на главную страницу

18 Мая 2004 года

Культура

Вторник

Елена ДРАПЕКО:В унисон звучат сердца

Беседу вели Аркадий ПИНЧУК, Валерий ШТИЦБЕРГ.



     
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА

     Елена Драпеко – заслуженная артистка России, лауреат многочисленных премий, снялась более чем в 60 фильмах. Первая же роль в картине «А зори здесь тихие» принесла актрисе ослепительный успех. Сегодня она – заместитель председателя Комитета по культуре Государственной думы РФ.
     
– Елена Григорьевна, не так-то и давно вопросам культуры в армии уделялось внимание едва ли не равное вопросам боевой подготовки. В каждой части активно функционировали солдатские и офицерские клубы, в гарнизонах – дома офицеров, где давались концерты, ставились спектакли, организовывались передвижные выставки художников, встречи с известными артистами, музыкантами...
     – И добавьте к сказанному, что на киностудиях страны снимались фильмы об армии, которые стали кинематографической классикой и даже спустя десятилетия не потеряли своей актуальности, смотрятся с неизменным интересом. Среди них – «Офицеры», «В бой идут одни старики», «Небесный тихоход», «Белорусский вокзал», «Белое солнце пустыни» и многие другие. Почти каждый театр имел в своем репертуаре военно-патриотические спектакли с выездными вариантами декораций для армейского зрителя. Регулярно организовывались шефские поездки в воинские части.
     – Насколько нам известно, вы тоже участвовали в подобных командировках?
     – Особенно много их было после выхода на экраны фильма «А зори здесь тихие». Кстати, первый показ этой ленты состоялся не в Москве, а в солдатском клубе одной из воинских частей в Карелии, где проводились натурные съемки. Мне кажется, актерский коллектив «Зорь» побывал тогда во всех гарнизонах Советского Союза. Легче сказать, где мы не были...
     – Например, в ограниченном контингенте войск в Афганистане...
     – В Афганистане тоже были! В самый разгар боевых действий середины восьмидесятых. Верхом на бронетранспортере мы объехали практически все военные городки, побывали на самых дальних высокогорных блокпостах. Память до сих пор хранит разговоры с солдатами и офицерами, их удивительное отношение к нам, актерам... Ребята видели во мне не столько Елену Драпеко, сколько Лизу Бричкину. Командир одной зенитно-ракетной батареи признался, что выбрал профессию офицера-зенитчика после того, как посмотрел этот фильм.
     Действительно, воспитательный потенциал хорошего кино переоценить трудно. Сколько молодых людей позвал в небо довоенный «Валерий Чкалов»! Десятки тысяч мальчишек рвались служить в десантных войсках после фильма «В зоне особого внимания». В том числе, кстати, и мой коллега по Госдуме, бывший командир роты Санкт-Петербургского суворовского военного училища Герой России подполковник Андрей Шевелев. А фильм «Офицеры»? Когда эта картина пошла на экранах страны, конкурс в военные училища вырос в разы!
     – Интерес военных людей к работам и жизни знаменитых мастеров театра и кино понятен. Зритель очень часто отождествляет актеров с героями, показанными на экране. Например, Бабочкин навсегда остался Чапаевым, Юрий Соломин – адъютантом его превосходительства, Тихонов – разведчиком Штирлицем, а Папанов – генералом Серпилиным. Каждая встреча с мастерами кино для служивого человека – праздник. А что вы, знаменитые артисты, получали от этих встреч? Отчего рвались в войска, не считаясь со многими неудобствами?
     – Встречи с армейским зрителем и для нас были праздником. В этих поездках мы получали такой заряд адреналина, такой вал любви и обожания, что его нельзя оценить никакими гонорарами. Это во-первых. А во-вторых, мы по этим встречам выверяли качество своей работы, постигали военную жизнь изнутри, закрепляли свои знания в деталях, которые нередко создают доверие к искусству или, наоборот, вызывают отторжение. Кинематографисты того времени никогда бы не допустили такой фальши, как это получилось у создателей ленты «Граница. Таежный роман». Там есть яркие образы, самобытные характеры, воплощенные талантливыми актерами, профессиональная режиссура. Но фильм этот не об армии. Точнее, не о Советской Армии. Я не склонна идеализировать быт военных городков, но знаю, что не было в подобных гарнизонах такого беспробудного пьянства, не было практики отправлять в наказание провинившихся офицеров на ответственные приграничные участки. По тайге бродят вооруженные до зубов солдаты, ведут огонь по сопредельной территории... Видно, не было у режиссера нормального военного консультанта.
     – Видно, что вы не понаслышке знаете армию...
     – Я же выросла в гарнизонах. У меня отец был офицер, служил замполитом противотанкового артиллерийского полка. Так что мой путь на профессиональную сцену начинался с художественной самодеятельности солдатского клуба. И я сейчас стараюсь при каждой возможности встречаться с воинами, хотя встречи эти давно не радостные. Художественная самодеятельность почила в бозе, войсковые библиотеки почти не пополняются новой литературой, шефские концерты стали экзотикой...
     – Очевидно, причинами всех культурных бед являются деньги? Вернее, их отсутствие?
     – Не всегда. Вот конкретный пример. Два года назад Ленфильм запланировал съемки телесериала о современной армии. Уже и сценарий был готов, «Найти героя» назывался. Съемочная группа обратилась к военным за поддержкой. Просили не денег, нужно было помочь военной техникой и личным составом для участия в массовках. Но на наше обращение ответа мы так и не получили. Добрый замысел был загублен на корню. Однако я больше чем уверена, что потеряно далеко не все. Об этом свидетельствует в первую очередь нарастающий в обществе интерес к военной профессии вообще и к человеку в погонах в частности. Стали появляться художественные фильмы об армии более глубокого содержания, с патриотическим звучанием. В этом ряду могу назвать ленты «Честь имею», «Моя граница», «72 метра», «Благословите женщину» и другие. Слышала, что и Центральный академический театр Российской армии планирует поставить спектакль о современной героике.
     Добавлю, что я искренне радуюсь, что в войска возвращается интерес к военной геральдике, что в стране чаще отмечаются Дни воинской славы, что свое место постепенно находит в армейской жизни православная культура. Но это пока лишь гонцы будущего ренессанса.
     – А если представить такую ситуацию... Вам дают полномочия и говорят: «Действуйте, Елена Григорьевна!» Какими бы были ваши первые шаги?
     – Вопрос серьезный и требует определенной подготовки. Но я сразу скажу, что в первую очередь надо реанимировать все то лучшее, что было в Русской и Советской Армиях, что доказало свою полезность в веках и десятилетиях. Мы владеем богатейшими традициями, огромным опытом. Я бы для решения этого вопроса попросила руководителей страны обратиться за помощью к среднему и крупному бизнесу – состоятельные люди в России всегда помогали культуре. К тому же надо бы учредить для меценатов специальные премии и призы... А после того объявить и провести в стране конкурсы на создание лучших художественных произведений о Российской армии: песен, сценариев для кино, пьес для театра, живописных полотен, скульптур.
     Постижение своей национальной культуры, ее исторических завоеваний и традиций, понимание ее перспектив – это своеобразная дорога к Храму. У армии эта дорога имеет свои специфические особенности, которые также включают в культурное наследие воспитание патриотизма, готовности к жертвенности во имя защиты своего Отечества, святой верности воинскому товариществу. Чтобы ответить на новые вызовы времени, армия должна быть не только высокопрофессиональной, но она должна быть еще и высококультурной.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства