на главную страницу

20 Мая 2004 года

Полигон

Четверг

Батальон уходит в ночь

Записал Юрий Белоусов, «Красная звезда».



Излишне говорить, что схожие по содержанию учебно-боевые задачи в разное время суток решаются с различным результатом. Перечень как объективных, так и субъективных причин разнообразен. О наиболее типичных трудностях, сопутствовавших в зимнем периоде процессу обучения личного состава в условиях ограниченной видимости, рассказывает начальник управления боевой подготовки Приволжско-Уральского военного округа генерал-майор Вячеслав БОГДАНОВ.


     Отработка любого учебного упражнения в ночное время, будь то огневая подготовка, вождение боевых машин, решение тактических задач на полигоне, непременно сопряжена с рядом сопутствующих трудностей, вызванных условиями ограниченной видимости. В качестве доказательства можно привести такой пример. В зимнем периоде обучения в войсках округа проведено более 400 дневных и свыше 170 ночных боевых стрельб отделений. Соотношение полученных неудовлетворительных оценок (в процентах: 0,7 к 2) говорит о том, насколько сложнее решать задачи при ограниченной видимости.

     Среди основных проблем дня в этом плане - процесс управления подразделениями, оснащение личного состава приборами ночного видения и выучка командного звена. Говоря о последнем, приходится с сожалением констатировать, что подготовка офицеров в звене взвод - рота пока далека от совершенства. По ряду причин. В первую очередь потому, что войска сегодня испытывают серьезные трудности с комплектованием подразделений выпускниками военных институтов. Их должности все чаще занимают офицеры, призванные на два года, – выпускники гражданских вузов, которых, как известно, надо дополнительно готовить чуть ли не в том же объеме, что и военнослужащих срочной службы.

     Приходится констатировать, что по остальным пунктам дела обстоят не лучше. Взять хотя бы световое обеспечение учебного процесса. Самое доступное для нас сегодня – это крепящиеся к курткам военнослужащих карманные фонарики, габаритные огни бронетехники и увитая маломощной гирляндой антенна боевой машины руководителя занятия. О каких-то других моментах обеспечения учебного процесса светом (таких, как обозначение створов, подсветка ориентиров, выявленных целей и т.п.) помнят далеко не все организаторы ночных занятий, ограничиваясь, вопреки здравому смыслу, освещением боевого порядка своих подчиненных, но не противника.

     Остается только сожалеть, что мотострелковым отделениям, взводам и ротам приборы ночного видения не положены по штату. Конечно же это серьезно сказывается на качестве управления подразделениями в ночных условиях. Не сложно представить, какова в таком случае ситуация с управлением, если командир лишен возможности полноценно отслеживать развивающуюся на поле боя обстановку, не имеет визуального контроля за своим боевым порядком. Цель он не видит до тех пор, пока она сама себя не обнаружит; личный состав в поле зрения лишь до того момента, пока он на ногах: присел в окопе – выпал из виду.

     Последнюю трудность в какой-то степени могли бы компенсировать средства связи, будь они, опять же, в достатке. Связь от командира батальона до командира отделения устойчива. Но вне эфира остается рядовой солдат. Уточнить задачу, к примеру, снайперу, гранатометчику или пулеметчику, указать без промедления на допущенные ошибки, отследить действия каждого без личного «хождения в окоп» - проблематично.

     Но, как бы ни обстояли дела с материальным обеспечением учебного процесса, установленные нормы ночных занятий в войсках ПУрВО выдерживаются. Этому способствует не только строгое соблюдение расписания занятий, но и заметное развитие элементов дополнительной подготовки обучаемого контингента. Так, в зимнем периоде обучения личный состав Екатеринбургского и Чебаркульского гарнизонов «обживал» новые полигонные классы разведки целей и ведения огня в ночных условиях. К слову, подобными учебными точками располагает далеко не каждый военный округ. Наши классы оснащены высокофункциональными тренажерами, собранными собственными силами. На их базе в любое время суток можно не только обучать личный состав действиям на поле ночного боя, но и прививать военнослужащим соответствующее мастерство: отслеживая в ходе тренировки действия подчиненных, руководитель занятия тут же исправляет их ошибки, указывает на более выгодную последовательность действий.

     Спокойная обстановка процесса обучения формирует у военнослужащего осознание его роли в предстоящем учебном бою. Все, что потребуется от него в ближайшую ночь, – выйти на огневой рубеж и практически отработать учебное упражнение.

     Но даже при столь тщательной предварительной подготовке мы стремимся к тому, чтобы сохранить для обучаемого на огневом рубеже фактор внезапности. Для этого организаторам занятий рекомендована смена мишенной обстановки учебного поля: по возможности разнообразить количество целей, расстояние до них и многое другое. Все это позволяет избежать привыкания участников учебного процесса - к одной и той же - шаблонной - расстановке сил и средств у «противника».

     С элементами внезапности на учебном месте военнослужащие могут встретиться и на ночных занятиях по вождению боевых машин. Для этого пришлось вспомнить с годами утраченные, к сожалению, моменты обучения советских войск. Из практики той эпохи заимствован, к примеру, опыт отработки задач при погрузке автомобильной и бронированной техники на железнодорожные платформы и большегрузные трейлеры. Точнее, речь идет не о самом процессе погрузки и швартовки, а о времени его проведения. Ведь не секрет, что чаще всего, в большей степени из-за перестраховки, это учебное упражнение командиры стараются отработать в светлое время суток. Наша цель: приучить личный состав к тому, что погрузка осуществляется тогда, когда прибыли платформы, если ночью, то и грузимся, значит, ночью. Только в таких условиях обретается настоящий опыт боевой работы.

     Не приемлю высказываний о том, что в связи с отсутствием средств ночного наблюдения, ночные учения низовых подразделений следует чаще проводить по теме обороны, а не наступления. Это в корне не верно. Недавние события на Северном Кавказе на практике доказали, что нельзя готовить войска к бою в тепличных условиях. Тактика наступления ночью, как известно, во многом схожа с дневной. Ее серьезная отработка в светлое время суток способствует четким действиям и в ночной период. Главное, не забыть разъяснить подчиненным, что при надлежащем оснащении современными приборами наблюдения поле боя просматривается ночью не хуже чем днем. Ошибочно полагаться на принцип: не наблюдаю я, значит, и меня не видят. Противник видит всех, кто не стремится себя скрыть. Поэтому при обучении ночью незаменимы каноны дневной тактики: передвижение от укрытия к укрытию, тактика «перекатов», когда находящиеся в поиске или атакующие отделение, взвод, рота при поэтапном продвижении вперед прикрывают друг друга, обеспечивая таким образом взаимную безопасность. Огневую составляющую этапа на поле боя представляет поддержка действий военнослужащего пулеметчиком, снайпером, а если потребует обстановка, то и гранатометчиком, штатным вооружением БМП или танка.

     Поэтому нелишне иногда вспоминать поговорку о том, что ради достижения цели все доступные средства хороши. Не ошибусь, если скажу, что именно так строят процесс ночной выучки личного состава в своих частях офицеры Г. Жидко, А. Синельников. О том, что это направление перспективно, доказывают результаты проверки за зимний период обучения.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства