на главную страницу

19 Мая 2004 года

Проблемы вузов

Среда

Производители
интеллектуальной собственности

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Разговор с ректором Уральского государственного университета членом-корреспондентом РАН Владимиром ТРЕТЬЯКОВЫМ начался на минорной ноте. Просто совпало, что в тот же день в «Красной звезде» вышло интервью главнокомандующего Сухопутными войсками – заместителя министра обороны РФ генерала армии Николая Кормильцева. Анализируя проблему командирской подготовки преподавательского состава военных кафедр, главком в качестве отрицательного примера привел эпизод проверки военной кафедры УрГУ. Речь шла об офицерах-преподавателях, сдавших на «неудовлетворительно» тактическую летучку и показавших «полное незнание основ использования артиллерии в общевойсковом бою».

     Факт негативного упоминания в главной армейской газете университетской кафедры не на шутку расстроил Владимира Евгеньевича. Казалось, даже комментарий «по факту» начальника военной кафедры УрГУ полковника Михаила Дроботова не развеял сомнения ректора, хотя прямой недоработки руководства кафедры в данном вопросе не просматривается. По словам Дроботова, согласно действующему положению строить работу кафедры приходится только с теми, кого в его распоряжение направляет кадровый орган Приволжско-Уральского военного округа. А именно – с офицерами не только сухопутного, но и военно-воздушного, военно-морского, гуманитарного профиля. Сегодня это добрая половина от общего состава кафедры – именно те, кому в силу специфики прежнего рода деятельности не удалось в период проверки сдать «сухопутную» летучку на положительную отметку.
     – Жаль, что все так складывается, – сокрушенно произносит в разговоре Владимир Евгеньевич. – Я знаком с каждым преподавателем кафедры. Отличные офицеры…
     Правда, когда речь зашла о самой кафедре, ректор Третьяков преобразился.


     – Владимир Евгеньевич, в двух словах – об истории «военной составляющей» УрГУ...

     – Согласно сохранившейся инструкции внутреннего распорядка до 1940 года в университете наравне с остальными предметами обязательной учебной дисциплиной считались военные занятия. Примечательно, что на должность первого руководителя военного направления был назначен Дмитрий Надеждин – генерал-лейтенант царской армии.
     В различные годы военная кафедра УрГУ готовила для войск командиров мотострелковых взводов, взводов дивизионной артиллерии, офицеров-политработников. За свою бытность университет воспитал свыше 11 тысяч «запасников».
     Ряду студентов военной кафедры после выпуска довелось пройти через Афганистан. Некоторые исполняли воинский долг в «горячих точках» постсоветского периода. Нам есть, кем гордиться. Офицер-интернационалист Николай Устягин, например, удостоен ордена Красной Звезды и медали «За отвагу». За участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе правительственными наградами отмечены старшие лейтенанты Команев и Сухоруков.
     С сентября 2003 года военная кафедра УрГУ выполняет заказ на подготовку офицеров запаса по четырем военно-учетным специальностям: «Боевое применение мотострелковых подразделений, частей и соединений», «Психология», «Организация социальной работы и правового воспитания» и «Организация гуманитарной подготовки». О том, насколько популярна военная кафедра в университете, говорит тот факт, что при установленном ежегодном заказе на подготовку 135 офицеров запаса учебные «пары» с военной составляющей посещают более 300 студентов. Во многом авторитет военной кафедре создает сам преподавательский состав. Студенты высоко ценят тех, кто не на словах, а на деле испытал нелегкую армейскую работу. Например, в послужном списке полковника Александра Арделяна значатся Чернобыль и Чечня. За участие в спецоперациях на Северном Кавказе ордена Мужества удостоены подполковник Сергей Романычев и капитан Дмитрий Шуняков.

     – Однако Уральский госуниверситет ценим представителями военного ведомства не только за то, что в его стенах куются кадры армейских запасников. С недавнего времени к вам все больше стали обращать свой взор представители оборонной промышленности. Чем именно вам удалось заинтересовать «оборонщиков»?

     – Я с нетерпением ждал этого вопроса. Потому что в плане контактов, как вы говорите, с «оборонщиками», нам действительно есть чем похвалиться. Судите сами: выпускники и студенты старших курсов только математико-механического факультета в рамках производственной практики сегодня востребованы сразу тринадцатью мощнейшими предприятиями ВПК и структурами безопасности Среднего Урала. В их числе Федеральный аэрокосмический центр НПО Автоматики, Уралмаш, ФГУП ОКБ «Пеленг», Уральский оптико-механический завод, Федеральный ядерный центр (г. Снежинск), ракетный центр им. Макеева (г. Миасс), ФГУП «ПО Уралвагонзавод» (г. Нижний Тагил). Более того, сегодня мы говорим о том, что подготовленные на факультете специалисты трудятся не только разработчиками тем, ведущими специалистами, но и входят в число руководителей и организаторов производств ВПК.

     

     
НАША СПРАВКА

     Уральский государственный университет им. А.М. Горького (УрГУ) – высшее учебное заведение исследовательского типа. Основан в 1920 году как комплекс естественных, гуманитарных и технических учебных заведений. Входит в число ведущих университетов России. Учебный процесс обеспечивают 13 факультетов, 87 кафедр (в том числе военная), где получают образование более 17 тысяч человек. Среди преподавателей УрГУ 236 профессоров, докторов наук, 18 членов Российской академии наук, свыше 40 членов других академий, 28 заслуженных деятелей науки и культуры, свыше 500 доцентов, кандидатов наук.


     


     На том же факультете с 1998 года ведется обучение по специальности «Компьютерная безопасность» (аналога данной программе нет ни в одном другом вузе Уральского федерального округа). Излишне разъяснять, насколько важно в наше время уметь обеспечивать безопасность и целостность информации при ее обработке, хранении и передаче с использованием компьютерных технологий. Тем более в таких условиях, когда российскому пользователю, в том числе из сферы ВПК, приходится работать не на отечественных, а на импортных операционных системах, напичканных, опять же, «забугорным» программным обеспечением. Для закрытого предприятия подобное «удовольствие» может дорого обойтись. Ведь никто сегодня не даст полную гарантию того, что тот или иной программный продукт не дополнен функцией несанкционированного «скачивания» базы данных пользователя.
     Наши выпускники из потока «Компьютерной безопасности», работая в интересах конкретного предприятия, способны самостоятельно создавать защищенные информационные продукты с последующим доступом к ним лишь ограниченного круга лиц предприятия. Поэтому вполне естественно, что весь выпуск в нынешнем году был, что называется, «раскуплен на корню» предприятиями, владеющими закрытыми технологиями. И спрос на специалистов в области защиты компьютерной информации только возрастает. Уже входит в правило, когда учреждения, предприятия и организации берут студентов пятого курса на производственную практику для того, чтобы после окончания университета оставить дипломированных специалистов у себя. Не удивительно, что заработная плата выпускников значительно превышает денежное довольствие профессоров, их обучавших.
     Подстать университетским математикам в интересах общей промышленности, и ВПК в частности, ведется подготовка специалистов на физическом факультете УрГУ. Студенты проводят исследования в области аэрокосмического материаловедения, исследований и создания материалов для систем специального назначения. Астрономы университета ведут работы по мониторингу спутниковых систем, в том числе и специального назначения. Дано «добро» на подготовку специалистов широкого профиля по специальности «Фундаментальная радиофизика и физическая электроника». Наконец, в этом году университет вошел в число вузов, на базе которых начинается подготовка по совершенно новому для России направлению «Нанотехнологии».
     Вот почему у представителей оборонной отрасли в последние годы действительно появился к нам особый интерес. Ведь производственникам нужны квалифицированные кадры, а мы умеем их готовить.

      – Высшему «пилотажу» УрГУ в подготовке высокоинтеллектуальных кадров оставалось бы только радовало, если бы не одно «но»…

     – Можете не продолжать. Я догадываюсь, о чем пойдет речь. И вынужден согласиться: «утечка мозгов»– это наша «ахиллесова пята». Да и не только наша – любого другого, сродни УрГУ, учебного заведения.
     Выпускники университета – специалисты высочайшего класса. Поэтому нет ничего удивительного, что процесс становления наших студентов тщательно отслеживается в первую очередь зарубежными «покупателями» интеллектуальной собственности. Данному процессу сегодня способствует ряд факторов, в том числе и проводимые межвузовские, общероссийские и международные студенческие первенства и олимпиады. И уже не секрет, что самым перспективным студентам еще до выпуска делаются выгодные предложения на работу за рубежом. Статистические данные свидетельствуют: «отказники» встречаются крайне редко.
     К сожалению, сегодня у государства нет юридических прав удержать человека в границах Отечества, проще говоря, сделать его «невыездным». Пытаться «пристегнуть» прекрасно сознающего свою интеллектуальную исключительность подростка речами о долге и патриотизме – лишь время тратить. Это поколение практичных людей. Остается одно: клин клином вышибать, то есть выработать такую систему стимулов, чтобы в рамках юридической обоснованности заинтересовать дипломированного выпускника в строительстве карьеры на взрастившей его территории.
     Частичная реализация этой идеи нам удалась. Схематично она выглядит так. Предприятие просит УрГУ подготовить для производства 20 выпускников на конкретные должности с известным окладом, сроком обязательной отработки на предприятии в послевузовский период и предусмотренной системой поощрений за внедренные в производственный цикл предложения. Университет из магистрантов-добровольцев 6-го курса формирует группу. Последние, под поручительство предприятия, берут в банке ссуду, дробя ее на собственную стипендию, оплату труда нанятого по программе профессорско-преподавательского состава, аренду учебных аудиторий и лабораторий. Таким образом, студент как бы соглашается в период договорных лет использовать свой интеллектуальный труд во благо развития отечественной промышленности. Чем выше взятая им ссуда, тем длительнее будет срок обязательной отработки.
     Конечно же, это не панацея. Но может претендовать на «ноу-хау» в вопросе сохранения интеллектуальной собственности в границах государства. Тем более что положительный результат данного подхода уже есть. Две группы выпускников УрГУ, работая на предприятиях Екатеринбурга, создавая программные продукты, успешно отрабатывают банковские ссуды. В июне 2004 года предстоит выпуск третьей экспериментальной группы, сформированной по заказу руководства Уральского оптико-механического завода.
     Нам кажется, что без риска потерять дипломированного специалиста подобным целевым образом можно готовить математиков, физиков, химиков.
     Только, думается, по большому счету поиск путей сохранения интеллектуальной собственности - не дело отдельно взятого вуза. Ведь, как ни крути, это проблема национальной безопасности. УрГУ озаботился ею в самый сложный для страны период, еще десять лет назад. В этом направлении мы провели десятки научных исследований. Их результат – перед вами. Возможно, есть более радикальные пути. Перевести их из точечного в массовое состояние – забота государства. На профессионалов должен быть государственный заказ, способный вывести в экономический прорыв большинство, а не отдельно взятые предприятия.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства