выступает за снятие с КНР оружейного эмбарго, введенного ЕС после подавления студенческих демонстраций в июне 1989 года. Жак Ширак назвал его «бессмысленным» и «не соответствующим политическим реалиям сегодняшнего дня».
     Пример с Китаем показывает, что сегодня в Версале смотрят во все стороны света и под разными углами. Франция предлагает создать при ООН группу по контролю над разоружением, в задачи которой будет входить осуществление проверок, которые позволят убедиться в отсутствии у той или иной страны оружия массового поражения. Париж призывает к реформе Совета Безопасности ООН и включению Индии в состав его постоянных членов, так как она «знает цену борьбы против терроризма». При этом французы объясняют это тем, что «отдельно взятая страна может выиграть войну, однако она не способна в одиночку выиграть мир». Франция выступила против объединения Международных сил по содействию безопасности в Афганистане и операции США «Несокрушимая свобода», мотивировав это рядом «нестыковок» по выполняемым задачам.
     Только в рамках 26 операций, проводимых под эгидой НАТО, ООН, а также самостоятельно, Париж развернул в мире 10-тысячный военный контингент. В обиход вошло новое правило: не только как отдельное государство, но и как страна – участница большого, богатого и мощного ЕС, Франция должна осуществлять свое влияние в любой части мира.
     Но все-таки руководство французского государства осознает, что приоритетом должно стать строительство продуктивных отношений прежде всего в рамках Европейского континента. В этом направлении уже много достигнуто. Несмотря на определенные трудности, положительную тенденцию приобрело строительство, по французской инициативе в том числе, общеевропейской армии и экономики. К примеру, в феврале 2004 года правительство Великобритании приветствовало согласие Франции на совместное строительство авианосцев. Согласно официальным данным, на первом этапе речь идет о совместной разработке и строительстве трех неатомных авианесущих кораблей – одного для Франции и двух для Британии. По словам представителя Даунинг-стрит, 10, согласие Парижа «открыло возможность индустриям по обеим сторонам Ла-Манша расширить сотрудничество в деле удовлетворения нужд ВМС» и «будет содействовать укреплению обороноспособности Европы и военного взаимодействия Франции и Британии».
     Однако на сегодня самой актуальной повесткой, по мнению Парижа, остается выработка в ЕС единого подхода по международным проблемам. В частности, в отношении Балкан, где не так давно албанские экстремисты вновь поставили под вопрос процесс нормализации обстановки в Косово. «Ситуация нормализуется, и направленный в провинцию усиленный батальон постепенно выводится оттуда, – заявил представитель ВС Франции полковник Кристиан Батист. – Однако в случае необходимости оперативные стратегические резервы вернутся к выполнению поставленной задачи». Кстати, французский контингент численностью 2.900 человек составляет основу сил КФОР в Косово. После антисербских выступлений 17-19 марта он был усилен 500 военнослужащими.
     - Межэтнические столкновения создали серьезную брешь в перспективах выхода из кризиса, – заявила министр обороны Франции Мишель Аллио-Мари. – Но в этих чрезвычайных обстоятельствах Франции предстоит взять на себя в сентябре командование силами КФОР. В военном отношении нам следует быть в особой готовности, и любые военные действия должны быть поддержаны дипломатическими усилиями как самой Франции, так и международного сообщества в целом. Безопасность и стабильность на Балканах – основа стабильности Европы, и Франция приложит к этому все усилия.
     Правда, в косовском вопросе еще много неясностей. В частности, из-за того, что серьезные разногласия стран ЕС с теми же США давно стали нормой, в том числе и по «балканским» проблемам. В марте они возникли в отношении руководства миротворческой операцией в Боснии. В нынешнем году Евросоюз сменит НАТО в качестве структуры, обеспечивающей международное военное присутствие в этой бывшей югославской республике. Однако США стремятся сохранить политический и отчасти военный контроль над силами, которые создаются и подчиняются ЕС. Для Евросоюза это неприемлемо, так как подрывает саму идею способности Европы принимать решения. А ей хотелось бы усилить свой «потенциал самостоятельности». Впрочем, как и Франции в отдельности.
     Другую сферу континентального сотрудничества занимает вопрос борьбы с терроризмом, в решении которого Франция активно проявляет себя. Ее МИД постоянно призывает к более широкому сотрудничеству в этом направлении. «С 2001 года в борьбе с терроризмом были предприняты значительные усилия, – отметил Жак Ширак. – Тем не менее масштабы угроз требуют более широкого взаимодействия». Он подтвердил твердую решимость Франции бороться с террористами, коих в его стране действительно хватает, подчеркнув, что «здесь не может быть никаких оправданий, как никогда не может быть оправданий варварству». Вместе с тем президент Франции считает, что международное сообщество должно эффективнее работать над искоренением причин, порождающих терроризм: нищеты, невежества, нерешенных конфликтов. Если вспомнить тот же «корсиканский» вопрос, то сколько сил у Парижа уходит на усмирение сепаратистов, подсчитать довольно трудно. Одним словом – много. Хотя результаты этого не всегда положительны. На днях в корсиканском городе Бастия произошли массовые столкновения манифестантов с полицией. Несколько сотен корсиканских националистов собрались у Дворца правосудия и здания прокуратуры, выкрикивая требования «положить конец репрессиям со стороны государства». В ответ для усмирения толпы полиция применила гранаты со слезоточивым газом.
     Еще одной «красной нитью» во французской внешней политике проходит иракская проблема. Выступив с самого начала против силового ее решения, Париж сегодня настойчиво высказывается за восстановление ситуации в Ираке под эгидой ООН, быстрейшую передачу власти иракскому правительству, обеспечение безопасности и реконструкцию иракской экономики.
     
Враждебно настроенная держава?

     В этой связи следует напомнить, что разные подходы к иракской проблеме стали в свое время серьезным камнем преткновения в отношениях Франции с США. Разлад грозил вылиться в крушение наработанных схем товарооборота, политические передряги. И сегодня нездоровые эмоции остаются действенным барьером на пути развития отношений Вашингтона с Парижем. Правда, уже несколько месяцев по обе стороны Атлантики открыто говорят о некотором их потеплении. Скажем, в декабре прошлого года министр обороны Франции Мишель Аллио-Мари заверила, что в сфере безопасности страны «работают как партнеры». Спустя месяц – что «в Вашингтоне наблюдается стремление перевернуть страницу разногласий».
     По мнению французского министра, «американская администрация не может перед лицом общественного мнения своей страны находиться в длительном противоборстве с Францией – одним из самых давних исторических партнеров США. Улучшение отношений связано и с тем, что США сами убедились, что многое, о чем их перед военной операцией предупреждала Франция, оказалось верным». Кстати, согласно данным из дипломатических источников, Франция готова рассмотреть некоторые «иракские» варианты, правда, после того, как закончится оккупация и пройдут выборы в национальные органы власти, и только по соответствующему решению ООН. Париж даже изучает возможность перевода части операции под управление НАТО.
     Тем не менее полтора года острых дебатов и споров сыграли свою роль. Это выразилось в том, что ряд американских политиков до сих пор характеризуют Францию как «враждебно настроенную державу», даже несмотря на признание США необходимости поиска взаимопонимания с ней. Несколько важных шагов навстречу Вашингтон все-таки предпринял. К примеру, снял вето с назначения двух высших французских военных на стратегически важные должности в НАТО. Речь идет о месте в Верховном командовании в Норфолке (США), где разрабатывается новая структура реформированного альянса, и Генеральном штабе НАТО в Европе. Никогда ранее с момента выхода Франции из военной структуры НАТО в 1966 году ее военные не допускались в эти две ключевые структуры.
     Между тем особенную роль в отношениях Франции с США играет именно «призма НАТО». Сквозь нее рассматриваются перспективы совместных чисто технических проектов, боевые операции альянса и пр. В начале февраля французский министр обороны заявила о том, что ее страна активно поддерживает операции НАТО, в том числе проводимые за пределами зоны ответственности. «НАТО, задуманная как мощная система защиты Европы, в настоящее время… вынуждена действовать в других кризисных регионах, представляющих угрозу для европейских стран». «Франция, – напомнила она тогда, – участвует в силах быстрого реагирования альянса, численность которых к 2008 году должна быть доведена до 21 тысячи человек. Это участие тем более оправданно, что совпадает с целями, которые мы преследуем, создавая новую оборонную систему Европы».
     Все это говорит о том, что к Франции на мировой арене прислушиваются, без решающего слова этой европейской страны не могут обойтись в вопросах экономики, глобальной и региональной безопасности, при решении многих других насущных международных проблем. Париж знает себе цену и не забывает при этом постоянно уточнять внутреннюю и внешнюю политику, приводить ее в соответствие с действительностью и прогнозами на 30 и более лет вперед. Гордые галлы четко усвоили одно правило – имидж ведущей мировой державы должен постоянно подкрепляться делами. Что еще раз подтвердил Жак Ширак в традиционном обращении к армии, подчеркнув, что будут приняты все меры для усиления национальной армии.
     
Особый «ядерный» вопрос

     3 февраля с.г. Франция отказалась от варианта создания миниатюризированного ядерного оружия. Об этом заявила министр обороны страны Мишель Аллио-Мари: «Ядерные вооружения являются политическими и имеют отличную от других видов цель, которая не предназначается для решения задач на поле боя. Исходя из этого принципа, мы исключили вариант создания миниатюризированного ядерного оружия». Выступая с докладом в парижском Институте высших исследований национальной обороны, она дала понять, что в случае разработки подобного вида ядерного оружия перед руководством Франции встала бы сложнейшая проблема изменения доктрины ядерной политики страны. «Мы отказались от этого», – заявила министр обороны.
     Летом 2001 года Жак Ширак сформулировал ядерную стратегию Франции на XXI век, которая включает в качестве основы принцип ядерного сдерживания. «Ядерное сдерживание продолжает сохранять свою актуальность», – заявила Аллио-Мари. Согласно новейшим теориям ряда западных военных специалистов, миниатюрное ядерное оружие может в ближайшее время стать тактическим видом вооружений и применяться для уничтожения объектов, где сосредоточено возможное химическое, биологическое и ядерное оружие противника.
     Кстати, отказ от создания миниатюрных ядерных боеприпасов может служить примером для других стран. Такую точку зрения высказал куратор российской группы международной организации «Генералы и адмиралы за мир и безопасность» генерал-майор в отставке Юрий Лебедев. По его словам, этот шаг может стать историческим и положить начало полному уничтожению ядерного оружия, как это происходит сейчас с химическим. «Франция первой пришла к выводу, что в гонке новых видов ядерного оружия не будет победителей», – отметил он.
     По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира, Франция в настоящее время располагает арсеналом из 348 ядерных боеголовок. Но, как утверждают в министерстве обороны Франции, ядерное устрашение – это «наша крайняя защита» в ситуации, когда такие страны, как Северная Корея, Иран, Пакистан, оснащают себя ядерным оружием.
     
Партнеры, проверенные временем

     Нераспространение оружия массового поражения наряду с другими вопросами обеспечения международной стабильности и безопасности лежат в основе российско-французского взаимодействия на мировой арене. Москва и Париж плечом к плечу работают в направлении сближения России с ЕС и НАТО. «Приоритеты Евросоюза должны заключаться в усилении политических, экономических и культурных связей с Россией, – сказал Жак Ширак. – Необходимо понимать, что Россия предпринимает огромные усилия для укрепления своей государственности, которая была значительно ослаблена в не столь отдаленном прошлом, что идет возврат этой великой державой ее места в мировом сообществе. В этих условиях для Евросоюза исключительно важно иметь тесные связи с Россией». Под этим же углом зрения Франция рассматривает перспективы присоединения России к ВТО.
     В последнее время российско-французские отношения, прошедшие проверку почти двухсотлетним сотрудничеством, приобрели характер зрелого стратегического партнерства. Как говорят в российском МИДе, это проявляется в интенсивности и доверительности диалога, импульс которому придают регулярные встречи президентов России и Франции Владимира Путина и Жака Ширака, министров иностранных дел и обороны, других руководителей федерального и регионального уровней. Так, в начале марта этого года состоялось очередное заседание российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности, в который входят главы внешнеполитических и оборонных ведомств обеих стран. На нем были приняты решения по расширению взаимодействия по многим направлениям. Например, двум странам предстоит совместная разработка разведывательного беспилотного летательного аппарата.
     В этой связи следует подчеркнуть, что сфера военно-технического сотрудничества между Россией и Францией приобретает все более реальные формы. Так, благополучно прошел летные испытания учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ, в создании которого принимают участие российские и французские компании. А в ноябре прошлого года французская фирма «САГЕМ» и британская «БАЕ Системс» решили участвовать в модернизации вертолетов Ми-24 и Ми-17. Соответствующие соглашения, по данным ИТАР-ТАСС, подписаны с ФГУП «Рособоронэкспорт». Планируется отработать и «космические» проекты, в частности рассматриваются перспективы совместного использования космодрома Куру.
     «Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов». Эту аксиому Шарля Луи Монтескье парижские отцы-политики давно поняли, приняли на вооружение и действуют сообразно ей, причем не только ради решающего слова электората, но и ради будущего своего государства.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства