на главную страницу

19 Мая 2004 года

Планета людей

Среда

Координация противодействия

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник отделения Антитеррористического центра СНГ
по Центрально-Азиатскому региону Сергей РЕВА

Беседу вел Александр ТИХОНОВ (Бишкек), «Красная звезда».



     - Сергей Иванович, само название вашей структуры говорит о том, что главной ее целью должно являться противодействие угрозам, исходящим от террористических групп и отдельных террористов. Как вы решаете эти задачи?

     - Прежде всего надо отметить, что наше отделение, как и в целом Антитеррористический центр СНГ, - молодая организация. На момент создания центра подобных ему организаций, объединяющих представителей различных осуществляющих борьбу с терроризмом министерств, ведомств и спецслужб нескольких государств, в мире не было. Впервые такая организация была создана 11 государствами СНГ. Те структуры, которые стали создаваться с участием других стран после известных событий 11 сентября 2001 года, в какой-то степени повторяют то, что мы уже прошли. Для первых начинать с нуля – это всегда сложно. По мере того как мы становимся на ноги, объем решаемых задач, которые на нас возложены, идет по нарастающей.
     Основная функция, для которой и создавался центр, – это координация взаимодействия компетентных органов государств СНГ по линии борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма. То есть непосредственно ликвидацией террористических групп АТЦ не занимается, поскольку является информационно-аналитическим подразделением, которое анализирует ситуацию на основании поступающих от наших партнеров данных на территории СНГ, вырабатывает прогнозные оценки (о том, где существует наибольшая вероятность террористической угрозы) и предложения, позволяющие наиболее эффективно решать задачи борьбы с терроризмом.
     Наше отделение в Бишкеке – оно сначала называлось оперативной группой – было открыто решением руководителя АТЦ генерала Бориса Александровича Мыльникова по договоренности с правительством республики и руководством Службы национальной безопасности КР. С 1 августа 2001 года мы официально приступили к работе. В Бишкеке собрались представители России (я - в качестве руководителя этой группы), Казахстана, Таджикистана и Киргизии. Сразу же вакантная должность у нас была предусмотрена для представителя Узбекистана.
     Большую помощь в открытии отделения АТЦ в Бишкеке оказали генерал-полковник Валерий Верчагин, занимавший должность первого заместителя Службы национальной безопасности Киргизии, ныне заместитель руководителя АТЦ, генерал-лейтенант Болот Джанузаков – сейчас он работает в администрации президента Киргизии. То есть на начальном этапе благодаря поддержке руководства государства и прежде всего СНБ Кыргызской Республики мы смогли приступить к выполнению задач. Сейчас СНБ руководит генерал-лейтенант Калык Иманкулов, который тоже нас поддерживает – мы имеем помещение, связь, транспорт, можем пользоваться средствами передачи закрытой информации, если возникает такая необходимость.
     Повторюсь, мы начали работать задолго до терактов 11 сентября 2001 года, которые, как сейчас часто говорят, повернули мировое сообщество лицом к проблеме терроризма. Действия экстремистских сил в ЦАР, наличие баз подготовки боевиков на территории сопредельных государств юга Содружества – все это говорило о том, что какие-то контрмеры нам надо принимать.

     - А как вы оцениваете нынешнюю ситуацию в Центрально-Азиатском регионе с точки зрения наличия террористических угроз?

     - Угроза пока не ликвидирована, чем обеспокоено руководство центральноазиатских государств. В то же время как руководитель отделения АТЦ СНГ в регионе я выражу общее мнение представляющих Казахстан, Киргизию и Таджикистан сотрудников отделения о том, что в целом на территории этих государств обстановка в плане террористических угроз контролируемая, правоохранительные органы в курсе всех происходящих событий и принимают меры профилактического характера. На данном этапе какого-то широкомасштабного всплеска терроризма в регионе не существует. Но ведь все может и измениться...

     - В этой связи хочу задать такой вопрос: по одну сторону баррикад, если можно так сказать, находятся правоохранительные органы и спецслужбы, одним словом - совокупность самых компетентных на данной территории организаций, которые занимаются, в том числе, оперативной работой…

     - Спецслужбы, силовые ведомства каждого государства эти задачи выполняют, мы же в отделении АТЦ СНГ оперативной работой не занимаемся…

     - Я как раз и имею в виду силовые ведомства государств... И этой мощной государственной машине могут с успехом противодействовать какие-то - по определению не способные обладать теми же умениями, знаниями и навыками, которыми обладают сотрудники вышеназванных госструктур, – группы. Получается, совершающие теракты в различных странах группы работают на том же уровне, что и государственные структуры безопасности, а иногда даже переигрывают их. Но ведь чудес не бывает… Не стоит ли за проявлением этих террористических актов руководящая и направляющая сила спецслужб каких-то стран?

     - Почему-то, если где-то что-то происходит, сразу ищут козни спецслужб... Если когда-то и были спецслужбы какого-то государства причастны к созданию групп экстремистской направленности, то на данном этапе речь об этом уже не идет.
     Позволю себе также не согласиться с вами, когда о террористических группах вы говорите, как о кучке неподготовленных, некомпетентных людей. Это далеко не так. Существуют различные организации, которые готовят террористов. Причем весьма квалифицированно. Кроме того, существуют и другие обстоятельства. Например, им, террористам, значительно легче объединиться. Криминал всегда находился в более тесном контакте, чем силы, противодействующие ему, в том числе и в мировом масштабе. Экстремистские группы быстрее находят ситуации, в которых они могут объединиться и действовать, помогая друг другу. В большинстве случаев «организатором и вдохновителем всех побед» в этой среде выступают живые деньги. Используя все те изъяны, которые есть в сегодняшнем мире, – коррумпированность, социальные условия и т.д., лидеры террористических организаций легко продвигаются к достижению своих целей за счет денег. То есть законодательные нормы для них не являются препятствием на пути к достижению собственной цели. Мы же, когда объединяемся для противодействия им, не можем нарушать нормы международного права и законы страны пребывания.

     - И что предписывают правила, которыми вы руководствуетесь?

     - АТЦ провел очень большую работу в плане создания нормативных документов, позволяющих проводить совместные операции. Наши юристы разработали Положение о порядке подготовки и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территории государств Содружества. Оно было утверждено в Кишиневе 7 октября 2002 года, все главы государств СНГ подписали его. Некоторые, правда, сделали это с определенными оговорками, тем не менее этот документ позволяет объединяться в противодействии терроризму, предусматривая все правовые вопросы (например, регламентируются пребывание вооруженных антитеррористических спецподразделений на территории другого государства, их права и обязанности при проведении спецоперации и т.д.). Это очень актуально. К примеру, в той же Испании, как известно, планировалось 10-15 взрывов или даже больше, и значительную часть из них удалось предупредить. Но нельзя исключить, что террористы могут подготовить значительно больший охват территории, когда сил одного государства просто не хватит и подобная помощь будет просто необходима.
     В связи с этим АТЦ организовал и координирует деятельность по подготовке специалистов в масштабах всего СНГ на базе Центра специального назначения ФСБ России, представители которого приезжают в Бишкек и проводят занятия. Конечно, представители силовых структур могут и напрямую, на двусторонней основе, договариваться и работать в этом направлении. Но в данном случае лучше использовать координатора в лице АТЦ, который исключал бы дублирование. Гораздо эффективнее, когда тот же Центр специального назначения ФСБ РФ обучает представителей не какой-то одной страны ЦАР, а всех стран региона. Это позволяет государствам-участникам экономить время и средства, а проходящим подготовку сотрудникам спецслужб государств ЦАР - обмениваться опытом. В тактике и способах проведения спецопераций они должны понимать друг друга.

     - Допустим, руководство одного из государств Центрально-Азиатского региона дает команду своему спецназу на проведение спецоперации на территории своей страны. Что должно произойти, чтобы были задействованы структуры соседних стран для оказания помощи?

     - Чтобы моим подробным ответом не смогли как методическим пособием воспользоваться террористы, отмечу лишь следующее: основная идея создания АТЦ СНГ и его отделения в ЦАР как раз и заключается в том, чтобы за счет координации действий компетентных служб стран – участниц Содружества незамедлительно и эффективно реагировать на любые террористические угрозы в регионе. Уже с 2001 года центр непосредственно проводил оперативно-тактические учения, где всегда предусматривалась как теоретическая разработка обоснования учений или сценария развития событий, так и практическая часть. И всегда в этом участвовали представители не одной спецслужбы, не одного спецподразделения, а нескольких из различных стран. Во всех учениях, проводимых Коллективными силами быстрого развертывания ОДКБ, штаб которых также находится в Бишкеке, мы тоже всегда участвуем. И в ходе тех учений, которые проводились, мы уже в принципе отрегулировали механизм взаимодействия нашей информационной и силовой составляющих.

     - То есть для предотвращения любых поползновений террористических структур не нужны продолжительные переговоры, так как имеется хорошо отлаженная схема противодействия?

     - Конечно. Я не буду раскрывать механизм, как и в течение какого временного интервала это будет реализовываться, но будьте уверены, что это произойдет достаточно быстро.
     Иногда можно слышать разговоры о том, что, мол, незачем создавать какие-то новые структуры – давайте поручим выполнение новых задач, поставленных самой жизнью, сначала одной уже существующей структуре, затем другой, третьей… Кто из них лучше справится, тому и надо заниматься этим вопросом на постоянной основе. Это ошибочное мнение. Если международные экстремистские группировки объединяют свои усилия, расширяют сеть, не мешая друг другу, осуществляют свою деятельность, насколько им позволяют финансовые средства, полученные, в том числе, за счет наркотрафика, то нам тем более надо объединяться для совместного согласованного противодействия. В этом плане АТЦ СНГ осуществляет взаимодействие и с Контртеррористическим комитетом Совета Безопасности ООН, контактирует с отделом по борьбе с терроризмом ОБСЕ. Наши специалисты отработали механизм взаимодействия с Антитеррористической структурой Шанхайской организации сотрудничества, которая только-только создается.

     - Сергей Иванович, не могли бы вы привести наглядный пример успешной деятельности возглавляемого вами отделения АТЦ СНГ?

     - По инициативе центра, наверное, впервые на постсоветском пространстве произошло сближение соответствующих структур в плане пресечения действий лиц, причастных к террористической деятельности, и конкретных примеров тому уже достаточно. Так, в конце прошлого года после обращения Таджикистана в АТЦ и последующего информирования нами соответствующих ведомств всех центрально-азиатских государств удалось задержать на территории Узбекистана и передать таджикским органам правосудия гражданина Таджикистана, находящегося в розыске по линии борьбы с терроризмом. Есть и другие примеры успешного взаимодействия стран ЦАР при координирующей роли регионального отделения АТЦ.

     На снимке: Спецназ одной из центрально-азиатских стран успешно завершил учебную операцию по нейтрализации «террористов».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства